Играть или не играть?
«Невозможно в полную чашу налить воды».А все пробуют. Попробую и я.
На 99.9 % мировой менеджмент состоит из статистов по результатам с жестким контролем по их достижению. Менеджеры в непонимании того, что мир постоянно изменяется. Он не статичен. На словах они конечно все как-будто бы понимают, но по действиям ? Вспоминается сказка Андерсена о мальчике, который спас город от крыс. Он играл а они послушно шли за ним. Так получилось и с современным кризисом. Раздавались голоса об опасности, перегреве. Но все как один были нацелены на результат и шли. Шли. Шли и пришли. Встает вопрос почему. Почему, не смотря на изменяющиеся условия и сигналы, менеджеры действовали по старому. В этой статье я попробовал с эти разобраться.
Мировоззрение человека определяется набором стереотипов, предрассудков и суеверий, которые закладываются в раннем периоде формирования личности и именно по причине укоренившихся правил и принципов они чрезвычайно редко поддаются реформированию. Например, ребенок может воспринимать своих родителей как начальников, а родители могут воспринимать их как подчиненных и эмоционально переносить на них свои неприятности. У детей, на основании такого поведения родителей, формируется стереотип, что начальник должен кричать и ругаться. И они тоже начинают кричать и ругаться, когда не достигают желаемого.
В моем понимании существует БАЗИС. Базис основывается на чувствах. Не физиологических – жажда, голод, а психологических - гордыня, страх….. . Причем необходимо различать чувства и эмоции, поскольку последние являются внешними проявлениями чувств. На основании этого базиса формируется два направления развития личности:
При первом направлении личность формирует ситуацию и принимает на себя ответственность за все последствия принятого им самостоятельно решения,
При втором направлении личность существует в ситуациях, не им сформированных и не принимает на себя ответственность за последствия, прячась при этом за словами: «а почему я», «сам такой», «я хотел как лучше а», «пусть будет, как будет».
Классическим примером, наглядно демонстрирующим этот базис, является критическая ситуация на дороге, когда одна сторона агрессивно нарушает правила (подрезая например), а другая идет на поводу и уступает (пропускает) ругаясь при этом про себя или вслух. Если решил пропускать, то пропускай и не «неси», а если решил не пропускать (и это есть ТВОЕ решение) то работай с его следствием * .
Вышеуказанный базис предполагает существование 4 процессов определяющих состояние личности.
- Функционирование
- Изменение
- Развитие
- Деградация
Эти 4 процесса можно представить в виде смыслового ромба, в котором процессу функционирования альтернативен процесс изменения, а процессу деградации – развитие. В жизни человек встречает чаще всего с тремя состояниями: функционированием, изменением и деградацией. Причем во взрослом периоде существования эти состояния колеблется между функционированием и деградацией потому, что они не требуют, как правило, дополнительных энергетическо-умственных затрат. Если Вы, в последнее время, не перевели в положительный практический опыт информацию, полученную из проблемных жизненных ситуаций( !) или книг (фильмов), то вы, как максимум, функционируете.
«Принуждение к изменениям» происходит в ситуации противостояния
, но как тяжело эти изменения даются потому, что пребывание в своем «домике», домике стереотипов, настолько привычно и как легко в нем спрятаться от обид, обвиняя вокруг всех и защищая себя «любимого».
Если рассмотреть эти процессы более подробно в их крайних определяющих состояниях, то мы получим.
Деградация * - переход от действий, базирующихся на критериях просвещенного гуманизма к животным инстинктивным программам. (определение автора)
Функционирование* - выполнение стерео типичных действий. Человек крутится как белка в колесе (подъем, завтрак, работа, ужин, телевизор, сон). Желание задуматься и сделать что-либо по-другому (новому) отсутствует. Движение времени ускоряется и вот она, «заслуженная старость» а ведь вроде только вчера окончил школу. Нельзя сказать, что функционирование это плохо, оно является той основой, на котором в нашем постоянно изменяющемся мире можно начинать другие процессы. Например, такие как изменение, развитие или деградация.
Изменение-корень мен (мена), меняю, т.е. берут из существующего перечня стереотипов и действий, что уже есть, но до этого момента по каким-то причинам не использовалось, и начинают играться, т.е. эти действия не затрагивают внутреннюю сушьность человеческого естества
А что же тогда развитие? Развитие – закономерное качественное изменение объектов характеризующееся как необратимое и направленное. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от изменений.
Запуск этого процесса возможен, когда внешнее окружение выставляет настолько жесткие ограничения в действиях, что необходимо выбрать- приспособиться (прогнуться), измениться или развиться.
Развивающаяся личность, анализируя ситуации, в которых участвует, понимает, что результаты его действий не соответствуют поставленным целям. Причину такого несоответствия этот человек начинает искать в себе.
Но искать ЧТО. Ведь в его понимании он делает то, что надо, а это ЧТО приводит его к кризису. И этот кризис ПОНИМАНИЯ является системным, потому что мировоззрение этого человека не дает ему адекватные варианты решений и поэтому человек делает то, что не надо или не делает то, что надо. Существует, правда, всевозможная информация по интересующей теме в книгах, интернете. «Вооружившись» необходимой информацией человек начинает составлять планы, договариваться с нужными людьми, строить организационную структуру. Все как написано в книгах. В общем, он начинает действовать, но у него снова не получается. Точнее получается, но как? «Гладко было на бумаге, но забыли про овраги». К сожалению даже старшие товарищи «передавшие» свой опыт не помогли. Опыт не передаваем. Опыт "проживаем" и знание личность может получить только из своего опыта. В этот момент личность сталкивается со вторым кризисом-кризисом способностей.
Способность-корень способ-совкупность желаний, средств, мотивов и чувств направленной человеком для достижения поставленной цели. Идеально человек в любой ситуации должен находиться в состоянии Здесь и Сейчас (ЗиС) и фиксировать все составляющие способа, которым пользуется он и окружающие его люди, что даст ему возможность (он станет способен) контролировать себя и ситуацию. Но как развить такие способности?
Окружающая нас действительность чрезвычайно редко создает условия, в которых возможно сознательное созидание таких способностей. Группой Синектор такие условия создаются на Системно Управленческой Игре (СУИ) когда, осознанно работая со временем и пространством, возможно, достичь интенсификации процесса развития. Под этот процесс развития разработана методология устройства, создания, развития систем и форма ее применения СУИ.
На СУИ создается ситуация когда стерео типичные для каждого конкретного человека поведенческие программы действий не приводят к ожидаемым результатам. А использование местоимения* «Мы» (место имения, т.е. кто и зачем) не пропускается игротехниками (вспомните как часто люди при обсуждении и принятии каких либо решений используют фразу « Мы подумаем, мы сделаем»), тем самым не принимая, а размазывая ответственность. Осознанное блокирование стереотипов (куда входит и «МЫ») является одним из важнейших действий по изменению БАЗИСА. В реальной жизни человек не находится постоянно в ситуации жесткого ограничения по действиям. Всегда есть возможность «увильнуть», но на Игре он такого «удовольствия» лишен.(!?) Да и отступать ему некуда, ибо сзади него находится ОН. А действовать так, как он привык, используя ход «Е2,Е4», ему не дают на первом этапе Игры игротехники, а потом уже и сами игроки. Время для игрока «сжимается» и он проходит через два вышеописанных кризиса, в которых ему будет необходимо реформировать свое мировоззрение (часть) и наработать новые способности. В дальнейшем, в после игровом пространстве, фиксация и предъявления игроками неадекватных способов действий друг другу, является мощнейшей базой для мотивации и удержания коллектива в состоянии развития. Для «старых» команд Игра является своеобразной «проверкой на дорогах» их возможностей действовать в кризисных ситуациях , когда игроки показывают, ЧТО они реально могут создавать, не прикрываясь при этом ничьим авторитетом. Вновь создаваемым командам Игра представляет возможность увидеть друг друга, понять свои сильные и слабые стороны, соорганизоваться для достижения поставленной цели или увидеть, что кто-то не совсем вписывается в коллектив.
Деградация [лат. degradatio - снижение, движение назад, ухудшение] - постепенно ухудшаясь, прийти (приходить) к вырождению
Функционирование (лат. исполнение, совершение) внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.?
Развитие – это процесс инвентаризации и отказа от старых стереотипов с параллельной наработкой новых способностей, необходимых для создания (достижения) конструктивного будущего.(определение автора)
Местоимение - часть речи, которая указывает на лицо, предметы или количество, но не называет их. Местоимения любого языка, по всей видимости, возникли из табу, присущего первобытнообщинной-родовой формации скрывать свое личное имя.
Качественное-в данном контексте рассматривается как изменение отношения человека к себе и, через действия в окружающей действительности, к нему в парадигме
Плохой => хороший
Деструктивный => конструктивный
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI Саморозвиток