Песнь оптимизации

Автоматизация транспортной логистики понятие достаточно широкое и может восприниматься совершенно по-разному в разных бизнесах. Далее речь пойдет о системах, которые позволят оптимизировать маршруты по точкам доставки.

Системы, которые позволяют оптимизировать маршруты по точкам доставки свойственны прежде всего дистрибуторам, обслуживающим розничные точки и подобным предприятиям. Об особенностях данных систем расскажет Руководитель отдела логистики компании «FADO» Евгений Никушин.

В чем же выгода?

Важно понимать от чего будет получена выгода после внедрения системы оптимизации маршрутов. От формализации процессов? От внедрения контроля пробега через GPS-трекинг? Или же от более оптимального использования автопарка?

Если в процессах бардак, то внедрять автоматизированную систему будет сложнее. Но с другой стороны, за счет внедрения наводим порядок.

Если пробег списывается по одометру и никто не контролирует какими дорожками водители этот пробег наезжают, то выгода от внедрения будет ощутима. Может исчисляться несколькими десятками процентов затрат. При этом понимаем, что эта выгода от внедрения системы контроля фактического пробега, а не от оптимизации маршрутов. Оптимизация маршрутов - это следующий этап.

Если же дисциплина на высоте, пробег жестко контролируется, то оптимизация маршрутов может оказаться не настолько финансово привлекательной. Исчисляться всего лишь несколькими процентами.

Забирая - делись

Данное утверждение справедливо, если на предприятии считалось нормальным, что водители часть своего дохода получают из топлива. Если же краник топлива будет перекрыт жестким контролем пробега, нормами расхода топлива и тем более еще и контролем через датчики в баке, то для водителя - беда. Получив экономию на топливе, нужно держать руку на пульсе рыночной заработной платы водителей. Иначе разбегутся.

Совместить приятное с полезным

Зачем отдельный GPS-трекер, если все можно настроить на планшете или смартфоне? Совместить приятность использования сервиса водителем (чек лист, маршрутизация, обратная связь) и получение трека движения транспортного средства? Но на практике не все так радужно.

Важно обратить внимание на качество GPS приемников. Может оказаться, что планшет постоянно теряет связь. Особенно в случае, когда водитель вынужден брать устройство с собой в помещение. Появляются “прострелы” в треке. Значит пошатнется основополагающая функция GPS контроля - фиксация реального пробега.

Вторым моментом можно отметить сложность подключить внешние устройства: сигнал с замка зажигания, концевики дверей, температурные датчики и т.п. Технологии не стоят на месте. Внешние устройства можно подключать по радиоканалам. Говорят такое возможно, но мне опробовать пока не удалось.

В целом использование портативных устройств очень привлекательно. За этим будущее. Важно выбрать правильное устройство, чтобы не получить разочарование. Разочарование от слабой батареи, постоянных перезагрузок для восстановления связи, поломок разъемов питания из-за постоянного подключения-отключения.

Что будем оптимизировать? Оптимальные маршруты могут быть направлены не только на сокращение пробега, но и, к примеру, на повышение уровня сервиса по точности доставки по времени. В результате компания может не получить финансовых выгод на сокращении пробега, но точность окна доставки для клиента возрастет до часа, а то и минут. В особо запущенных случая при должном усердии можно получить и экономию на пробеге и точность доставки.

В стремлении к независимости

Внедрение системы построения оптимальных маршрутов привлекательна еще и тем, что компания теряет зависимость от “профессионального логиста” манипулятора. Он знает всех клиентов, он знает территории, он знает все. Мы вынуждены ценить его уникальный дар! Если его нет - получаем апокалипсис в доставке.

Выстроенная система, при должной организации, позволяет буквально за несколько часов обучить логиста формировать маршруты без специфических знаний. Более того, система может учитывать множество факторов при построении маршрута: вес, объем груза и транспортного средства, время работы точки отгрузки и точек выгрузки, время на выгрузку и погрузку в каждой точке.

Хотелось отметить, что еще убирается и коррупционный момент между логистом и водителем. Но, если начистоту, то без должного контроля со стороны руководства в любой системе можно найти лазейку.

Резать разумно

При ярко выраженных периодических всплесках нагрузки на транспорт по дням недели или же существенном влиянии на логистику сезонных составляющих, может случится так, что часть транспорта не будет задействована постоянно. Напрашивается решение отказаться от этого транспорта. Разумно. Особенно, когда транспорт наземный. Если же это собственный парк, то встанет вопрос, чем его занять в ненагруженные дни. Оставить водителя дома? Не выплачивать ему заработную плату? Если «отдыха» будет много, то заработка может быть недостаточно, а значит есть риск потерять квалифицированного специалиста. А опытный спец - это несколько месяцев на выращивание нового, пройдя низкую производительность и ошибки на первых порах. А надежные, доверенные люди? Для некоторых бизнесов такой фактор крайне важен до сих пор. Цена ошибки в человеке чревата высокими финансовыми потерями.

Можно сразу проститься с излишней частью парка и привлекать на пиковые моменты наемный транспорт. Но, как практика показывает, то наемный транспорт обходиться дороже собственного. Главное, чтобы не получилось в результате, что маршруты оптимизировали, парк порезали, а более дорогой наемный транспорт “съел” выгоду.

Это всего лишь инструмент

Программные продукты, которые позволяют оптимизировать работу в транспортной логистике — это прежде всего инструменты. Подобно музыкальным инструментам многое зависит от того, какого качества инструменты. В большей степени, как настроены эти инструменты. А самое большое влияние, какие специалисты «играют» на этих инструментах. В результате получим «мелодию» или «какофонию».

Итог

Может сложиться впечатление, что я имею намерение отговорить читателя от автоматизации транспорта. Напротив, я ярый сторонник автоматизации и акцентирую внимание на некоторых моментах, которые важно оценить каждому, кто станет на этот увлекательный путь автоматизации.

Источник: trademaster.ua

Уже 6 апреля Евгений проведет тренинг:

Оптимизация транспортной и складской логистики: KPI и мотивация как инструменты оптимизации


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Логістика, митниця, ЗЕД