4 типа стресса в рабочей среде и способы их профилактики

Для эффективного управления стрессом необходимо различать с каким из его типов вы столкнулись. В этом вам поможет дайджест книги "Стресс и менеджер" К.Альбрехта

Время от времени каждый из нас подвергается стрессу, и каждый переживает его по-своему. Наиболее распространенные стрессовые ситуации были описаны доктором и бизнес-консультантом Карлом Альбрехтом в его книге 1979 года «Стресс и менеджер», в которой специалист рассказывает о четырех типах стресса на рабочем месте. 

По словам Альбрехта, первым шагом к преодолению стресса является его понимание. Только после того как человек поймет причины стресса, он сможет работать более продуктивно, выстраивать более гармоничные взаимоотношения и жить более здоровой жизнью.

Итак, доктор выделяет следующие 4 типа стресса:

  1. Временной.
  2. Досрочный.
  3. Ситуативный.
  4. Стресс от общения с людьми.

1. Временной стресс

Временной стресс – это наиболее распространенная форма стресса в современной, требующей быстрого выполнения задач рабочей среде. Часто проекты и задачи имеют конкретные сроки выполнения. Если сотрудник не успевает завершить работу к определенному моменту, он начинает испытывать временной стресс. Он чувствует свою вину, потому что именно он ответственен за выполнение задачи. Попытка выполнить задачу вовремя (а точнее поспешность) может негативно повлиять на качество работы. Иногда, чтобы выполнить работу в срок, необходимо использовать дополнительные ресурсы. Все это может вызвать временной стресс.

КАК СПРАВИТЬСЯ С ВРЕМЕННЫМ СТРЕССОМ

В своей книге Альбрехт описывает ряд полезных инструментов для борьбы с временным стрессом, делая акцент на правильном управлении временем:

  • Используйте списки дел, которые содержат не только список задач, но и срок их выполнения (дедлайн). Записывайте дела в порядке важности. Возможно, вам будет полезно ознакомиться с так называемой техникой «Pomodoro».
  • Расставьте приоритеты. Если срочные задачи мало влияют или не влияют вообще на основную цель, они не должны предшествовать выполнению других задач. Рабочий день должен дарить массу энергии и ощущение, что вы занимаетесь действительно важными делами. Вы не должны чувствовать себя обессиленными.
  • Сосредоточьтесь на важных задачах, которые помогают достичь целей. Для оценки срочности и важности задач и определения их приоритетности можно воспользоваться так называемой матрицей Эйзенхауэра.
  • Используйте свои активные часы работы. Кто-то наиболее продуктивен в утренние часы, кто-то – в вечерние. Эффективнее всего посвятить то время, когда вы наиболее активны и продуктивны, на сложные задачи, которые занимают много времени.
  • Будьте непреклонны. Не бойтесь вежливо отказывать другим в просьбе. Спокойно объясните причину, почему в данный момент вы не можете уделить кому-то время, или помогите придумать другое решение проблемы. Сосредоточьтесь на своем расписании и задачах; не чувствуйте себя виноватыми за то, что отказали кому-то в просьбе.

2. Досрочный стресс

Люди часто переживают стресс из-за событий, которые только должны произойти в будущем. Досрочный стресс также называют будущим стрессом. Его причинами могут быть неуверенность в будущих событиях и/или неуверенность, которую человек чувствует в отношении своей личной ответственности.

Досрочный стресс может быть очень неприятным, особенно потому, что люди просто не могут его контролировать. Иногда он может быть связан с конкретным событием, например с предстоящей презентацией. Человек может постоянно думать о том, что что-то пойдет не так.

КАК СПРАВИТЬСЯ С ДОСРОЧНЫМ СТРЕССОМ

Карл Альбрехт предлагает следующие способы борьбы с будущим стрессом:

  • Составьте план действий в чрезвычайных ситуациях со всеми возможными исходами. Таким образом вы можете научиться преодолевать свой страх неудачи. Предположите, что может пойти не так и как это повлияет на ситуацию. Если заранее подумать о возможной неудаче, беспокойство уменьшится, и вы почувствуете, что уже лучше контролируете положение.
  • Используйте позитивную визуализацию, то есть представляйте, что произойдет, если ситуация завершится хорошо. Многочисленные исследования показали, что наш мозг не «понимает», происходит ли что-то на самом деле или это только плод нашей фантазии. Если вы будете чаще представлять желаемое развитие событий, это станет стимулом для мозга, и он «захочет», чтобы это произошло на самом деле.
  • Используйте другие техники, такие как медитация. Это помогает сосредоточиться на предстоящих событиях и перестать беспокоиться.
  • Досрочный стресс также может быть вызван отсутствием доверия. Если обратиться к личным страхам напрямую, стресс уменьшится. Например, если вам предстоит презентация, заранее подумайте о том, какие вопросы вам может задать аудитория, и подготовьте ответы. Хорошее начало – это уже половина дела.

3. Ситуативный стресс

Люди испытывают ситуативный стресс в напряженных ситуациях, которые невозможно контролировать. Это может происходить в чрезвычайных ситуациях, при совершении серьезных ошибок или во время конфликтных ситуаций. Ситуативный стресс вызывает чувство бессилия и ощущение, что найти решение проблемы просто невозможно.

КАК СПРАВИТЬСЯ С СИТУАТИВНЫМ СТРЕССОМ

По сравнению с другими формами стресса люди менее всего подготовлены к ситуативному. Именно поэтому так важно держать под полным контролем свои эмоции, иметь хорошие отношения с окружающими и уметь находить правильные решения.

Доктор Альбрехт предлагает советы для борьбы с ситуативным стрессом:

  • Будьте более внимательными. Ситуативный стресс возникает внезапно в совершенно неожиданной ситуации. Будьте более осознанны – так вы сможете замечать физические и эмоциональные реакции, сигнализирующие вам о том, что вы находитесь под давлением.
  • Научитесь управлять конфликтами. Конфликты – это одна из причин ситуативного стресса. Старайтесь находить эффективные решения любой проблемы, и в будущем вы справитесь с любой ситуацией.
  • Научитесь распознавать физические и эмоциональные признаки стресса. Каждый человек по-разному реагирует на ситуативный стресс, и это важно учитывать. Человеку, который буквально за пару секунд становится разъяренным и начинает кричать, разумнее всего вместо этого просто считать до 10.

4. Стресс от общения с людьми

Этот тип стресса связан со взаимодействием с другими. Он возникает, когда вы чувствуете дискомфорт во время общения с определенным человеком или группой людей или волнуетесь перед встречей (например, перед встречей с начальником или любой другой доминирующей личностью).

Этот тип стресса также может возникать, когда чья-то работа включает в себя постоянное общение с людьми. Это могут быть врачи, менеджеры по работе с клиентами или социальные работники. Все свое рабочее время они проводят, общаясь с другими людьми. Когда такие встречи становятся рутиной, человек может чувствовать себя «перегруженным». Работа его истощает, и он может испытывать стресс еще до начала общения.

Стресс также может возникать при регулярном общении с непредсказуемыми, недовольными или недружелюбными клиентами, пациентами или коллегами.

КАК СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ ОТ ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ

Развитие навыков межличностного общения – это ключ к преодолению этого типа стресса. Высокий эмоциональный интеллект помогает лучше понять желания и потребности клиентов и/или коллег.

Чтобы противостоять этому типу стресса:

  • Работайте над развитием социальных навыков. Это поможет вам увереннее общаться с разными людьми.
  • Повышайте уровень эмоционального интеллекта. Это позволит распознавать эмоции, желания и потребности свои и других; а также облегчит взаимодействие с другими и создаст основу для построения крепких отношений.
  • Признайте свои реальные возможности. Когда вы знаете, сколько примерно часов вы можете общаться с клиентами, пациентами или коллегами, вы лучше справляетесь со стрессом. У каждого человека стресс от общения с другими проявляется по-разному, но есть и общий признак: человек становится замкнутым. Старайтесь делать перерывы в работе, чаще выходите на прогулку или делайте упражнения для расслабления.

Источник: trainingtechnology.ru

*******

Техники работы и способы профилактики с коммуникативными стрессами вы можете изучить на тренингах коммуникативных навыков Бюро технологий роста ACTION. Вы можете заказать индивидуальные, открытые и корпоративные тренинги ЗДЕСЬ.

Психологические консультации по вопросам взаимоотношений в трудовом коллективе, личностных затруднений при выполнении профессиональных задач, профессионального выгорания, карьерного самоопределения, определения личной стратегии и тактики поведения со "сложными" коллегами и начальниками и другим, связанным с работой и бизнесом темам, проводит Маркина Татьяна - интегративный психолог, экофасилитатор, бизнес-тренер, специалист по конфликтам и стрессоустойчивости, Член Украинской ассоциации экологичной психологической помощи" (УАЭПП). Автор психотехник быстрых глубинных изменений. Эксперт по работе с конфликтами и обучению навыкам саморегуляции. Опыт консультирования - более 10 лет.

В работе с клиентами обязательным является строгое выполнение требований Этического кодекса психолога, а именно:

  • безусловная конфиденциальность,
  • нераскрытие полученной информации третьим лицам (за исключением случаев непосредственной физической угрозы жизни и здоровью людей), 
  • запрет использования полученной коммерческой информации в личных целях.

Запись на консультации по телефону [відкрити контакти](067) 402-99-60 (Viber, WhatsApp, Telegram)


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Менеджмент, керування, KPI Переговори, риторика, ораторське мистецтво Саморозвиток