Стресс! Лечить или с этим жить…
Стресс - уже такое же естественное явление в нашей повседневной жизни, как приемы пищи или сон. Стресс подстерегает нас на каждом шагу и застраховаться от него, к сожалению, еще никому не удавалось. А как насчет извлечь пользу?
Для начала следует отметить, что понятие «стресс» уже давно вошло в наш обиход. Зачастую мы называем стрессом любые негативные эмоции, которые возникают в рабочих ситуациях или личной жизни. На самом деле, стресса, как такового, в природе не существует. Есть внутренняя реакция человека на какие-либо изменения во внешней среде, то есть некая субъективная оценка происходящих событий.
Одни и те же события у разных людей вызывают разную реакцию и эмоции. Если человек осознает, что именно вводит его в состояние стресса, он может управлять своими эмоциями, и выбирать лучший вариант для поддержания внутренней гармонии.
Очень часто люди не предпринимают каких-либо действий для устранения внутреннего дискомфорта. На это есть несколько причин: например, человек имеет вторичную выгоду, причем, часто даже не осознавая этого. Или же он просто не владеет необходимыми для устранения дискомфорта инструментами.
Казалось бы, какая может быть выгода из стресса?
Например, сотрудник компании в процессе выполнения какого-то важного задания отвлекается на входящие звонки и не может выполнить поставленную задачу.
С одной стороны, он испытывает стресс из-за невыполненного задания, но с другой стороны, у него есть оправдание – он отвечал на звонки.
Кому под силу научиться противостоять стрессам?
Стрессу противостоять может тот, кто осознал его наличие. Для тех, кто стремится избавиться от стресса, и существуют тренинги по управлению стрессом.
Как показывает практика, в последнее время, такие тренинги стали достаточно популярны среди:
- Руководителей (предприятий, департаментов и отделов).
Стрессоустойчивость является одним из ключевых качеств эффективного руководителя. Если он сам не может контролировать эмоции и управлять ситуацией, то в результате у подчиненных появляется ощущение нестабильности, страх неизвестности, и, как результат – снижение продуктивности работы.
- Компаний, в которых есть сервисные отделы, подразделения call-центров. Сюда же можно причислить сотрудников розничных сетей.
В процессе работы сотрудники этих направлений общаются с разными клиентами, поэтому важно уметь находить подход к любому клиенту, «снимать напряжение», сохранять открытость и доброжелательность на протяжении всего дня.
Не секрет, что в каждой компании приняты корпоративные стандарты общения с клиентами. При этом многие сотрудники call-центров, сервисных отделов принимают негативные эмоции клиентов на свой счет. Если вовремя не изменить отношение такого сотрудника к сложившейся ситуации, можем получить «перегорание», и, как результат, выплеск накопившихся эмоций на клиента, и возможно, даже увольнение.
Как работает тренинг по стресс-менеджменту?
Для тех, кто осознал важность устранения стресса, тренинг позволяет отслеживать собственные реакции в условиях стресса и регулировать уровень напряжения ещё на начальных стадиях. Также в ходе тренинга участники получают эффективную схему поведения при появлении признаков профессионального стресса, учатся определять и использовать индивидуальные способы защиты и выхода из стрессового состояния. Тренер также обучает техникам, позволяющим сохранять ресурсное состояние при работе с клиентами и взаимодействии с коллегами.
Важно то, что каждый участник тренинга имеет возможность определить, какие ситуации и почему вызывают состояние стресса, как в личной жизни, так и в работе; проработать свои реальные ситуации, а не просто получить теоретическую информацию о стрессе. Таким образом, участник имеет возможность создать свой собственный алгоритм выхода из стресса.
На моей памяти – множество примеров реальных перемен в жизни людей, принимавших участие в тренинге по управлению стрессом.
Как-то после проведенного тренинга ко мне позвонила супруга одного из участников… с благодарностью. Оказалось, что после тренинга по управлению стрессом заметно улучшились отношения в семье, муж стал больше и по-другому общаться с детьми, уделять внимание близким – изменилось его восприятие и отношение к жизни.
Говоря об инструментах, используемых в ходе тренинга, можно отметить различные техники, позволяющие нейтрализовать негативные эмоции или, хотя бы, уменьшить уровень стресса.
Еще в прошлом веке выяснилось, что существует тесная взаимосвязь между психологическим дискомфортом и телом человека. Если человек находится в состоянии тревоги, то тело (мышцы) находится в напряжении и наоборот – если мышцы напряжены, то усиливаются негативные эмоции. Исходя из этого, в процессе тренинга участниками прорабатываются различные инструменты, направленные на снятие психического и мышечного напряжения. К таким относятся: дыхательные техники и техники мышечной релаксации.
Что касается снятия психического напряжения, то здесь используются инструменты для усиления уверенности в себе, повышения самооценки. Одним из таких является техника визуализации – создание сильного позитивного образа себя. Каждый участник составляет коллаж, в котором отображает то, каким он хочет быть, к чему он стремится и то, что ему может помочь достичь успеха и гармонии.
Для мышечной релаксации используется «принцип контраста» или глубокое расслабление мышц посредством их предварительного напряжения.
Данный метод заключается в том, что сильное напряжение определенных групп мышц чередуется с быстрым их расслаблением, что вызывает ощущение тепла и тяжести во всем теле и, впоследствии, чувство покоя.
В заключении следует отметить, что наличие стресса определяется по разным признакам, которые проявляются в поведении, на эмоциональном и интеллектуальном уровнях, а также на уровне физиологии. Типичной ошибкой является «лечение» признаков, а не устранение истинных причин стресса. Это можно сравнить с ситуацией, когда, желая избавиться от сорняка, срывают только листву, но не удаляют корень. При благоприятных условиях сорняк вырастет вновь. Поэтому подходите к работе со стрессом и по предотвращению его комплексно и основательно!
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Продажі, кол центр, робота з клієнтами Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток