Управление изменениями в мире VUCA
Современный мир сегодня - это сложная система постоянных изменений, в которой все меньше места отводится стабильности и определенности, простоте и однозначности. Неустойчивость стремительно сменяет понятность и прогнозируемость.
Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!
Льюис Кэрролл “Алиса в Зазеркалье”
Ставшая когда-то крылатой фраза известного детского писателя и математика Льюиса Кэрролла, как нельзя лучше характеризует жизнь в режиме высоких скоростей и быстрых изменений. Написанная почти 150 лет назад она, своего рода, становится предвестником надвигающихся изменений и становится актуальной и в наши дни.
Думал ли писатель тогда, в далеком 1871 году, на сколько быстро будет меняться мир и что могут повлечь за собой эти изменения?
Для такого нового, быстро меняющегося мира, даже был придуман и введен специальный термин - VUCA мир.
Сегодня термин VUCA встречается повсеместно. Он звучит с экранов телевизоров и гуляет по просторам интернета, ему отведено место в выступлениях и комментариях специалистов разных направлений: от экономистов, политиков, блогеров и других лидеров мнений до бизнес-консультантов и футурологов.
Давайте посмотрим, что кроется за этими четырьмя буквами V, U, C, A?
VUCA – это акроним английских слов volatility, uncertainty, complexity и ambiguity.
Volatility – нестабильность, изменчивость, неустойчивость
Uncertainty – Неопределенность
Complexity — Сложность
Ambiguity – неоднозначность,неясность, двусмысленность
По сути, мы, сами того не ожидая, оказались в мире хаоса, мире, который “сошел с ума”.
Сегодня уже не только для специалистов становится очевидным, что каждого из нас, каждую компанию, индустрию/отрасль в обозримом будущем ждут события, которые наш предыдущий опыт бессилен будет предсказать на ближайшие 3-5 лет. Даже в рамках одного календарного года эта задача уже сейчас становится затруднительной.
С каждым днем задачи прогнозирования становятся все более труднореализуемыми. При этом стремительно растут информационные потоки и технологии, а параллельно - эмоциональные и психические нагрузки. Мы всё чаще сталкиваемся с необходимостью быстро и гибко перестраиваться, пробовать новые методы, менять подходы. Меняется рынок, меняются потребительские предпочтения, меняются подходы к зарабатыванию средств на жизнь. Одни специальности “отмирают”, новые появляются. Меняется все вокруг: требования, предпочтения, ожидания. Меняемся мы сами.
Сегодня, в режиме реального времени, а не по книгам или на университетских лекциях, на ходу мы учимся управлять изменениями. Мы научаемся жить в мире VUCA и это становится для нас уже нормой.
Естественно, возникает вопрос: что можно сделать в подобных ситуациях? На что могут влиять и опираться руководители и сотрудники, если старые схемы управления и прогнозирования уже не обеспечивают принятие взвешенных решений?
В стремлениях повысить эффективность и результативность проводимых изменений в организациях внедряются новые методики. В рамках стратегических проектов, наряду с техническим прогрессом, модернизацией, оптимизацией и реструктуризацией, управлением и развитием персонала, ростом потенциала организации, улучшением качества продукции и предоставляемых услуг и др. составляющих, уже прослеживаются несколько популярных направлений:
- Преобразование организаций путем изменения ценностей организации.
Миссия и ценности перестают быть просто описанными на бумаге лозунгами, а становятся элементами внутренней культуры организации. Управление по целям уступает место управлению по ценностям.
- Необходимость изменения отношения сотрудников к выполняемым функциям, тем задачам, которыми они занимаются, а вследствие этого - изменения их поведения, способствуют изменению стилей управления в организации. Из жестких иерархических структур постепенно формируются гибкие проектные команды, способные быстро меняться, адаптируясь к реалиям сегодняшнего дня.
- Создание условий (организационный контекст), которые способствуют перераспределению ролей в командах, зон ответственности и новых функциональных обязанностей, появлению новых взаимоотношений, и, как следствие - формированию высокоэффективных команд. Фокус внимания все больше смещается к личности и индивидуальности сотрудника, его особенностей, способностей, талантов.
Интегрируя несколько таких подходов уже можно говорить о качественных изменениях в организации, способствующих достижению новых результатов.
Какими же тогда могут стать VUCA-решения в ответ на VUCA-вызовы?
Тенденции говорят о следующем:
Values (ценности)
- Корпоративная культура, как инструмент, учитывающий разные точки зрения и индивидуальные особенности сотрудников компании
- Готовность слушать и слышать друг друга (меж структурная коммуникация всех уровней, общение на равных, в том числе готовность принимать кросс-культурные различия, если таковые присутствуют в организациях)
- Обоюдная готовность всех заинтересованных сторон согласовывать ценности сотрудников с ценностями компании, выстраивая фундамент для проявления распределенного лидерства
Understanding (понимание)
- Построение отношений, минимизирующих угрозы, способствующих росту и развитию. Система “SCARF”, как опора в управлении стрессом
- Status (статус)— определенная позиция, характеризующаяся относительной важностью для других, признание достижений;
- Certainty (определенность) — уверенность в своем будущем, психологическая защищенность;
- Autonomy (автономия) — чувство контроля над событиями, возможность выбора;
- Relatedness (связанность) — ощущение безопасности, дружеские взаимоотношения, чувство “локтя”;
- Fairness (справедливость) — восприятие равнозначности обмена между людьми, достойного вознаграждения.
