Переходные психологические состояния личности во времена системных перемен

И кто сегодня только не жалуется на негативные процессы в обществе, образовании, семье? Все мы, переживая период общественных преобразований, уже не первый год с трудом находим объяснение тому, что происходит.

Мы не знаем, как в такое время лучше воспитывать детей, мы не можем сориентироваться, с кого брать пример, кто достоин подражания. Психологически такое «неопределенное» состояние можно считать переходным. Однако и переходное состояние имеет свою конструктивную логику. В общих чертах раскрыть ее нашим читателям попытался автор этого материала - заведующий кафедрой педагогики высшей школы и прикладной психологии Университета менеджмента образования АПН Украины, доктор психологических наук, профессор Павел Лушин.

Сегодня нам трудно не замечать перемену в психологическом состоянии людей, живущих рядом с нами. Психологи называют эту перемену системной или радикальной, и, по сути, рассматривают как изменение потенциала личности и системы жизненных ценностей. Когда мы говорим про развитие или рост чего-либо, в частности, личности, мы имеем в виду раскрытие и исчерпание (изживание) уже существующего потенциала личности в совокупности со всеми ее возможностями.

Если перенести это определение на реальность общественной жизни, то сегодня мы, в Украине, переживаем такой вид системных преобразований как социальное изменение (СИ). Оно связано с переходом нашего общества и государства к новой социально-экономической идентичности и новым способом жизни. При этом, как личностное, так и социальное изменение осложнено трансформацией более общей системы глобального масштаба, в которой радикально трансформируются законы существования не только отдельного общества, но и всей человеческой культуры. Тогда логично утверждать, что социальное изменение – это радикальное изменение системы возможностей не только на уровне социальной и глобальной системы, но и личностной.

Соответственно, под переходными состояниями мы понимаем результаты процесса системных изменений на уровне личности под влиянием внешнего, по отношению к индивиду, процесса социальных и глобальных преобразований. Интересно, что если у относительно стабильной, непереходной системы, состояния личности более или менее предсказуемы, то в переходной социально-экономической системе, содержание личностных состояний характеризуется малой предсказуемостью и высокой степенью неопределенности. Последний фактор является результатом процесса изживания или даже краха стереотипов прошлого, краха привычного способа жизни и, как следствие, выработки нового.

С точки зрения практических психологов, в крайних переходных состояниях люди демонстрируют проявления, характерные для посттравматических состояний: бессонница, кошмары, невозможность сосредоточиться на главном, нарушение обычных социальных связей, депрессивность, проблемы личностной, профессиональной и семейной жизни.

Вернемся к анализу переходных состояний на примере личности подростка и молодого учителя. Для представителей тех и других, также как и для личности вообще, характерно такое переходное явление как «мотивационный вакуум», суть которого заключается в следующем.

Руководство системы образования утверждает, что, например, молодые учителя (70% из них), покидая стены педагогических вузов, не изъявляют желания оставаться в профессии учителя. По мнению школьной администрации, большая их часть руководствуется желанием просто отбыть «государственное обязательство», а потом, уволившись, получить свободу от дальнейшего трудоустройства по специальности.

Аналогичное явление можно наблюдать и в подростковом возрасте у детей от 11 до 15 лет (хотя уже есть данные, что подобный феномен переместился в начальные классы средней школы). Эти дети ощущают на себе действие «мотивационного вакуума», теряют интерес к обучению, заменяя его утилитарными мотивами, а также мотивами, не специфичными для систематического образования в школе (один из них сугубо коммуникативный).

Как это не парадоксально, но, находясь в одном месте в течение нескольких лет, и взрослые-профессионалы, и их подопечные подростки вынуждены проводить время в школе без особого смысла. Тем не менее, данное «бессмыслие» имеет определенный переходный смысл.

Если исходить из того, что переходные состояния временные, то есть с самого начала ориентированы на окончание (у детей – в следующем возрастном периоде, а у молодых учителей – после окончания срока «отработки»), то, действительно, мы не можем говорить о наличии ни у первой, ни у второй группы долгосрочной перспективы развития собственной личности.

Скорее следует говорить о том, что переходные состояния мотивируются ближайшей перспективой или необходимостью «выжить»/жить по принципу «здесь и теперь». Отсюда, еще одной особенностью переходного состояния является не столько достижение цели, сколько сам факт движения или периодическое изменение контекста развития. Конкретный результат подобного движения стает очевидным только после окончания переходного периода.

Обозначим, что процессуально, то есть по мере движения, по большей части работает так называемый эмоциональный интеллект или интуиция, а по результату – рациональный, когда стает очевидной общая траектория движения и те конкретные шаги или мыслительные операции, благодаря которым это движение стало возможным.

Интересно и то, что, как правило, подобная траектория не совпадает ни с отсроченной, ни с ближайшей перспективами. В результате получается, что субъект переходного состояния не просто «ожидает ожидаемого» периода стабильности, а, как бы хаотично двигаясь, конструирует (переходит в) новое пространство развития. Это означает, что переходные состояния личности молодого учителя и подростка способствуют реализации системных изменений. Выходит, что ликвидировать эти, казалось бы, бесполезные и бессмысленные действия, означало бы отказываться от перспективы вполне возможного стабильного развития.

И еще один не менее парадоксальный вывод: в условиях системных изменений существующая система образования не просто обречена мириться с переходными явлениями и состояниями у детей и администраторов, но и в некотором смысле вынуждена стимулировать, способствовать их появлению, переменам и движению.

На кафедре педагогики высшей школы и прикладной психологии Университета менеджмента образования АПН Украины с 2006 года проводится уникальный в своем роде курс повышения квалификации педагогов и психологов (72 часа), или, точнее сказать, работает «Школа-лаборатория доктора психологических наук, профессора Павла Владимировича Лушина».

