Образность речи – излишество или необходимость (1)

Зачем нужна образность речи? В наш век высоких скоростей и переизбытка информации цениться четкость и лаконичность. Приветствуется быстрая передача информации с использованием минимального количества слов.

Четкие аргументы и доводы, минимум эмоций.При этом речь многих людей тороплива, словно человек старается уложиться в строго отведенный лимит времени. Этой пагубной тенденции может поддаться и оратор, особенно начинающий. И очень повредит этим своему выступлению. Почему – попробуем разобраться.

Работа мозга и образность речи

Для начала вспомним о том, как построена реклама. Если бы люди принимали решение, опираясь исключительно на логику, все рекламные приемы сводились бы просто к перечню характеристик, особенностей и преимуществ товара. Но ведь нет же! С экранов телевизоров известные люди рассказывают истории, как улучшилась их жизнь после покупки рекламируемого предмета. В других роликах его обладатель предстает в образе счастливого и гармоничного человека, окруженного любимыми и друзьями. И так далее. Картинки счастливой жизни, здоровья, успеха, сменяют одна другую. Если бы создание образов было малоэффективным занятием, крупные корпорации не тратили бы на него огромные бюджеты. Но они тратят, потому что в основе маркетинговых и рекламных стратегий лежит понимание процессов восприятия, мотивации и принятия решений.

Мозг человека имеет два полушария. Правое отвечает за пространственно-образное мышление, левое – за абстрактно-логическое. Левым полушарием мы обеспечиваем свою способность к речи, анализу, детализации, абстрактному мышлению, созданию алгоритмов и логических цепочек. Правое полушарие способно рассмотреть проблему в целом, способно в условиях недостатка информации восстановить цельный образ по частям. С ним связаны интуиция, творчество, возможность восприятия реальности во всей полноте и разнообразии. Это как два берега одной реки, и без правого полушария логика левого будет весьма ущербной.

Аргументы, доводы, факты в речи оратора адресуются к левому полушарию. На правое мы воздействуем при помощи образов. И чем ярче, необычнее и точнее подобран образ, тем большее впечатление он произведет на аудиторию и тем сильнее запомнится само выступление. При этом влияние на аудиторию с помощью образов воспринимается гораздо мягче и практически не вызывает сопротивления. Такое влияние проникает глубоко в сознание и даже воздействует на подсознание. Не используя образность речи, оратор лишает себя мощного орудия убеждения. Помимо всего прочего, образы помогают поддерживать внимание и интерес аудитории, задают нужный эмоциональный ход выступлению.

 Как создается образность речи

Создать образность речи можно различными способами, всегда возможно выбрать несколько, подходящих теме и формату выступления. Рассмотрим самые действенные приемы.

  • Метафоры – перенос свойств одного предмета на другой. Например: «ледяные руки», «золотое сердце», «острый ум», «горит костер рябины красной». Предмету придаются свойства, которыми напрямую он не обладает, но которые усиливают нужное впечатление.
  • Сравнения, аналогии – сопоставления предмета с другим предметом с целью придания ему наглядности, изобразительности. Например: «голубые, словно небо, глаза», «светлые, как спелая пшеница, волосы», «твердый, как скала, характер». Так же с помощью умело подобранных сравнений можно вызвать в слушателях необходимую эмоцию, сформировать отношение к объекту. К примеру, различное эмоциональное впечатление производят фразы: «темные, как летнее бездонное небо, глаза» и «темные, как опасный глубокий омут, глаза».

Продолжение следует.

Научиться приемам создания образности речи, а также усовершенствовать навыки публичных выступлений, вы сможете посетив наш курс «Ораторское искусство».


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Переговори, риторика, ораторське мистецтво Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток