5 способов справиться с токсичными манипуляциями в рабочей среде

5 способов справиться с токсичными манипуляциями в рабочей среде

Как превратить подковерную борьбу в открытый диалог, сохранить эмоциональную стабильность и высокую эффективность на рабочем месте.

Непрозрачные манипулятивные отношения в коллективе – источник хронического коммуникативного стресса, эмоционального выгорания, текучки кадров и снижения производственных результатов. 

В тесном ежедневном общении, будь то с коллегами или партнерами, мы рано или поздно приходим к тому, что истинные интересы расходятся. Противоречия лучше всего разрешать в открытом конструктивном конфликте. Так можно прийти к интересным и полезным для дела решениям.

Однако открытый конфликт не всегда возможен. Например, не равны силы, нет осознания соперничества при наличии сильного недовольства, одна или обе стороны предпочитают скрытые маневры. Тогда, вместо прямых переговоров, начинается манипулятивная игра. Цель такой игры – лишить противника преимуществ путем искажения реальности.

Давайте разберем наиболее частые приемы скрытого воздействия в подковерной борьбе и способы с ними справиться.   

1. Притвориться жертвой

Вы говорите коллеге о том, что он/она нарушил договоренность или не выполнил(а) обещание. В ответ получаете жалобу, что из-за ваших претензий ему/ей очень плохо, он/а чувствует себя больной, виноватым, «теперь не может нормально работать». Вы начинаете оправдываться и объяснять причину вашего недовольства. Занимаетесь чувствами вместо решения рабочей задачи.

Цель манипуляции: Уйти от ответственности и переложить вину на вас.

Противодействие:

  • Согласиться, что вина и плохое самочувствие - адекватная и нормальная реакция при невыполнении взятых на себя обязательств.
  • Подчеркнуть, что вы не брали на себя обязательств помогать коллеге справляться с тяжелыми чувствами.
  • Уточнить, что конкретно коллега собирается делать, чтобы исправить ситуацию. Можно предложить для обсуждения свой план действий.

2. Газлайтинг

Вы говорите коллеге, что вам не нравится его/ее поступок по отношению к вам. В ответ на это коллега утверждает, что:

  • этого поступка на самом деле не было, «вам показалось»;
  • у этого поступка было совсем другое значение;
  • приписывает вашим действиям то, чего не было на самом деле.

Вы начинаете доказывать, что вы точно видели то, что происходило и опровергать то, что вам приписывается. Вы испытываете отчаяние, замешательство, вину, стыд, обиду, злость.

Цель манипуляции: Заставить вас сомневаться в себе, своих словах и поступках и таким образом уйти от ответственности или переложить ответственность на вас.

Противодействие:

  • Настаивать на том, что у вас нет патологий восприятия реальности и что вы доверяете себе.
  • Восстановить цепочку событий, призвав свидетелей, если нужно.
  • Быть готовым к возможной вспышке агрессии в ваш адрес.
  • Неуклонно переводить все разговоры в конструктивное русло возможных способов решения конфликта.  

3. Обесценивание

Обесценивание – это принижение своего или чужого вклада во что-либо. Например, вы рассказываете коллеге об общей проблеме, которая вас волнует, чтобы найти решение вместе. В ответ на это вам отвечают, что это в проблеме виноваты вы, начальство, ситуация в стране – все, кто угодно, только не ваш коллега, а значит не ему и решать проблему.

Также обесценивание может происходить, когда не признают ваш авторитет, полномочия, усилия, способности, вклад в общее дело. «Да что вы вообще решаете?!», «ваше дело маленькое», «как скажут, так и будет», «ваше мнение роли не играет», «Какое вы имеете отношение к этому? Ну и что, что помогали работать над проектом» - такими фразами вам дают понять вашу малую значимость.  

Вы начинаете: испытывать растерянность, вину, стыд, обиду, злость на себя и на коллегу; прислушиваться к себе, отключать эмоции и подключать голову, чтобы оценить правильность слов коллеги; спорить с коллегой и доказывать свой вклад или приводить аргументы о его/ее вкладе.

Цель манипуляции: Уйти от ответственности, переложив ее на вас; продемонстрировать вашу малую значимость и присвоить лавры себе, возвыситься за ваш счет; заставить вас доказывать очевидное тратя энергию и время.

