Эффективная команда. Материальная и нематериальная мотивация
Какой вид мотивации станет рабочим для команды? Рассмотрим в статье виды мотивации
В статье “Эффективная команда. Мотивировать или нет” мы говорили о том, что команда - это группа людей с определенными целями, для достижения которых создаются и распределяются задачи. Но одни команды мы называем “эффективными”, в то время как другие постоянно опаздывают с дедлайнами и не достигают желаемого.
Когда ты сам являешься частью команды, то тебе хочется быть максимально полезным участником и чтобы твои усилия были не напрасными. Именно поэтому я решила провести небольшое исследование, чтобы выяснить, что же влияет на эффективность команды и какие есть методы для ее повышения. Надеюсь, что цикл статей “Эффективная команда” тоже поможет структурировать ваши знания в этой области и улучшить работу внутри своей команды.
Итак, вернемся к предыдущей статье - в ней мы выяснили, что одним из самых главных инструментов для построения эффективной команды является мотивация. И условно разделили ее методы на 2 большие группы - материальные и нематериальные. Давайте сегодня поговорим о каждой группе детальнее.
Материальная мотивация
Сюда входят все методы, которые так или иначе влияют на размер оплаты труда. Соответственно, материальные методы мотивации можно разделить еще на 2 подгруппы:
- Так называемые “поощрения” или “пряники”. Здесь мы говорим о премии, бонусе, надбавке и так далее. Все просто - лучше/быстрее/качественнее выполняешь свою работу, больше получаешь в денежном эквиваленте.
- Ну и какой же пряник без “кнута”?! Правильно, вторая подгруппа - это штрафы. Просроченный дедлайн, некачественно выполненная задача - и ты получаешь меньше.
Вроде все просто? Но тут главное соблюдать баланс, чтобы ваша система “поощрение-штраф” направляла деятельность сотрудников в продуктивное русло, а не была камнем раздора или постоянных жалоб о том, что вы специально штрафуете людей, чтобы меньше платить.
Также важно изучать рынок (чтобы сотрудникам было “интересно” у вас работать), учитывать специфику должности (к примеру, sales manager может получать процент от продаж, в то время как сотрудник на ресепшене может получать премию за качество обслуживания) и мотивировать не только за личные достижения, но и за достижения компании в целом.
Нематериальная мотивация
Но как показывают многие исследования (и вспомните, что мы с вами уже говорили о Пирамиде Маслоу) - одной только материальной мотивации недостаточно. Как только человек удовлетворяет свои базовые нужды - на первое место выходят потребности социальные и духовные. Именно с ними и связан второй вид мотивации.
Здесь спектр методов намного шире, однако их также можно разделить на 2 большие подгруппы:
- Методы, которые связаны с затратами для компании, но при этом не являются прямым доходом для сотрудников.
- Методы, которые не связаны ни с затратами для компании, ни с доходами для сотрудников.
Что мы можем отнести к первой подгруппе?
- Проведение тренингов, семинаров или воркшопов для повышения квалификации.
- Корпоративные праздники - к примеру, раз в квартал собираться и обсуждать успехи компании.
- Тимбилдинги.
- Ценные призы в конце каждого месяца за лучший показатель продаж.
- Возможность получать услуги компании или же посещать курсы английского языка со скидкой.
А какие методы не связаны с материальными затратами?
- Обратная связь о проделанной работе - иногда 2-минутный разговор несколько раз в неделю является лучшей мотивацией для сотрудника.
- Возможность выбирать свободный график и подстраивать его под себя.
- Помощь в составлении индивидуального плана развития.
- Рассылка электронной версии газеты, где будут указаны достижения компании в целом и ее сотрудников в частности.
- Возможность выбирать интересные проекты и многое другое.
Самое главное для нематериальной мотивации - это не делать ее “насильственной”. В субботу ты “обязан” быть на тимбилдинге, а иначе - “все”! Как думаете, такой подход будет действительно мотивировать и повышать эффективность?!
Мы вкратце рассмотрели разные методы мотивации для понимания того, какие есть типы и подтипы, чтобы вы искали такой вариант, который бы соответствовал принципам вашего бизнеса и учитывал ваши реальные финансовые возможности. Ведь даже если в данный момент компания испытывает финансовые трудности, можно делать акцент на нематериальной мотивации, тем самым повышая лояльность своих сотрудников, их уровень удовлетворенности работой и вовлеченности в процессы внутри компании. А лояльные и настроенные на продуктивную работу сотрудники - это уже половина успеха!
В следующей статье мы поговорим о создании корпоративной культуры.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Менеджмент, керування, KPI Саморозвиток