Восемь принципов, которым важно следовать, если вы ведете бизнес с партнером
Как и обещала, пишу о ключевых моментах договоренности между собственниками.
С кем и для чего?
Сколько деловых возможностей, а главное взаимоотношений пострадало из-за того, что люди не умеют и не знают, как правильно договориться.
Идеальным вариантом создания собственного дела является единоличное владение бизнесом. Если вы способны создать, управлять и владеть бизнесом самостоятельно, то это замечательно.
Если нет, то соучредители понадобятся и подбирать их надо очень тщательно, руководствуясь определенными правилами. Сначала необходимо ответить себе на вопрос – с кем и для чего?
С кем? Выбор, как правило, у всех одинаковый: родственники и знакомые. Всегда помните, что при совместном ведении бизнеса можно рассориться на всю оставшуюся жизнь.
Обязательно будут конфликтные ситуации, внешние и внутренние проблемы. Если вы не уверены, что с этим человеком удастся находить общие решения, лучше совместную деятельность не начинать.
Для чего? Ваш компаньон может быть просто инвестором, а может выполнять вместе с вами функциональные обязанности в бизнесе.
Просто инвестор – является соучредителем, входит в Совет собственников, но в бизнесе не работает. Выполняет одну роль в бизнесе - собственник.
Рекомендация: такому решению может быть лучшая альтернатива – взять деньги под проценты и инвестора не вводить в состав собственников.
Совместная работа. Самые распространенные варианты объединения в соучредители - общая бизнес-идея или приглашение профессионала, без которого ваша деятельность в принципе невозможна.
Такой собственник выполняет две разные и четко разделенные роли:
Первая роль в бизнесе - собственник, входит в Совет собственников.
Вторая роль в бизнесе - наемный работник, выполняет работу в соответствии с должностью. Эти две роли очень (!) важно различать.
Основные принципы, которым необходимо следовать при начале совместного бизнеса.
Принцип первый: доля в бизнесе еще не делает соучредителя реальным совладельцем.
Владелец бизнеса - это профессия. Даже предыдущий краткосрочный финансовый успех не говорит о том, что собственник - профессионал. Для достижения долгосрочного успеха в бизнесе профессии «собственник бизнеса» необходимо научиться. Если собственник хочет быть профессионалом, он обязательно должен заниматься саморазвитием.
Принцип второй: уровень развития бизнеса будет всегда соответствовать уровню взятой на себя ответственности. Мышление собственника бизнеса отличается от мышления наемного профессионального сотрудника, прежде всего - степенью ответственности. Владелец бизнеса отвечает не только за себя, но и за других людей, тех, кто работает в его бизнесе. Без принятия на себя этой ответственности стать настоящим владельцем бизнеса невозможно.
Принцип третий: владеть бизнесом и работать внутри бизнеса - два разных вида деятельности, которые должны оплачиваться отдельно. За работу внутри бизнеса собственнику должна выплачиваться зарплата. За долю в бизнесе выплачиваются дивиденды, которые собственник тратит по своему усмотрению. Общая сумма дивидендов делится между соучредителями пропорционально размеру их долей. Размеры зарплат и правила выплаты дивидендов указываются в договоренности и согласуются между партнерами.
Принцип четвертый: каждый собственник должен быть эффективными. Что это значит: введение в бизнес эффективного соучредителя должно увеличивать доходы от этого бизнеса для всех партнеров. И наоборот, если введение в бизнес нового соучредителя не увеличивает доходы партнеров, его нельзя признать эффективным, и экономического смысла в его участии нет.
Принцип пятый: должен быть один главный собственник. Разумно входить в свой первый бизнес младшим партнером в соучредительстве с опытным главным собственником, чей стиль руководства и успех в бизнесе вам нравится.
Работая вместе с таким соучредителем, вы получите бесценный опыт.
Принцип шестой: финансы бизнеса должны быть прозрачны для партнеров. Ничто так не разрушает отношения, как регулярные трения на денежной почве. Плохо, когда бизнес убыточен и разногласия возникают из-за финансовых потерь. Но ничуть не меньше отношения подрываются, когда бизнес становится доходен: многие партнерские отношения гибнут как раз из-за раздела доходов.
Принцип седьмой:собственники компании, вне зависимости от принадлежащих им долей, имеют полное право влиять на все стратегические аспекты деятельности компании.
К числу основополагающих вопросов для собственников относятся:
- Согласование личных целей собственников и долгосрочные намерения по развитию бизнеса
- Письменная договоренность по основным вопросам
- Распределение функциональных обязанностей между собственниками, зоны ответственности и контроля, уровня полномочий, периодичности и степени отчетности
- Разработка и утверждение миссии компании
- Стратегия, принципы и ценности компании
- Цели компании (и их выполнение)
- Политика имиджа и торговых марок компании
- Политика связей со стратегическими партнерами и властными структурами
- Прогноз и анализ финансового состояния компании (бюджет, дивиденды, безопасность, стоимость)
- Стратегические аспекты маркетинга и принципы ценовой политики
- Стратегия продаж и сервиса
- Состояние и развитие персонала
- Информационное обеспечение бизнеса
- Другие важные вопросы состояния и развития компании
Принцип восьмой: должна быть письменная договоренность о намерениях, целях и принципах взаимодействия.
Вступая в бизнес важно подумать, как вы будете из этого бизнеса выходить. Именно этим опытные учредители бизнеса отличаются от начинающих.
Человек, организующий первый в своей жизни бизнес, думает только о бизнес-идее и о том, как бы запустить этот бизнес поскорее. Новичок рассчитывает только на одну возможность: новый бизнес обязательно станет успешным. Опытный предприниматель, уже имеющий за плечами несколько взлетов и падений, знает, что большинство бизнесов заканчиваются неудачей. И дело не в том, хороша была бизнес-идея или не очень. Дело могут погубить изменившаяся ситуация на рынке, конкуренты, визит налоговой, дефолт, раздор среди учредителей или членов их семей.
Партнеры входят в рисковое предприятие, в котором могут быть потеряны деньги, силы и время, но нельзя допустить потери отношений.
Все принципы важны, на то они и принципы, каждый из них требует глубокого понимания и примеров из практики.
Следите за дальнейшей информацией, по каждому из этих принципов я приведу примеры из практики и дам рекомендации, как поступать в тех или иных случаях и ответы на какие вопросы необходимо обсудить для подписания договоренностей с партнером о принципах совместной работы.
Комментарий: некоторые материалы данной темы взяты из книги Константина Бакшта «Как загубить собственный бизнес», издание «Питер», 2008. Очень люблю эту книгу и другие книги Константина Бакшта, абсолютно согласна с ее автором, рекомендую для чтения и осознания.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Project management, управління проектами Менеджмент, керування, KPI