Скандал между коллегами как смещение конфликта. Разбор скрытых причин и подготовка вариантов решения проблемы
Анализ реальной конфликтной ситуации. Пример консультации.
Остро конфликтные ситуации на работе, которые сопровождаются неприятными сценами, скандалами и выплеском негативных эмоций не только вредоносно отражаются на атмосфере в коллективе и репутациях участников ссоры. Зачастую эмоциональный взрыв возникает в результате смещения другого глубинного и неявного конфликта на более безопасный в плане ответа объект. Другими словами, конфликтная ситуация, которая не может быть проявлена и разрешена, например, из-за сильного неравенства в силах и возможностях сторон, ищет своей разрядки в отношениях с теми, кто такой угрозы не представляет.
Давайте рассмотрим, каким образом смещается конфликт, что происходит с его участниками, в чем истинные причины и какой выход возможен. В качестве примера использована условная консультация с клиенткой N подготовленная по мотивам реальной публичной консультации на открытом интернет-ресурсе.
Клиентка N: Дайте совет, пожалуйста, как сдерживать свои эмоции. Сегодня подчиненной сказала: «Пошла вон». Достала... Первое - не сдала отчёт в пятницу согласно регламенту, а в ответ на служебную записку написала, что «я вся такая занятая». Второе - опоздала на полчаса на работу. Третье, сидела в телефоне час, работой не занималась. Четвертое - не сдала отчёт по командировке. Она просто собралась увольняться, не проработав и недели. Вот я и сорвалась. Научите, как можно себя сдерживать? С помощью каких техник?
Консультант Татьяна Маркина: Техники эмоциональной саморегуляции применяются для того, чтобы не разрушаться в коммуникативном стрессе и не разрушать других людей своими негативными реакциями. Однако эмоции просто так на ровном месте не возникают. Поэтому прежде чем использовать техники, давайте сначала разберемся, что вызвало у вас такой сильный гнев. Расскажите подробнее, в чем вы видите проблему.
N: Мне такие эмоции не нужны, иначе завтра инфаркт схватит. Нервов на работе и так хватает - всё принимаю близко к сердцу. Эмоциональность - моё слабое звено. Я редко в таком состоянии бываю, обычно сдерживаюсь. Из-за переработок стала очень раздражительная, вот и сорвалось грубое слово. Люди стали некоторые очень бесить. Надо бы переключиться, пойти на спорт, но я работаю каждый день до 9 вечера. Не опаздываю, часто прихожу на час раньше. Три месяца работаю по выходным, одна тяну работу всего отдела. Плюс проверки замучили. На мне столько завязано, ответственный участок. Помощников нет, а работа не ждёт. Нервы расшатаны. Но я же не могу бросить в трудную минуту моего шефа и компанию. Хотя было желание уволиться, но он сказал, что ценит меня и не хочет отпускать.
Т.М.: Расскажите, пожалуйста, что у вас произошло с сотрудницей, которой вы нагрубили. Как складывались ваши отношения шаг за шагом.
N: Злости у меня на нее не было изначально. Было удивление. Она себя так поставила, будто она начальник. Не захотела официально оформляться, чтоб не портить записью «менеджер» свою трудовую книжку. Заявила, что работала на руководящих должностях и вообще карьеристка. Отказалась ехать в командировку на поезде, не захотела ездить по делам по городу на метро. Я руководству доложила и всё. Возможно, у них договорённости о том, что она на машине будет ездить по делам. На третий день стажировки она опоздала на целый час на регистрацию в налоговую. Два раза за неделю опоздала на работу на полчаса. С пятницы вообще решила уволиться - ушла с утра молча в кадры и взяла обходной лист. Задание, которое должна была выполнить, не сделала: из-за этого не можем запустить объект. На кону миллионные штрафы. Перед увольнением, я ее попросила написать отчеты по работе и по командировке, по денежным средствам взятым под отчет. Два раза устно попросила отчитаться – она не отреагировала. Тогда я написала ей в нашей внутренней системе и получила ответ, что она очень занята и не может. Сама в это время сидела в телефоне и меня игнорировала. Меня спрашивают коллеги, что с объектами, а я не могу от нее добиться вразумительного ответа. Теперь придется её косяки закрывать. С сотрудником до 21 часа собирали документы. А она выключила телефон и всё. Но работу то нужно доделать. После всего этого я не сдержалась. Ей не нужна эта работа, она хотела пересидеть, это не её должность и не её уровень - она мне так прямо и сказала. Моему шефу озвучила в качестве причины, будто не ожидала, что 80% рабочего времени будут разъезды.
Т.М.: Видите ли вы свой вклад в эту ситуацию? Что, по вашему мнению, могло быть причиной такого поворота событий?
N: Я ответственный человек и многое на себе тяну, переживаю за дело. Хотя бизнес не мой и мне, по идее, должно было быть всё равно... ну не сдала отчет… пусть руководство разбирается. Я принимаю близко к сердцу. Сотрудник, считаю, должен довести работу до конца, а не бросать всё и уходить. Мне её в подчинение дали, но методов воздействия нет, повлиять не могу. Да я и не хотела ее в отдел. Мне её навязали. Честно признаю - я не руководитель и не хочу им быть, не выдвигалась никогда в начальники. Я тяну свой участок, пытаюсь наладить систему, но пока у нас бардак. Она всем нажаловалась, и теперь мне придется с этим как-то разбираться. Впредь не хотелось бы так реагировать, прежде всего, из-за своей нервной системы.
Т.М.: Скажите, пожалуйста, как так получилось, что эту сотрудницу приняли на работу? Вероятно, с первого собеседования, было ясно, что уровень амбиций у нее очень высокий и должность ей не подходит. Лично вы, как ее потенциальная начальница, проводили с ней беседу до приема на работу? Почему вы дали добро на ее трудоустройство?
N: Нет, не проводила. Отделу кадров надо было срочно закрыть вакансию. Должность в наш департамент ввели около двух недель назад. Сотрудница, которая была на этой должности раньше, уволилась, так как её перегрузил работой предыдущий руководитель. Она профи. Я веду с ней переговоры, чтоб она вернулась к нам на лучших условиях. Надо было срочно ее кем-то заменить. Вот и взяли человека как временный вариант. Ни я, ни мой шеф не могли повлиять на это.
Т.М.: Смотрите, какая картина вырисовывается. Вас перегружают, в других департаментах людей тоже перегружают, отдел кадров сам по себе. Ни вы, ни ваш шеф не имеют влияния на вопросы, которые непосредственно у вас в ведении. Вам якобы в помощь дали человека, кандидатуру которого с вами не согласовали. Новая сотрудница вместо помощи создала ещё больше проблем и проявила такие личностные черты, с которыми в командной работе сложно. Вы, будучи физически перегружены работой, не сдержали гнев, вызванный этим, и нагрубили ей. Теперь вы расстраиваетесь и переживаете, что и со следующим сотрудником может быть то же самое. Тем не менее, реальных рычагов воздействия на ситуацию у вас нет или вы их не видите.
N: 100%. Шеф ко мне хорошо относиться по сравнению с шефом с предыдущей работы. Стычек нет, голос никто не повышает, не самодур, адекватный. Но с отделом кадров сложно.
Т.М.: Ваш конфликт с подчинённой вторичен. На ней сорвать зло оказалось безопасно. Первичен ваш конфликт с организацией. За внешне «хорошим» отношением стоит жёсткая эксплуатация и плохая функциональная и структурная организация процессов управления на предприятии. Вы по какой-то причине, не исключено что внутренней, воздерживаетесь от того, чтобы пойти и потребовать для себя нормальных условий труда, компенсаций. Что вам нужно, чтобы не погибать от перегруза на работе, какие ресурсы: люди, новая структура, новое распределение зон ответственности, по-другому организованные процессы работы? Подумайте, что именно и готовьте список предложений шефу. Если он действительно адекватный человек, то воспримет это как помощь себе, если воспримет в штыки... Для вас вопрос повернется другим ракурсом - стоит ли дальше жертвовать здоровьем, семьёй, личным временем.
N: Это да. Но тут не шеф, а учредитель виноват.
Т.М.: К сожалению, с учредителем совладать сложно. Компании обычно отражают своих создателей очень точно - неповторимый стиль руководства и отношений внутри организации, так называемый корпоративный невроз. Если подобное положение дел длится долго, скорее всего, ничего не изменится и в ближайшем будущем. Будет тот же бардак, текучка и перегруз. Думайте, нужна ли вам карьера в таком месте и чем вам придется за нее платить. Сегодня вы заплатили чувством вины за эмоциональный срыв и пятном на репутации. Грубость к новой сотруднице - лишь «гудок», в который вы сбросили пар. У вас сейчас стоит вопрос ребром: или ваше здоровье, или благополучие компании. Вы очень результативны на своем месте, поэтому вас продолжают грузить работой - вы же тянете. Вы продолжаете быть преданной компании и искать проблемы в себе. Тогда как проблема уровнем выше - в неэффективном менеджменте всей организации. Займитесь решением более важных для себя вопросов, чем поиск техник саморегуляции. Вы имеете право требовать компенсации за переработки и обеспечения нормальных условий труда. Я могу помочь вам продумать варианты решений, как лучше для вас поступить в этой ситуации, чтобы вы могли выбрать с выгодой для себя. И когда решение будет готово, обучить вас техникам эмоциональной регуляции на будущее...
*****
Психологические консультации по вопросам взаимоотношений в трудовом коллективе, личностных затруднений при выполнении профессиональных задач, профессионального выгорания, карьерного самоопределения, определения личной стратегии и тактики поведения со "сложными" коллегами и начальниками и другим, связанным с работой и бизнесом темам, проводит Маркина Татьяна - интегративный психолог, экофасилитатор, бизнес-тренер, специалист по конфликтам и стрессоустойчивости, Член Украинской ассоциации экологичной психологической помощи" (УАЭПП). Автор психотехник быстрых глубинных изменений. Эксперт по работе с конфликтами и обучению навыкам саморегуляции. Опыт консультирования - более 10 лет.
В работе с клиентами обязательным является строгое выполнение требований Этического кодекса психолога, а именно:
- безусловная конфиденциальность,
- нераскрытие полученной информации третьим лицам (за исключением случаев непосредственной физической угрозы жизни и здоровью людей),
- запрет использования полученной коммерческой информации в личных целях.
Запись на консультации по телефону [відкрити контакти] (Viber, WhatsApp, Telegram)
Вы также можете зарегистрироваться на тренинги выходного дня обучающие коммуникативным навыкам необходимым для эффективного разрешения конфликтов.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Переговори, риторика, ораторське мистецтво Психологія, емоційний інтелект