Преуспевающие предприниматели
Во всем мире, вопреки прогнозам профессиональных, особенно марксистски ориентированных, экономистов малый и средний бизнес не только не был побежден корпоративными голиафами, но и подобно библейскому Давиду сам вышел победителем.
Особенно убедительным оказался пример Японии, где малые и средние предприятия составляют подлинный фундамент экономики.
В последние 10-15 лет эта тенденция характерна для большинства развитых стран. Даже в США предприятия с числом работающих менее 15 человек составляют более 70% общего числа предприятий.
Коренным образом изменилась и ситуация в бывшем социалистическом обществе.
Всемирный социальный эксперимент здесь убедительно показал, что, подавляя беспокойный дух частного предпринимательства, резали курицу, несущую золотые яйца. Характерно при этом, что «курицу» совсем зарезать так и не удалось, и она продолжала нести яйца, но в амбарах теневой экономики.
На мой взгляд такой поворот событий объясняется простой, но фундаментальной закономерностью. Индивид всегда выигрывает у организации, когда речь идет о творчестве, изобретательности, инициативе и скорости реакции. Да и современные компьютерные технологии автоматизируют механические, рутинные процессы, делая ненужными громоздкие конторы и офисы с их многочисленным персоналом. Вот и растет спрос на творчески мыслящих людей, готовых экпериментировать с новыми продуктами, процессами и технологиями, быстро реагировать на требования рынка, угадывать тенденции изменения потребностей.
В соответствии с толкованием в словарях и энциклопедиях «предприниматель» — это человек, который «предпринимает», или действует до того, как что-либо случится.
Поскольку чаще всего предприниматель действует быстро, он — новатор, даже если изобретает еще один велосипед.
Будучи инициатором и экспериментатором, он автоматически берет на себя ответственность за неудачу. Это, как правило, связано с риском ошибиться и, следовательно, быть наказанным за просчет. Поэтому готовность рисковать ради достижения цели предполагает такое свойство личности, как смелость. Мотив к достижению, т. е. желание достичь цели, обычно у таких людей выражен сильнее, отличается упорством, вплоть до упрямства, что, в свою очередь, предполагает наличие достаточной энергии и ее источника — здоровья.
Способность терпеть поражения, но идти своей дорогой имеет своей психологической основой интуитивную веру в свой конечный успех, удачу. На сильно развитую интуицию он должен опираться и в связи с отсутствием знаний в новом деле.
За предпринимательством в узком смысле закрепилось более конкретное содержание — экономическое, или умение вести свое дело. Предприниматель в этом, наиболее часто употребляемом смысле — деловой человек, бизнесмен. Он хозяин своего дела, отсюда — хозяйство, деятельность, занятие хозяина. Главная экономическая его цель — растить и развивать это хозяйство как часть самого себя, своего «Я». Основной критерий успеха — прибыль, нажива, т. е. то, что нажито, добавлено к полученному от жизни. Поскольку общественной мерой прибыли являются деньги, то главное свидетельство и социальная мера компетентности хозяина, его стоимость и цена — нажитый капитал.
Украинский народ по своей исторически сложившейся культуре предрасположен к предпринимательской деятельности. Воплощением предпринимательства является украинское казачество, которому были свойственны такие качества, как размах деятельности, храбрость, динамичность, романтическая тяга к самостоятельности и свободе, к поиску новых земель и прочее.
Однако после того, как Украина потеряла свою самостоятельность, и было ликвидировано казачество, эти качества были постепенно утрачены в результате насаждения бюрократической системы. Большая часть населения отвыкла от инициативы, предприимчивости и личной ответственности. И на сегодняшний день значительная часть трудоспособного населения психологически не готова к рынку.
Получил распространение образ «хохла» как ленивого, простодушно — грубоватого мужика, пытающегося хитростью обмануть судьбу. Именно так может вести себя «Предприниматель», когда он не видит перспектив своей деятельности.
В то же время многие представители украинского народа, проживающего в украинской диаспоре, в различных странах свободного предпринимательства зарекомендовали себя в сфере бизнеса как инициативные, предприимчивые люди.
Все это опровергает утверждение о безынициативности и консервативности украинской нации.
Мы все те же прекрасные люди — одаренные удивительным трудолюбием и энергией, талантливые, предприимчивые, гордые и красивые.
Но просто многие растерялись, потеряли веру в себя и по¬этому потеряли свою силу и упорство в преодолении трудностей.
Но никто не будет решать наши проблемы за нас. Надо избавляться от всяческих отговорок и искоренять из сознания мысль о том, что всегда можно обвинить кого-то в своих несчастьях и ждать, что кто-то придет и позаботится о нас. Главное препятствие надо искать не в зале заседаний и не в соседнем офисе — оно в нас самих.
Социальные программы, даже если они осуществляются с самыми лучшими намерениями, не могут привить чувство ответственности за самого себя. Пока вы не соберетесь с духом, чтобы помочь самому себе, любая другая помощь — это просто очень много попусту растраченных усилий.
Если вы не поможете себе, тогда — кто же?
Для того, чтобы чего-нибудь достигнуть, нужно приложить усилия.
Каждый из нас должен отвечать за себя. Должен приобрести уверенность в себе, должен сам устанавливать контрольные цифры, соблюдать нормативы, следить за издержками, за отчетностью, намечать плановые задания, выплачивать премии, уметь пользоваться силой приращения цифр, мыслить и действовать по-хозяйски.
«Пока Бог с нами, мы можем позаботиться о себе сами».
Ведь успех в бизнесе во многом зависит от индивидуальных особенностей человека. Ротшильд, Крупп, Шнайдер, Пежо, Форд и другие богатые люди — все они начинали с нуля, имея в качестве капитала только свой ум, практическую смекалку, обладая особым чувством выгоды, умением пользоваться случаем и идти на хорошо рассчитанный риск.
Предпринимательство или стремление начать новый бизнес стали в Америке едва ли не национальным развлечением номер один, сравниться с которым не в силах ни одна азартная игра. В капиталистических странах о предпринимателях говорят и пишут больше, чем о политиках. Только звезды шоу-бизнеса и спорта пользуются большей популярностью среди молодежи.
Конечно, нынешние условия в Украине не являются для предпринимательства идеальными. Однако даже при их несовершенстве, — хорошая идея, умноженная на энергию личной инициативы плюс фундаментальные знания экономики и управления бизнесом, может привести к превосходным результатам!
И возможность попасть «на верх» существует для любого, самого обычного человека. Но, кто ищет успеха, не должен полагать, что это легкая работа. Успех — дитя ежедневного труда и выносливого упорства. Ведь всякая борьба состоит не только из успехов и побед, но также из неудач и поражений.
На пути к победе надо видеть в неудачах не помеху, а полезный опыт. И эта мысль должна подбадривать и помогать бороться. Важно, чтобы провалы не убили ваше упорство в достижении целей. Поражения ровным счетом ничего не значат, если за ними приходит успех. И всегда вы сможете достичь того, что сегодня кажется невозможным.
«Может так случиться, что вам придется ринуться в бой не раз и не два, чтобы выйти из него победителем». (Маргарет Тетчер).
«Семь раз упади, восемь — поднимись».(Японская пословица).
Очень часто преуспевающий человек отличается от неудачника не способностями, не яркими идеями, а смелостью, готовностью сделать ставку на собственные идеи, пойти на обдуманный риск и действовать.
Не обладая качествами, ведущими к успеху, можно выработать их в себе. И об этом мы поговорим в следующем номере.
Так кто же такие преуспевающие предприниматели?
- У них есть видение или мечта, которую они ежедневно преследуют.
- Безграничная вера в их продукты или виды услуг.
- Они постоянно стремятся что-то сделать — это изобретатели.
- Они нетерпеливы и раздражительны, у них всегда не хватает времени.
- Они упорны и настойчивы.
- Они нацелены на прибыль.
- Они нацелены на успех, планируют на несколько лет вперед.
- Лучше, чем кто-либо, понимают свою силу и слабость.
- Не боятся начать все снова.
- Деньги не являются для них главным или единственным побудительным мотивом.
- Они все делают сами.
- Не обязательно хороши во всем.
- Они понимают значения тонких изменений, их влияние на успех в бизнесе.
- Они хотят расти.
- Понимают главенствующую роль потребителя.
- Не думают, что идут на большой риск.
- Знают, что такое потратить последнюю копейку и как поставить капкан.
- Они понимают, что проблемы неизбежны и их появление предсказуемо.
- Они практичны.
- Они просят то, чего действительно хотят.
- Они очень чувствительны к рынку.
- Их трудно запугать.
- Они привыкли к одиночеству.
- Чувствуют, когда надо прибыть на парад вовремя и возглавить его.
- Они готовы поделиться.
- Они противоречивы, упрямы и капризны.
- Они имеют творческую самостоятельность! И наслаждаются ею!
ВОТ КТО ТАКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ.
Галина Зимина,
директор Школы Административного Управления Зиминой
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI Саморозвиток