- Понимание мотивации и учет индивидуальных особенностей сотрудников
- Готовность передавать/подхватывать лидерство, брать ответственность
Confidence & Coaching (уверенность и коучинговая поддержка)
- Профессиональная компетентность и специфические навыки менеджмента
- Постоянное саморазвитие
- Коучинг, как устойчивый навык для развития сотрудников
- Профессиональная поддерживающая среда
Agility (живость и гибкость)
- Аgile-подход , как ценность человеческого и профессионального общения. Строится на принципах партнерства, взаимного уважения и ответственности сторон, где каждый ответственен не только за свои результаты, но и за результаты команды.
- Обратная связь, как эффективный элемент достижения цели
- Гибкость мышления, как инструмент быстрого и легкого поиска новых стратегий решения, способность видеть ситуацию в развитии.
Какими же должны быть современные лидеры и их подходы к управлению?
Каковы условия, при которых возникает возможность действовать на опережение, прогнозируя те самые изменения?
В новом мире изменяется, прежде всего, сама идеология управления. Теперь лидер уже не только коммуникатор-рупор в компании, а еще и организатор взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами. Не преграда, отделяющая внутренний бизнес от внешней среды, а человек, который чутко улавливает из внешнего и внутреннего мира сигналы и инициирует, поддерживает и активно внедряет изменения в компании.
Какие характерные качества присущи такому лидеру?
Vision (видение):
- Понимание ясности картины происходящего.
- Коммуникация - строится на целях и ценностях. Каждый сотрудник понимает куда движется компания и зачем, каков смысл цели.
- Вера – в себя и других. Базируется на фактах, подкрепляется и поддерживается доказательствами. Лидер уверен в том, что изменения возможны и неизбежны и что для организации изменения- это скорее статус-кво, нежели случайное временное решение.
- Фокусировка и согласованность. Лидер формирует и обеспечивает ситуации, при которой усилия команды сосредотачиваются на нужных сферах, задачах, качествах. Действия команды синхронны, понятны, логичны.
Understanding (понимание):
- Открытый ум и любознательность – постоянный поиск новых идей, исследование возможностей, готовность экспериментировать, проверка гипотез и одновременно поиск конструктивной критики, оценка рисков.
- Любопытство и искренность, эмпатия, экологичность, открытость, доступность – понимание, что происходит с людьми, каковы их потребности, надежды и желания, ожидания, страхи, сомнения.
- Искусство задавать вопросы (коучинг) и умение принимать точку зрения собеседника, как элементы корпоративной культуры
Clarity (ясность):
- Упрощение (оптимизация, но не примитивизм) – отбрасывание лишнего, чтобы сосредоточится на главном, самой сути.
- Системное мышление – навык рассматривать проблемы с разных точек зрения: с глобальной и умение детализировать, умение работать в динамических системах и в статичных условиях, умение выстраивать системы взаимодействий и взаимосвязей, понимание источников проблем и вызовов, стоящих перед организацией.
- Интуиция – умение прислушаться к себе и использовать знания без рассуждений, опираясь на опыт и доверяя своей интуиции.
Agility (прыть):
- Решительность – адаптация и скорость реагирования на изменение последствий, принятие обоснованных решений с уверенностью, видение возможностей и перспектив.
- Инновации и движение вперед – умение анализировать опыт, учиться на ошибках, искать новые пути решения задач, поиск новых методик/создание технологий, которые помогут стать лучше.
- Делегирование и передача полномочий, ситуационное и инклюзивное лидерство – большая ценность в сетевых связях, чем иерархии, сотрудничество и доверие, вместо жесткого контроля, право на ошибку и возможность ее исправить; разделенная и индивидуальная ответственность, внутренняя дисциплина и организованность наряду с умением «отпустить» и давать возможность свободно творить, чтобы достигать принципиально новых результатов.
Как новые навыки влияют на бизнес?
- Создается и пропагандируется видение, реализуются стратегические цели бизнеса;
- Разрабатываются соответствующие условия для претворения нового видения в жизнь, устраняя блокирующие новое поведение препятствия;
- Формируется атмосфера безотлагательности действий;
- Возникают предпосылки для создания влиятельной команды реформаторов;
- Изменяется структура организации и обязанности сотрудников, согласно новому видению; поощряя творческий подход и готовность брать ответственность, готовность рисковать;
- Внедряются ключевые условия, задающие роли и поведение;
- Планируются и достигаются цели, анализируются и закрепляются достигнутые результаты;
- Вознаграждаются и пропагандируются успехи, распространяя успешный опыт по всей организации;
- Внедряются и институциализируются новые подходы, формализуя новые правила поведения; выстраиваются взаимосвязи между результатами и вознаграждениями; создавая условия развития для новых качеств сотрудников.
- Изменения становятся управляемыми.
Все эти факторы приводят к ощутимым видимым изменениям на уровне качества и KPI’s.
«А можно всего этого не делать»? – спросите Вы: «Ведь изменения так или иначе неизбежны и все-равно наступят».
Конечно можно. Можно продолжать жить в турбулентности, стрессе и неопределенности. Можно, как и раньше, продолжать «тушить пожары» и “бежать за уходящим поездом”.
А можно научиться управлять изменениями и превратить их в выгоды и конкурентные преимущества вашей компании для внешних и внутренних клиентов.
Елена Цимбалюк, управляющий партнер, практикующий бизнес-коуч, автор и тренер курса "Бизнес-коучинг под ключ"
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI