Что означает на практике попадание в «черный список» ЕС?
12 марта Европейский Союз расширил «черный список» юрисдикций, не сотрудничающих в вопросах борьбы с уклонениями от уплаты налогов и отмыванием средств.
В него добавили еще 12 юрисдикций, среди которых есть и вполне респектабельные Объединенные Арабские Эмираты.
Об этих списках было много разговоров. В прошлом году даже ходили слухи, что в него может попасть Украина – из-за затягивания с подписанием конвенции MLI (Украина в него так и не попала).
Но так ли страшны эти списки? И какие практические последствия от присутствия страны в таком списке? Давайте разбираться.
Что такое «черный список»
Начнем с самого начала – то есть с декабря 2017 года, когда был опубликован первый список юрисдикций, что «не сотрудничают в вопросах налогообложения и борьбы с уклонениями от уплаты налогов». Под «не сотрудничеством» имелось в виду, что эти страны даже не заявили о намерениях внедрять у себя план BEPS.
В первом «черном списке» было 17 стран, но уже в январе 2018 года, через полтора месяца после создания, он был сокращен на 8 юрисдикций. В мае того же года из него удалили еще две страны. В итоге, к началу 2019-го в нем осталось всего 5 фигурантов, остальные, пообещав внедрить минимальный пакет BEPS, были перенесены в «серый список».
Но, как выяснилось, практически никто из бывших фигурантов списка не выполнил обещания и большинство из них снова попали в «черный список».
Говоря совсем коротко, в «черный список» ЕС попадают те страны, которые не хотят участвовать во всеобщей деоффшоризации или участвуют в ней недостаточно активно. На данный момент таких стран всего 15.
Каковы последствия для стран
Удивительно, но страны Евросоюза до сих пор не выработали пакет санкций в отношении стран, попавших в «черный список». Но это не значит, что данная мера – формальность? и ее цель лишь указать на недостатки в законодательстве отдельных юрисдикций.
Во-первых, страны из «черного списка» несут репутационные потери, юрисдикция не может рассчитывать на приток внешних инвестиций. Вряд ли крупные инвесторы захотят вкладывать в страну, которую Евросоюз считает «неблагонадежной».
Во-вторых, банки мира будут тщательнее проверять транзакции с контрагентами из таких стран. Присутствие их юрисдикции в списке стран, что не отвечают требованиям открытости и прозрачности ЕС, означает, что это клиенты повышенного риска и «повышенной вероятностью» транзакция может быть использована для обслуживания каких-то незаконных дел. Банк, дабы не попасть под санкции, захочет убедиться в благонадежности бенефициара, и не сможет этого сделать, ведь у таких стран, как правило, закрыты реестры собственников или попросту отсутствуют. А значит, процедуры KYC и Due Dilligence не смогут быть выполнены и счет такому клиенту не откроют.
А чего стоит компания без счета? Правильно, ничего, так как она не сможет работать и будет попросту бесполезной.
Вывод
Попадание в «черный список» стран, не сотрудничающих в вопросах борьбы с отмыванием денег, пока что не несет формальных последствий для резидентов той или иной юрисдикции. Но на практике – для банков это сигнал к тому, что к клиентам из таких стран нужно относиться крайне внимательно и проверять их как можно тщательнее. А многие и вовсе перестраховываются – просто не открывают таким клиентам счета (или закрывают уже существующие).
Но попадание в такой список – это не на всегда, выбыть из него возможно. В 2018 году, к примеру, «черный список» ЕС сокращался едва ли не ежемесячно, каждый раз, когда очередная юрисдикция брала на себя обязательства внедрить современные требования к прозрачности финансовых оборотов. Судя по всеобщим тенденциям, рано или поздно все страны внедрят современные стандарты прозрачности, а значит рано или поздно список будет пуст.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Бізнес освіта, MBA Право, юриспруденція Фінанси, кредит, банківська справа