Пробирюзовые тренды и управление организацией
Бирюзовые организации стали трендом в трансформации современных систем управления. О них много говорят, их изучают, к их созданию стремятся. Но несмотря на то, что тема на слуху, всё равно остаётся много неясностей по самым разным вопросам.
Пробирюзовые тренды и управление организацией.
Бирюзовые организации - это реальность?
Давайте разберемся с базовыми понятиями.
Все началось в 1960 году с американского психолога, разработавшего концепцию спиральной динамики,Уильяма Грейвза.
Позже Дон Бек и Крис Кован, ученики профессора, адаптировали эту теорию для менеджеров, написав книгу «Спиральная динамика». А спустя еще 20 лет, в 2014 году Фредерик Лалу в своей книге «Открывая организации будущего» условно «раскрасил» уровни развития организации, согласно спектров радуги. Да, в привычные для нас цвета радуги.
Именно здесь и происходит первая путаница: говоря про бирюзовые организации, многие подразумевают бирюзовый уровень по спиральной динамики Дона Бека и Криса Кована, хотя основываются на трудах Фредерика Лалу.
Именно поэтому, когда речь заходит о так называемых бирюзовых организациях, стоит уточнять, какая из моделей используется. В нашем случае, говоря о бирюзовых организациях мы будем основываться на терминологии Лалу.
И так:
Красные организациипо Ф. Лалу в настоящее время продолжают существовать на границах правового поля, на некоторых закрытых рынках.
Янтарная модельпо Ф. Лалу представлена в ряде госструктур, армии, религиозных организациях, частично в системе образования, компаниях с жесткими регламентами.Отдавать распоряжение и контролировать исполнение - отличительная черта этого уровня.
Оранжевая парадигма- предвидеть изменения и контролировать ситуацию. Части организации должны иметь место для маневров, люди должны быть ответственны за свою часть работы, наделены правами и полномочиями, чтобы думать и действовать. Управление осуществляется по целям. Руководство не особо заботит, каким образом цели будут достигнуты, если они достигаются. Этот подход основан на ответственности. В оранжевых организациях разработаны целые системы правил и мер по стимулированию внутренних процессов и мотивирующие сотрудников, которые, в свою очередь, направлены на достижение поставленных целей.Успех в таких организациях, чаще измеряется деньгами, организация характеризуется наличием четкой иерархии и статусными различиями. В таких организациях пропагандируется новизна процессов, но наряду с этим еще существует много лишних действий, которые принято называть “процесс ради процесса”.
В Зеленых организациях (парадигме сильных сторон, как иногда характеризуют данный уровень) все точки зрения заслуживают равного уважения. Люди ищут справедливости, равенства, гармонии, добрососедства, кооперации, компромиссов. На этой стадии Эго стремится стать частью целого, поддерживать со всеми гармоничные и тесные связи. Если рассматривать уровень потребностей по Маслоу - стадия человеческого развития соответствует «самореализации». На этом уровне актуализируются потребности в нестандартном мышлении, возможность, выходить за пределы дилеммы «или — или», поиску множества вариантов. Это переход к более сложной системе «и то и другое». В этой парадигме люди научаются сводить к минимуму стремления все держать под контролем, создавать о себе благоприятные впечатления только ради цели вписаться в систему. Мы не сливаемся полностью с эго перестаем зацикливаться на том, что идет не так, что упущено. Вместо этого мы переносим внимание на то, что уже есть, что получается, на имеющиеся возможности. Опора и развитие базируются на сильных сторонах. Мы меняем осуждение на сочувствие и благодарность.
Бирюзовый уровень характеризуется глобальными мировыми исследованиями: передовые технологии, уникальные разработки и производство в единичных объемах. Основой парадигмы выступает эволюционная цель (идеология наследия) , целостность (личность вместо масок). Такие организации существуют на принципах самоуправления.
Что же такое бирюзовое самоуправление? Это когда сотрудники имеют право принять решение сами, не согласовывая его. В таких структурах сотрудники имеют полное право не оказывать услугу внутреннему клиенту, если считают, что не могут или не хотят этого делать в силу определенных причин.
Существуют ли подобные организации, соответствующие всем критериям “Бирюзового”?
На сегодняшний день существуют организации с рядом бирюзовых признаков, есть те, которые активно к этому стремятся.
Становление новой организационной модели еще в процессе построения. Процесс запущен, но путь еще предстоит долгий.
Елена Цимбалюк, управляющий партнер, практикующий бизнес-коуч, автор и тренер курса "Бизнес-коучинг под ключ"
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI