Игротерапия и сказкотерапия детей (основные задачи по организации арт-терапевтического пространства)
Ребенок, который приходит в кабинет психолога или психотерапевта, должен попасть в волшебный мир, где профессионал знакомит его с неограниченными возможностями обычных игрушек.
Ребенок, который приходит в кабинет психолога или психотерапевта, должен попасть в волшебный мир, где профессионал знакомит его с неограниченными возможностями обычных игрушек. Для самых различных целей подготовлен целый арсенал профессионально продуманных, разносторонних, выполняющих разные функции предметы. Так, в работе необходимо учитывать основные задачи психологической помощи детям:
- направить работу на восстановление контакта всех членов социальных систем и объединить их усилия, направив на развитие ребенка;
- в процессе сотрудничества с психологом восстановить искаженный или нарушенный ранее социальный контакт;
- направить действие на восстановление взаимопонимания и эмоционального контакта детей и взрослых;
- использовать кабинет и коллекцию игрушек для формирования навыков детей и оптимизировать их перенос в реальную социальную ситуацию;
- обеспечить творческое взаимодействие всех субъектов коррекционного процесса;
- адекватно направить помощь со стороны значимых взрослых;
- оказывать психологическую помощь одновременно ребенку и значимым взрослым;
- коррекционно воздействовать на все сферы психической деятельности ребенка - двигательную, познавательную, эмоционально-волевую;
- интегрировать различные психотерапевтические направления в процессе работы с ребенком;
- учитывать типологические особенности ребенка;
- оперативно решать актуальные психологические проблемы ребенка;
- обеспечить формирование необходимых психологических новообразований,
- проводить выбор конкретных форм и средств коррекции на основе анализа актуального уровня и зоны ближайшего развития ребенка;
- формировать коррекционные действия с учетом особенностей реальной социальной ситуации, в которой находиться ребенок;
- мотивировать ребенка на преодоление сложившихся у ребенка неэффективных защитных реакций и ролевых позиций;
- целенаправленно формировать у ребенка высшие психические функции;
- формировать внутренний план действий ребенка;
- ориентировать ребенка в смыслах и в операциональном смысл деятельности, что позволит компенсировать неблагоприятные тенденции;
- реализовывать коррекционные воздействия, учитывая возрастные особенности ребенка;
- проводить коррекцию, опираясь на сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки;
- проводить психологические занятия в эмоционально привлекательной форме [3].
Игротерапия, с точки зрения А.И.Захарова [1], выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую. При организации игры необходимо соблюдать следующие правила:
- выбор игровых тем должен отражать интересы ребенка;
- руководство игрой со стороны взрослого помогает развивать самостоятельность и инициативу детей;
- не следует комментировать и вмешиваться в детскую игру;
- взрослый в игре искренне интересуется ребенком и старается строить с ним теплые, заботливые отношения;
- взрослый создает у ребенка чувство безопасности, возможности свободно выражать собственное «Я»;
- взрослый должен верить в способность ребенка действовать ответственно, самостоятельно решая личные проблемы.
Игры невозможно организовать без игрушек. Наблюдая за тем, какие игрушки выбирает ребенок, можно сделать предположения о его психическом состоянии. В.К. Лосева [2; с.54] отмечает, что, наблюдая за игрой ребенка, можно анализировать следующие моменты:
- какую игрушку выбирает ребенок, а какие раздает остальным участникам;
- каков сюжет придуманной игры и как она заканчивается;
- какие способы разрешения проблем выбирает ребенок в ходе игры (агрессия, пассивность, просьба о помощи, бегство, волшебные превращения и др.);
- какова роль родителей в играх детей (блокируют инициативу, предоставляют свободу действия, пытаются играть вместо них или с ними, пр.).
Непрагматическое значение игрушки позволяет использовать ее в разных ситуациях игры, делая этот предмет волшебным, а, говоря точнее, магическим. Мир таких предметов постоянно изменяется, в отличие от мира «серьезных», взрослых вещей и мира соответствующих им игрушек с фиксированным прагматическим значением. Мир постоянно превращающихся предметов магический. В этот «третий» мир и уходит прямая реализация желаний ребенка, выходящих за пределы простого стремления подражать взрослым. Подражая, ребенок остается маленьким, а большим он может стать только в магическом, волшебном мире. Кстати, именно обостренное переживание ребенком этого возраста противоположности «большой - маленький» обуславливает вечный интерес детей к сказкам о великанах и лилипутах. А само это переживание становится особенно актуальным потому, что в игре ребенок уже подражает действиям взрослых, но не может осуществить их «на самом деле» [2, с.26].
Психолог должен создать место, что исцеляюще будет действовать на ребенка, поэтому важно помнить ряд моментов, которые обеспечивают механизмы коррекции и терапии. Основным условием успеха есть коллекция игрушек, которая способствует возможности объективировать свои чувства, эмоции, потребности, проблемы, страхи, тревоги и, конечно, желания и мечты ребенка.
Использование игрушек выполняет ряд важных психокоррекционных и психотерапевтических задач, а именно:
- комплексно диагностировать ребенка;
- добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни;
- развить у ребенка чувство ответственности за собственные поступки;
- формировать собственную реальность в процессе коррекционного взаимодействия;
- разыгрывание и адаптация к полярным ролям, не свойственным на данном этапе коррекции для ребенка;
- комфортно и экологично адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности;
- применить новые формы общения со взрослыми и ровесниками;
- эффективно обыгрывать и моделировать выходы из сложных семейных ситуаций;
- снять напряжение и виртуально реализовать свои желания и фантазии;
- привыкнуть к новым социально приемлемым шаблонам поведения;
- символическое моделирование самоорганизовывает ребенка;
- целенаправленное моделирование позитивных эмоций обеспечивает их автоматизацию;
- конструктивно разыграть актуальные осознаваемые или бессознательные эмоциональные конфликты ребенка.
Рассмотрим основные аспекты создание коллекции игрушек для индивидуальной и групповой психотерапии и психокоррекции детей, подростков и взрослых. Перед тем, как создавать коллекцию игрушек, важно учитывать основное назначение коллекции.
Так, для песковой юнгианской психотерапии высота фигурок должна быть не больше 8-10 сантиметров. Это связано с созданием реалистического пространства для моделирования, контроля ситуации в игре. Данная форма психотерапии проходит, как правило, в специально организованной песочнице размерами 50 на 70 сантиметров.
Для психологической коррекции и игротерапии таких строгих ограничений нет, игрушки могут быть до 15 сантиметров. Но учитывать ряд факторов все же стоит при поборе игрушек.
Правила подбора игрушек для игротерапии и сказкотерапии:
1. Игрушку удобно брать в детскую руку.
2. У фигурок не должны отваливаться детали и части, они должны быть достаточно прочны, чтобы не отвлекать ребенка на переживания, связанные с тем, что он может поломать игрушку.
3. Часть игрушек должна быть реалистичной, часть стилизованной и часть абстрактной (использоваться как заменитель).
4. Игрушки должны быть из разных материалов (дерево, пластмасса, резина, ткань, стекло, метал, бумага), что для психолога выступает дополнительным диагностическим моментом.
5. Разные за цветовым оформлением.
6. Игрушки должны удобно ставиться на полку.
7. Игрушки должны целые и поломанные, старые и новые, красивые и страшные, плоские и объемные (как диагностика пространственного мировосприятия).
8. Игрушки из реальной жизни и игрушки, которые символизируют фантастические образы.
9. Игрушки, которые отражают современность, и игрушки, которые символизируют быт и обычаи прошлого, футуристические игрушки.
10. Игрушки символы природы и символы цивилизации, урбанизации и прогресса.
11. Все фигурки сортируются по группам.
12. Каждая группа должна хорошо просматриваться на полках. Для удобства более высокие фигурки ставят дальше.
Организация арт-терапевтического пространства занимает важное место в системе психологической помощи ребенку и семье, поэтому использование принципов и задач дает возможность психологу рационально и эффективно проводить процесс коррекции и психотерапии.
Литература
1. Захаров А. И. Игра как способ преодоления неврозов у детей / А. И. Захаров. - СПб.: КАРО, 2006. - 416 с.
2. Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. - М.: А.П.О., 1995. - С.64.
3. Матвеева О. А. Формы и средства организации комплексной психологической помощи детям младшего и среднего школьного возраста: диссертация доктора психологических наук: 19.00.13 - Москва, 2002. - 489 c.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект