Иосиф Хусенский. Мои соображения по поводу обучения новичков в российских млм компаниях
Большой жизненный опыт подпольной и нелегальной бизнес деятельности моих родителей в СССР и большой личный опыт активных продаж и предпринимательства, в том числе и в МЛМ, после перестройки помогает мне понять проблемы млм бизнеса в странах СНГ.
Первый опыт предпринимательской деятельности я приобрёл ещё в раннем детстве. Прямо у себя в квартире. Глядя на «незаконную деятельность» своих родителей. Мне было 6 лет, когда мой отец (потомственный сапожник) начал подпольно делать дома сапоги на продажу. Материалы все добыты незаконным путём. Нет, он их не воровал, а покупал. Но, те, кто ему продавали этот материал (кожа, гвозди, дратва, подошвы, колодки, инструменты, лак, краска, и прочее) воровали его у государства. В других местах этих товаров не было. Не было в природе.
Фактически папа был скупщиком краденого. Само изготовление сапог не на государственной фабрике тоже считалось не законным. В добавление к ниже сказанному. Они ещё с мамой по выходным незаконно продавали с рук эти сапоги на базаре. На лицо букет тяжких и очень тяжких преступлений. Срок тюрьмы от 10 лет. Обоим моим родителям. С конфискацией имущества.
О том, что это очень опасно для всей семьи, я не очень понимал. Хотя, позднее, в школе меня родители просили не говорить никому, чем занимается по вечерам и ночам дома папа. Было это в городе Пинске в 1956-1965 годах. Однако на подсознательном уровне, я с детства жил в атмосфере подполья и постоянного страха разоблачения в ожидании прихода людей из органов. Однако этот детский опыт бизнес деятельности привил мне устойчивый иммунитет против всякой незаконной или криминальной деятельности.
Наверно я никогда бы и не переборол этот страх, опасности занятия бизнесом в СССР, если бы не новые времена перестройки и настойчивое желание моей жены иметь много денег. После нескольких лет ссор и скандалов о том, что я получаю жалкие копейки (500-700 рублей в месяц), я сдался и на радость жене в 1988 году организовал медицинский кооператив. Мои старания и видно опыт детства сыграли свою роль. Потому что, через пару лет, мой кооператив был самым крупным и известным в городе. Денег стало много. Даже, очень много. Но вернулись детские страхи.
К 1993 году уже налоговики стали более пристально присматриваться к кооперативам, а при тех, да и при нынешних законах вести бизнес прозрачно и «честно» было не реально. Тем более что конечная себестоимость товара для меня была 65-75%. А налоги составляли на 1 рубль прибыли 75-85 копеек. Значит, приходилось, как и всем рисковать. Надеяться на «русский» авось. До бесконечности это не могло продолжаться. И я искал реальную альтернативу. Искал абсолютно прозрачный и законный бизнес.
И я его в 1994 году нашёл. Это была компания Гербалайф. Я активно включился в распространение этого классного американского продукта и через пару лет стал прилично зарабатывать. А кооператив я очень быстро спустил на тормоза. И закрыл. Было много этому не довольных. Клиенты, вернее родители наших клиентов (кооператив был педиатрической направленности, и ежемесячно обслуживали до 10000 больных и здоровых детей); наши сотрудники (более 400 человек): ну и конечно больше всех была недовольна такому повороту - моя жена. До тех пор, пока я на новом месте не стал зарабатывать более 3000 американских рублей.
Если для удивительного и быстрого процветания кооператива вполне хватало только моих одних предпринимательских навыков, то в млм бизнесе этого оказалось явно не достаточно. Пока я не осознал это и не научился учить этому (навыкам предпринимательства и продажи) других , мои расходы явно превышали мои доходы. Благо, что какое-то время кооператив ещё хорошо кормил. Но, как только я смог реально обучать других людей (своих бизнес партнёров) навыкам продажи и предпринимательства мой личный бизнес распространителя в млм резко пошёл в гору.
Но у млм бизнеса, кроме первого необходимого условия процветания распространителя, быть предпринимателем и уметь этому учить неопытных новичков, есть ещё один очень важный фактор. Он, этот фактор, с моей точки зрения, даже более важный и базовый, чем первый. Это крепость и надёжность семейной пары, и поддержки семьи в целом, новичка бизнеса в млм. И вообще безусловная поддержка семьи и близких, начинающего дистрибьютора на начальном этапе.
К сожалению, я это понял только на своём горьком примере (разводе) хотя и до этого не редко наблюдал подобное негативное явление у других. Как говорится, пока жареный петух в зад…цу не клюнет…… Помимо того, что распалась моя семья, я в этом бизнесе со временем тоже усмотрел много того, что плохо вяжется с моим пониманием прозрачного, честного, и законного бизнеса. Много лжи, обмана и иногда откровенного криминала.
Особенно для меня не приемлемым было одно явление: - для процветания узкой группы топ - лидеров любой компании МЛМ идеологически и методологически необходимо было насильно и обманным путём вовлекать множество (сотни тысяч) не подготовленных и мало пригодных для этого дела людей. Всех кто попадёт под руку. Эти люди, в 97% случаев, через пару недель прозревают. И уходят из бизнеса. Но, часто поздно. Успев затовариться на некоторую приличную сумму того товара, что распространяет компания. Для чего и были вовлечены. Они уходят с гадким чувством обиды и презрения ко всему, что связано с МЛМ бизнесом.И хотя, в большинстве случаев сам товар отличный, он им уже никогда не понравится.
Под ложным и мошенническим девизом « И У ВАС есть шанс преуспеть », даже лучше и больше, чем у того недотёпы, который кричит со сцены во время презентации. Вчерашний «НЕДОТЁПА» радостно и возбуждённо делится своей радостью и успехом: «Что он до прихода в компанию, был нищий бомж и безработный сантехник или пьяница-фермер, а сейчас всего через пару тройку лет без особых усилий он уже совсем другой человек и живёт в своей новой квартире (доме) и ездит на иномарке. И всё у него замечательно. Спасибо, что хватило ума воспользоваться предоставленным спонсором шансом
Следует отметить, что иногда это так и было, но ведь и в лотерею иногда люди выигрывают миллионы. По моей статистике по-настоящему добивается крупного успеха в МЛМ 1 человек на 25000 вовлеченных в этот бизнес. Ещё человек 20-50 из этих 25000 оболваненных на время людей, зарабатывают через пару лет, как хороший наёмный менеджер среднего звена в традиционном линейном бизнесе.
Я долго не мог понять и принять такое соотношение успешных и не успешных бизнесменов в МЛМ. Однако, за 17 лет тесного и не очень, личного соприкосновения с бизнесом МЛМ в станах СНГ (Белоруссия, Россия, Украина, Казахстан), я понял, почему такая плачевная статистика.
Вот её причина на мой взгляд:
1. У постсоветского человека нет навыков ведения бизнеса и продаж. И он об этом даже не догадывается до поры до времени.
2. В 99% случае всё обучение новичков МЛМ сводится к одному: бери больше, кидай дальше. И у тебя всё получится. Фактически человека напрягают на выкуп и потом заставляют его самого выкручиваться из тяжёлой ситуации. Кто выкрутится тот молодец. Он то, нам и нужен. А остальные? Ничего личного. Это бизнес. И эта методология дуплицируется и культивируется.
3. Весь процесс обучения в первые две недели сводится к тому. Чтобы максимально использовать самого новичка и его связи. Пока он не прозрел.
4. Там, где новичков с самого начала не торопят, с покупкой партии товара, относятся к ним лояльно и уважительно, и дают им возможность самим принять решение, результаты первичного отсева ниже и среди бывших распространителей в дальнейшем больше постоянных пользователей продуктом.
Но что самое удивительное в этом бизнесе, это, то, что даже небольшое адекватное обучение новичка на первых порах нужным именно ему новичку элементам продажи и предпринимательства приводит к невероятно положительным результатам. Не случайно среди МЛМ лидеров, достигших вершин карьеры, 23% приходится на людей, в прошлом занимавшихся профессионально обучением других.
Я думаю, что одна из причин хорошей отдачи от адекватного обучения новичков МЛМ в странах СНГ заключается в том, что в сетевой маркетинг на постсоветском пространстве шли пытаться счастья в млм и идут сейчас люди с высшим образованием. Сильные профессионалы своего дела, переставшие быть востребованными в результате тех экономических процессов. Которые развились после перестройки на территории бывшего СССР.
Моё личный опыт бизнес обучения новичков МЛМ показывает, что при адекватном начальном обучении распространителя уже впервые дни его пребывания в бизнесе резко меняет показатели экстренного ухода людей из бизнеса.
При адекватном и не сложном обучении новичка в первый месяц его прихода в МЛМ из бизнеса: - уходят только половина. И среди ушедших многие люди в дальнейшем с радостью и долго употребляют продукцию компании. Если сравнить с «обычной статистикой» - уходом 95%. То это значит, что остаётся в бизнесе на более долгий срок после адекватного и простого обучения в 9 - 10 раз больше новичков. Значит, КПД спонсирования увеличивается, в сотни раз.
Бизнес тренер активные продажи: Иосиф Хусенский. Санкт-Петербург.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Project management, управління проектами Переговори, риторика, ораторське мистецтво Продажі, кол центр, робота з клієнтами