Противодействие:

  • Не вовлекаться в негативные эмоции, помня, что раскачать вас – одна из целей манипулятора. Если вы покажете обиду, он расценит это как слабость с вашей стороны.
  • Аргументированно изложить как вы видите роли и вклады, ваш и коллеги, в проблему/достижение/процесс решения. Хорошо, если есть возможность опираться на документально подтвержденные факты, нормативные документы.
  • Зафиксировать (устно или письменно) расстановку сил, власти, ответственности и участия. С этой точки начать рассматривать проблему или конфликт с целью их разрешения совместными усилиями.

4. «Чтение мыслей»

Вы рассказываете коллеге о том, что вам не нравится в отношениях и, по вашему мнению, мешает работе. В ответ на это вам начинают объяснять причину вашего недовольства: возможно, у вас ПМС, вы не выспались, вы слишком эмоциональны, это ваши проекции или комплексы, вы переживаете или-за личной жизни...

Вы начинаете оправдываться, иногда соглашаетесь с тем, что возможно упоминаемые факторы действительно имели место, чувствуете растерянность, разочарование, вину, стыд, обиду. В итоге проблемы, из-за которых возник конфликт остаются нерешенными.

Цель манипуляции: Смутить вас, заставить искать проблему в себе, чтобы увести вас от прямого открытого обсуждения проблемы и уйти от ответственности.

Противодействие:

  • Если ваша форма выражения эмоций не разрушительна для другого человека, и вы держите себя в рамках, то имеете полное право испытывать любые эмоции без того, чтобы вас ими укоряли. Также вы имеете полное право наложить табу на обсуждение вашей личной жизни и физиологии.
  • Перевести обсуждение проблемы с обсуждения ваших эмоций и приписываемых вам особенностей в конструктивное русло.
  • Аргументированно настаивать на важности проблемы и необходимости совместного решения. Предложить свой вариант, запросить вариант решения у коллеги.

5. Уход от ответов

Вы задаете коллеге деловой вопрос, но вместо того, чтобы ответить на него прямо, он/она дает расплывчатый неопределенный ответ. Попытки добиться конкретики ничего не дают. Вы чувствуете растерянность, бессилие, отчаяние, злость.

  • Когда будет готов документ на отгрузку?
  • Сейчас у меня более важные дела. Как только их закончу, так сразу.
  • Можете меня сориентировать точнее? Клиенты ждут.
  • Я же сказал: как только закончу дела, займусь документом на отгрузку.

Цель манипуляции: Продемонстрировать власть над вами и свою значимость. В некоторых случаях такая манипуляция – часть тактики по дискредитации вас в глазах руководства, коллектива или клиентов.

Противодействие:

  • Настаивать на своем праве получить ответ именно на тот вопрос, который вы задали. При необходимости перевести общение в формат официальной переписки.
  • Продемонстрировать решимость вынести конфликт на более высокий уровень, чтобы отладить процесс коммуникации с помощью руководства.
  • Если договориться не удается и тихий саботаж продолжается, принять защитные меры в рамках ваших должностных полномочий.

Не бойтесь идти на конфликты, когда они необходимы, чтобы двигаться вперед. Грамотное и конструктивное их решение продемонстрирует ваши лидерские и коммуникативные навыки. Идея отношений без конфликтов — утопия. Эмоциональные злоупотребления и манипуляции часто появляются там, где существует попытка построить отношения без выяснения отношений.

Регистрируйтесь на тренинги обучающие коммуникативным навыкам необходимым для эффективного разрешения конфликтов и индивидуальные консультации.

Запись на консультации и тренинги по телефону [відкрити контакти](067) 402-99-60 (Viber, WhatsApp, Telegram)

Маркина Татьяна - интегративный психолог, экофасилитатор, бизнес-тренер, специалист по конфликтам и стрессоустойчивости, Член Украинской ассоциации экологичной психологической помощи" (УАЭПП). Автор психотехник быстрых глубинных изменений. Эксперт по работе с конфликтами и обучению навыкам саморегуляции. Опыт консультирования - более 10 лет.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Переговори, риторика, ораторське мистецтво Продажі, кол центр, робота з клієнтами