Ее основной задачей является обучение школьных психологов и педагогов «экофасилитировать», то есть не опасаться переходных состояний в обучении и развитии детей и взрослых, а, наоборот, повышать качество образования опираясь на то, что раньше считалось непродуктивным и неоправданным.

Основная идея школы заключается в том, что у каждой личности до определенного, например, подросткового возраста, формируется определенная стратегия учебной и личной саморегуляции, то есть умение не только учиться, но и переживать жизненные невзгоды. Со временем, в более старшем возрасте, данная способность только развивается и усовершенствуется. Поэтому, поступив в высшее учебное заведение, студент или слушатель, скорее всего, имеет дело с развитием своей способности переживать сложные ситуации в обучении и жизни.

Этот процесс может начинаться с переходного состояния (одним из которых есть «мотивационный вакуум»), когда модель и стиль самообучения и саморегуляции одного из субъектов образовательного процесса сталкивается с другими моделями, например, других слушателей, педагогов, администрации. У слушателя может возникнуть сомнение в том, что на него обращают внимание, учитывают его индивидуальные особенности, а у педагогов – что их подопечные недостаточно развиты, чтобы продолжать обучаться. (Кстати аналогичное явление очень часто наблюдается в приведенном ранее примере с подростками и молодыми учителями).

На самом деле, в «Школе экофасилитации» (так еще называют школу-лабораторию П.В. Лушина) подобный педагогический хаос – это начальная точка не только для адаптации в новой среде, но и для коммуникации, и для взаимного обогащения индивидуальных моделей обучения и саморегуляции. В этой же точке проявляется способность быть толерантными, уметь слушать, дополнять друг друга, а также находить общее поле для взаимодействия, взаимопонимания и поддержки как слушателями, так и педагогами. Последнее качество является очень важным при столкновении с возможно новыми трудностями, которыми переполнена сфера современного образования и общественной жизни.

Более того, спустя время, после общих усилий при работе с переходными состояниями учебно-педагогическая группа (то есть слушатели вместе с педагогом) заметила в своих действиях определенный социальный эффект: каждое новое занятие превращалось на конструирование новой среды для общения и обучения. Некоторые из будущих «экофасилитаторов» называют подобные занятия событиями, содержание и форму, а также эмоциональный и учебный эффект которых, предсказать практически невозможно.

В результате почти все участники «Школы экофасилитации» обнаружили у себя не только отсутствие страха перед неизвестностью и неопределенностью, но и почувствовали активное желание встречаться с ситуациями, требующими выхода за рамки обычного.

Последний факт является верным признаком творческого отношения к действительности и так называемой «толерантности к неопределенности».

С 2007 года Школа экофасилитации стала привлекать внимание не только студентов, психологов и педагогов, но и обрела популярность среди представителей других специальностей и а также людей, не имеющих отношения к психологии.

На сегодняшний день профессор Лушин как и прежде активно продолжает свою работу, расширяет и модернизирует формат обучения в Школе таким образом, чтобы каждый участник ощутил в полной мере эффект экофасилитативного воздействия на собственном опыте и ощутил его в своей повседневной жизни.

Что делать?


Во-первых, признаком переходного состояния является некая дезорганизация обычной жизни. Этот признак, как правило, имеет конструктивный характер. Как минимум, в ситуациях системных изменений формируются такие личные особенности как толерантность, умение слушать другого, способность ценить будничное существование («здесь и теперь» функционирование), эмоциональный интеллект и т.п.

Во-вторых, мы живем и работаем в такое время, когда не переживать переходные состояния - означает «быть в застое» или «быть зацикленным на устаревших способах развития».

В-третьих, переходные состояния, несмотря на их хаотичность и даже в некотором роде «патологичность», они есть признаки будущих перемен и поэтому дают возможность человеку взглянуть на себя и свою жизнь со стороны.

В-четвертых, образовательная система – сама находится в переходном состоянии, при этом, даже независимо от непосредственно управляющих и обслуживающих их организационных структур и людей. В подобной системе нет недостатка в инновациях и изменениях. Часто дети, подростки, молодые учителя играют в этом процессе далеко не «разрушительную» роль. Наоборот, благодаря их толерантности и терпению к не самой совершенной системе образования, они ее модернизируют и развивают.

В-пятых, наша психолого-педагогическая практика показывает, толерантность по отношению к переходным состояниям может быть положена в основу значительного улучшения качества образовательного процесса!!!

В-шестых, так случилось, что эта статья была написана в канун тех событий, которые последовали за Указом Президента про отставку Верховной Рады. Читатель, вероятнее всего, сегодня замечает у себя не только переходное состояние, но и обращает внимание на «аналогичное» в поведении наших людей.

Сейчас у нас есть уникальная возможность отнестись к этим переживаниям конструктивно – почувствовать необратимое движение вперед. Но нужно помнить, что управлять собой, находясь в переходном состоянии невозможно. Более того – никакой другой человек не сможет вывести вас из этого состояния или провести через него. Смысл изменений становится понятным только после того, как этот период будет пережит и останется где-то там позади. Когда бурлят эмоции что-либо анализировать невозможно.

Что делать? Рецепт управления ситуацией один – не изолироваться, общаться и обращаться к специалистам из разных областей знаний, терпимо относитесь к самому себе и предоставлять побольше возможностей для собственного воображения. В переходных состояниях мы – свободны как никогда!

Cтатья впервые появилась в следующем виде: Лушин П.В. Перехідний стан особистості в часи системних змін // Педагогічна газета, №4 (153), квітень 2007. – С. 4. размещена на сайте http://ecofacilitation.ucoz.com/publ/1-1-0-1


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток