НЛП в бизнесе
Многие сегодня слышали слово «НЛП». Другой вопрос в том, что мало кто знает, что это такое на самом деле, и еще меньше — владеют этой технологией на высоком уровне качества. И самый важный вопрос — каким образом НЛП может быть полезно в бизнесе.
Сегодня немного найдется людей, которые не слышали аббревиатуру «НЛП». Другой вопрос в том, что мало кто знает, что это такое на самом деле, и еще меньше — владеют этой технологией на высоком уровне качества. И самый важный вопрос — каким образом НЛП может быть полезно в бизнесе.
При этом, НЛП достаточно популярно как и в области личностного развития, так и в области бизнеса.
Коротко об НЛП.
НЛП — нейро-лингвистическое программирование — область, изучающая успешный человеческий опыт. Суть НЛП - это моделирование мастерства и успешного опыта. То есть если кто-то умеет делать что-либо хорошо, то с помощью технологий НЛП можно узнать, КАК человек это делает (и во внешнем пространстве, и во внутреннем), научиться самому и научить других.
Изучая структуру человеческого опыта и моделируя ее, НЛП описало множество важнейших элементов, из которых складывается человеческое восприятие, мышление, поведение. Те кирпичики, зная которые, можно выстроить любое здание любой идеи, проекта, мероприятия или организации.
НЛП возникло в начале 70-х гг. XX-го века. И уже в начале 80-х гг. технологии, инструменты, подходы НЛП начали активно и успешно применяться в бизнесе.
С тех пор НЛП как эффективная технология для бизнеса завоевывает все больше популярности. Во многом это связано с тем, что НЛП — это в первую очередь практика. НЛП как прикладная область занимается только тем, что работает и приносит результат. Конечно, теории и концепции в НЛП также есть, но они часто стоят на втором месте после эффективности в практическом применении и получении ощутимых, явных и измеримых результатов.
Как можно описать НЛП с трех сторон и что это дает бизнесу.
Во-первых, это коммуникативная технология. За время существования НЛП смоделировано и разработано множество инструментов, позволяющих выстроить коммуникацию максимально эффективным образом: начиная от построения доверительных отношений в коммуникации с клиентами и сотрудниками и заканчивая управлением коммуникацией и эффективным реагированием на манипуляции, что часто бывает востребовано в продажах и переговорах.
Во-вторых, НЛП изучает структуру субъективного опыта человека: как он мыслит, как воспринимает и обрабатывает информацию, как и исходя из чего действует. Это те знания и умения, которые могут быть весьма ценны и полезны в управлении персоналом, в продажах и переговорах, когда важно понимать, как мыслит человек, чтобы аргументировано (именно для этого человека!) донести ему информацию; в маркетинге и рекламе, где зная образ мышления целевой аудитории, легче выстраивать качественные проекты.
В-третьих, НЛП — это моделирование успешного человеческого опыта. Это та область, освоив которую мы можем стать более эффективными в любой деятельности, как минимум, потому что тогда скорость нашего обучения становится на порядок выше, а понимание глубинных механизмов успешности и мастерства позволяет применять их к той области деятельности, которой мы занимаемся.
К этому также важно добавить, что в НЛП существует ряд системных моделей, владея которыми мы можем научиться работать качественно и эффективно с любыми системами: отдельным человеком, командой, проектом, бизнес-процессом, планированием и т.д.
Где в бизнесе используется НЛП.
На сегодняшний день НЛП используется во многих сферах и областях бизнеса: продажи, переговоры, подбор и управление персоналом, маркетинг, формирование команды, коучинг и многие другие. Фактически огромное количество инструментов и технологий НЛП сейчас используется и преподается в курсах по менеджменту, на бизнес-тренингах — при чем и те, кто преподает эти инструменты, и те, кто учится, часто даже сами не знают, что это НЛП, настолько плотно вошло оно практически во все сферы.
И самое замечательное в том, что многие инструменты НЛП не только имеют под собой достаточно прочную научную (лингвистика, нейрофизиология) основу, но и проверены экспериментальным путем, при чем некоторые — в достаточно солидных организациях таких как Стэнфордский Университет.
Основные области деятельности, где применяются и полезны НЛП-технологии:
- продажи и переговоры
- управление персоналом (как для HR-менеджеров, так и для руководителей)
- проектный менеджмент и выстраивание систем (начиная от систем адаптации персонала и заканчивая оптимизацией бизнес-процессов)
- постановка целей и планирование
- маркетинг и реклама
- презентации и коммуникации любого рода, плана и вида
- стресс-менеджмент
и многие другие.
Перечень некоторых технологий, инструментов и моделей НЛП, которые активно вошли в будни бизнеса, тренингов, курсов по менеджменту и MBA и с которыми Вы, возможно, знакомы:
- раппорт (присоединение, отзеркаливание)
- ВАК (визуальная, аудиальная, кинестетическая система)
- метапрограммы (в том числе, в виде LAB-профиля)
- Нейро-Логические уровни (окружение-поведение-способности-убеждения/ценности-идентичность/миссия)
- стратегия творчества Уолта Диснея (Мечтатель-Реалист-Критик)
- Обратная Связь Высокого Качества (формат обратной связи для обучения и развития)
- Хорошо Сформулированный Результат (очень эффективный формат постановки целей в НЛП)
- 3 позиции восприятия (я, другой человек, со стороны)
и др.
Странно было бы говорить, что НЛП нужно всем. Это, скорее всего, будет неправдой. Но есть определенно те области, в которых НЛП позволяет достигать успеха легче и проще. Более того, человек, владеющий навыками НЛП, часто весьма успешен в той области, в которой он работает, — он легко обучается, быстро осваивает новые технологии, новые идеи, новые подходы, легко их реализует. А в наш быстроизменяющийся век этот навык, наверное, становится одним из наиболее востребованных. Как часто бывает, что обучившись на каких-то курсах, через некоторое время нужно учится следующему, потому что ситуация поменялась, рынок стал требовать другого, мир изменился. Учиться — важно и нужно. При этом, если Ваши сотрудники умеют это делать быстро, быстрее и качественнее многих других, то в этом может быть Ваше конкурентное преимущество.
При чем хочется сделать акцент на владении именно навыками НЛП. Потому что, как мы уже говорили, НЛП — высокопрактичная и прикладная область. Цель любых тренингов по НЛП — это встроить навыки и выработать компетенцию. НЛП невозможно научиться по книгам или он-лайн семинарам. НЛП можно обучиться только на практике, на специализированных тренингах.
Что это за тренинги по НЛП?
- Курсы НЛП-Практик и НЛП-Мастер. Это стандартизированные сертификационные программы, на которых человек вырабатывает компетенцию и навыки. Стандартизированы они в смысле тех навыков, которыми человек обладает на выходе. При чем обладает гарантировано, если он прошел все темы курсы и все оттренировывал согласно программе.
- Краткосрочные программы обучения (специализированные курсы) по отдельным темам НЛП.
Также есть вариант, когда компании заказывают программы обучения и развития для своих сотрудников — не «чистое» НЛП, а основанные на НЛП-технологиях. Если мы говорим о корпоративных тренингах, то эти программы будут разрабатываться для каждого клиента индивидуально с учетом тех потребностей и целей, которые он ставит перед обучением.
Когда полезно использовать обучение с помощью НЛП и/или обучаться применению НЛП-технологий в бизнесе:
- Когда Вам важна эффективность и результат. НЛП направлено на результат больше многих других подходов, при чем результат не гипотетический, а тот, который можно измерить и иметь четкие критерии его достижения.
- Когда Вам важно развить компетенцию и встроить навыки, а не просто провести обучение или прослушать курс. НЛП — это очень практическая технология; основная цель большинства тренингов в НЛП — не «рассказать о...», а именно встроить навыки, в идеале - до уровня автоматизма.
- Когда нужны новые подходы и технологии и свежие идеи. Когда Ваши сотрудники уже так многому обучались и так много знают! При этом, с одной стороны, им становятся скучны обычные тренинги, использующие плюс-минус похожие инструменты и технологии, с другой стороны — Вы понимаете, что Вашим сотрудникам необходимо продолжать обучаться, развиваться и повышать свой уровень профессионализма.
Как выбрать, где и у кого обучаться НЛП-технологиям.
Вариантов реализации — как обучиться или обучить своих сотрудников навыкам НЛП — множество.
При этом важным моментом является то, что качественно обучить инструментам НЛП могут тренеры, имеющие в НЛП соответствующую квалификацию и понимающие суть и структуру навыков и инструментов НЛП изнутри на глубоком уровне.
Иначе (если вести будут люди, не обладающие квалификацией в НЛП) часто можно практически гарантировано ожидать искажений, ошибок, поверхностного взгляда и в конце концов разочарования в технологии, которая «почему-то» не будет работать или будет работать плохо.
[Под соответствующей квалификацией в НЛП подразумевается подтвержденная сертификатами компетенция на уровне НЛП-Практик, НЛП-Мастер или НЛП-Тренер — в зависимости от преподаваемой темы.]
Таким образом, первый критерий для выбора тренера — это уровень (подтвержденный) его квалификации в НЛП.
Второй критерий. Также, естественно, важно, чтобы тренер был конгруэнтен: то есть имел личный успешный опыт в той теме, по которой он ведет тренинг.
И третий критерий — тренер Вам нравится, подходит и импонирует. Потому как если тренер не нравится (его стиль ведения, базовая философия и убеждения и т.д.), эффективного обучения не получится.
А вот когда все три критерия удовлетворены, как правило, можно быть спокойным и уверенным, что обучение произойдет самым лучшим и эффективным способом.
Успехов Вам, результатов и приятного обучения!!!
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг Продажі, кол центр, робота з клієнтами