Как я перестала быть «заложником» своего бизнеса

Растущий бизнес начинает забирать у его владельца все больше и больше сил и энергии. Рутина, словно болото, затягивает все глубже.

Растущий бизнес начинает забирать у его владельца все больше и больше сил и энергии. Рутина, словно болото, затягивает все глубже. Не остается времени на мысли о будущем, ведь некогда думать о стратегическом развитии, когда вы заняты «тушением пожаров». Я для себя решила эту проблему и хочу поделиться этим решением с вами.

Представьте, что вы художник. Но для того чтобы создать шедевр, вам сначала нужно было бы произвести краски, соткать холст и смастерить кисти. Для красок — найти и добыть красящие вещества, смешать их в нужной пропорции с масляной основой, упаковать в удобные тюбики. Для холста — изготовить нити и наладить ткацкий станок. Для кистей — изловить белку, позаимствовать у нее ворса, соединить ворс с ручкой и так далее. Времени и сил на то, чтобы создавать картину, у вас бы уже не осталось.

Творец и исполнитель

В похожей ситуации находятся владельцы молодого бизнеса. У меня у самой когда-то было чувство, что я захлебываюсь. Я жила в достаточно серьезном замешательстве. Бизнес забирал всё мое время. Я, можно сказать, была его заложником.

Но потом я поняла одну простую вещь. Есть идея, и есть механизм. Владелец бизнеса — это художник, он создает картину. Творчество, создание образа компании, стратегические планы развития — вот его основные задачи. И чтобы хорошо их выполнять, владелец должен отделить творчество от исполнения и отдать исполнительные функции кому-то другому. Нужен кто-то, кто будет обслуживать повседневные процессы — «станки» — делать так, чтобы эти «станки» работали, заниматься их наладкой, смазкой, техобслуживанием.

Человек, который выполняет главные исполнительные функции, тот кто обслуживает механизм бизнеса, — это исполнительный директор. Он отвечает за «станок». А вот что и как будет производить этот станок — решает уже владелец.

Как отпустить штурвал

Но как доверить свой бизнес, свое детище, которое я своими руками сделала, кому-то еще? Как отпустить штурвал и заняться составлением маршрута для дальнего плавания?

Первое — Идеи. Для того чтобы спокойно передать оперативное управление, нужно быть уверенным в том, что исполнительный директор думает то же самое, что и ты. Он должен очень хорошо понимать и разделять мои мысли о будущем компании. Для этого мне необходимо четко и понятно сформулировать те идеи, которые я хочу реализовать в бизнесе.

Идея должна быть описана, чтобы к ней можно было регулярно возвращаться и читать. Кроме того, очень важно, чтобы в компании существовали ритуалы, которые помогают сотрудникам концентрироваться на этой идее. Например, мои сотрудники перед началом еженедельного совещания зачитывают в слух цели и стратегию компанию. Это ритуал.

Второе — Механизм. Пока в компании не были налажены рабочие механизмы, я долго чувствовала, что просто не могу отдать штурвал исполнительному директору. Процесс передачи полномочий затянулся на 10 месяцев. Из них месяца четыре у меня не было уверенности, что мой будущий исполнительный директор сможет принять на себя оперативное управление.

Потом у нас было 6 месяцев «Школы владельцев бизнеса», когда мы вдвоем разбирали механизмы управления бизнесом и передавали полномочия по частям. Теперь, когда механизм налажен, его обслуживанием занимается мой исполнительный директор: он (вернее, она) наблюдает за тем, чтобы все процессы правильно работали.

Третье — Общение. Очень важно поддерживать постоянное общение с исполнительным директором. Нужно постоянно совещаться, постоянно говорить о будущем, согласовывать идеи, чтобы поддерживать общее видение. Иначе топ-менеджер будет прививать компании не ваше, а свое видение будущего.

Теперь бизнес не забирает всё мое время — он забирает лишь столько, сколько я решаю ему отдать.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами