О роли ведущих
Тренинги сегодня в нашем обществе пока еще продолжают оставаться для большинства людей новой и поэтому интересной формой обучения, досуга, отдыха и времяпрепровождения. Пока еще…
Конечно, в ближайшем будущем это изменится.
- Уже изменилось. (Киев, 2008 г)
Почему? Потому что любое новое дело часто обрастает некачественной работой любителей «легкого рубля». Этому есть несколько причин.
Первая
Странная какая то психология у народа бывает: «Хочу все сразу, чтоб ничего не делать и бесплатно!». С этой позицией мы ежедневно сталкиваемся уже 10 лет. Написано: «Приходите на собеседование. Вся информация там». Нет, звонят: «Скажите, а сколько это стоит? А кто ведет? А что у вас…» Как будто, они собираются по телефону за 2 минуты решить все свои проблемы?... И 95% из таких звонящих по статистике и не собирались никуда идти, а звонят просто от нечего делать… И даже некоторые, кто уже пришли на тренинги, постоянно пытаются отлынивать от выполнений домашних заданий.
- На одной из групп по окончании курса «Практическая психология на каждый день-1…» подходят двое наших славных ребят: «ВЭЭН! У нас есть проблема! Мы никак не можем познакомиться с девушками!... Знакомства на улице? Нет, это не работает!... Нет, мы знакомиться не пробовали… Ну, нам кажется, что это у нас не получится… Да, было задание еще месяц назад… Да, мы на занятии отыгрывали! Да, на занятии получалось! Так то на занятии! А на улице?... Почему не делали? Нам казалось, что нужно что то другое… Все таки, стоит идти на улицу знакомиться, и снова вспомнить пол сотни методов знакомства? Ладно, пойдем...» Как думаете, сразу ли пошли?...
Но есть и другая причина. Точно так же, как клиенты, участники групп часто не хотят работать, но и некоторые новоиспеченные «ведущие» часто вводят участников в заблуждение по поводу своего мастерства. И как следствие, дискредитируется целая форма работы, как тренинги (прошёл 1 неудачный тренинг, и все тренинги – «плохие». И даже при слове «тренинг» недовольно морщусь.) Поработал с неумелым психологом, и участник готов закрыть для себя целое направление в психологии, как возможность решить свои собственные проблемы, разобраться с собой, и в отношениях с окружающими людьми. Печально.
Уже несколько лет в Киеве просматривается интересная тенденция, касающаяся ведущих тренинговых групп. Такая.
- ВЕДУЩИЕ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ. Обычно там психологической работы мало. Там много хозяйственно-бытовых вопросов. Ну, там помещение где снять выгоднее, какие еще новые формы работы придумать, и с какими людьми завтра выгоднее работать? А также заняться снаряжением для выездного семинара… А догадаться взять один, пускай и простой, сценарий и довести его до мастерства – нет, не получается! Клиенты для них – покупатели их товаров-услуг. То есть, тоже как-то не до душевности и не до проблем людей…
- ВЕДУЩИЕ-«КОРПОРАТИВЩИКИ». Это особая разновидность предпринимателей-понтовиков, которые просто договариваются с директорами или другими руководящими лицами на фирмах о проведении для персонала фирмы тренингов, например, для усиления рвения работников в работе, сплочения коллектива и т.п. Причём договариваются фактически о совместном отмывании денег с этими руководящими лицами. В результате, заказчик тренингов становится безразличным соучастником халатной некачественной работы ведущих. А у персонала, посещающего такие «обязаловские» тренинги, быстро вырабатывается просто неприятие к самому слову «тренинги».
- ВЕДУЩИЕ-ГАСТРОЛЕРЫ. Это тоже обычно бедный народ, но очень любящий «понты»: сертификаты, артефакты, гонор, высокие цены. Ну, естественно, кто оплачивает дорогой снятый в центре города офис и «крутое» тренинговое помещение? Конечно же, это входит в стоимость тренингов. Но столько ли стоит непосредственно их работа?... Любители «снятия денежных сливок» с городов: месяц в Одессе, пару месяцев – в Харькове, пол-года в Киеве, а потом еще на несколько лет в Москву… И точно ли настолько одинаковый народ в разных городах и странах, и нужно ли разному народу одно и то же? Обычно гастролеров это интересует мало. Клиенты для них «денежные бараны».
- ВЕДУЩИЕ-ПСИХОТЕРАПЕВТЫ. Самая, пожалуй, замечательная категория. Если у тебя нет проблем – тебе их нужно найти, сделать, в крайнем случае, придумать! И ты должен вечно ходить под ощущением тотальной, почти не решаемой проблемности! Во как! У психотерапевтов, как и у других врачей, профилактика и здоровый образ жизни вспоминается гораздо реже, чем их начальная мысль, что перед ними больные люди, и их нужно почти лечить, почти насильно … В результате, клиенты начинают, действительно, верить в то, что они больны, а этот психотерапевт – единственный их Спаситель, превращающийся в наркотик…
- ВЕДУЩИЕ-ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗОВ. Обычно люди в возрасте. Часто с научными степенями. Обычно не хватает институтской зарплаты (тоже понять можно). Вот только, школа их постсоветская, научная и совершенно оторванная от практики и жизни. Работают часто прямо на базе институтов. Клиенты обычно для них вечные «недоученные студенты».
- ВЕДУЩИЕ-СТУДЕНТЫ. Психологические факультеты в институтах – это модно. Правда качественной обучающей школы практической психологии в киевских вузах пока еще нет, и судя по тенденции, будет еще не скоро… Но студенты – народ творческий, ищущий, энергичный и бедный. Потому попробовать что-то провести есть у многих, воодушевившись лишь фактом наличия каких-то программ, сценариев. И не особо задумываясь о результатах и последствиях таких экспериментов для участников. Работают часто от социальных служб для молодежи… Но мы очень любим этот творческий, ищущий народ, который на наших Мастерских ведущих с радостью узнаёт, что же такое качественные тренинги.
Так кто же такой «ведущий»? В чем его отличия от других… пожалуй, «педагогов»? К какой категории педагогов относятся ведущие тренинговых групп? И соответственно, что нужно развивать ведущим тренинговых групп?
Итак, педагоги:
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – это педагог, преподающий предмет. Например, преподаватель математики или преподаватель литературы. Эту категорию педагогов называют более точно ПЕДАГОГ-ПРЕДМЕТНИК или ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ПРЕДМЕТНИК. Их готовят педагогические училища и институты и именно их берут на работу в школы и другие учебные заведения. И именно их мы чаще всего ошибочно называем «учителями».
- Да, уважаемые коллеги, вы большей частью – не учителя, а преподаватели! Отсюда, кстати, такие частые сложности с поведением и воспитанностью наших учеников. Точнее – не учеников, а слушателей.
ВЕДУЩИЕ-ФИЗКУЛЬТУРНИКИ. Часто людей вводят в заблуждение слова «тренинг» и «тренер». Но тренеры редко занимаются психологией. Хотя у некоторых иногда появляется соблазн себя причислить к ведущим. А почему бы и нет? Если, к примеру, система Норбекова – то очень даже может быть!... Главное – тело! Движения! Решительность! Режим! Тренировки! Упражнения! Круто! Быстрее! Молодцы! Собрались! Начали! Три-четыре!... Решительности и деятельности много. Но как правило, эти специалисты не занимаются решением большинства жизненных вопросов, не зависимо от рекламной вывески, будь то «Каратэ», «Гермес» или «Беркут». По своему, это нормально. Секюрити и бойцов в наем подготовить могут. Научиться бить морды всем, кто «криво посмотрит» - о да! Это по адресу! Но научат ли эти системы и эти ведущие клиентов жить?... Или быть добрее и нравственнее?...
Есть еще ПЕДАГОГИ-ВОСПИТАТЕЛИ. Это соответственно, те, кто занимаются воспитанием. Ну, там, как во время еды вилку в руке держать, как в людном месте прилично себя вести, какие слова можно употреблять, а какие нет и т.п. Эти педагоги востребованы, главным образом в дошкольных детских учреждениях.
Есть ПЕДАГОГИ-ОБСЛУЖИВАТЕЛИ. Они занимаются в основном, уходом за детьми (или взрослыми). Что такое уход за детьми известен любой матери: покормить, постирать, одеть, уложить спать, следить, чтобы не заболел, «никуда не влез» и «ничего не сделал». Педагоги-обслуживатели востребованы в обществе профессионально как нанимаемые няни, а также сиделки и санитарки.
ПЕДАГОГИ-ВОСПИТАТЕЛИ-ПРЕПОДАВАТЕЛИ, выполняющие также работу педагогов-преподавателей – это чаще всего педагоги младшей школы.
А ПЕДАГОГИ-ОБСЛУЖИВАТЕЛИ-ВОСПИТАТЕЛИ-ПРЕПОДАВАТЕЛИ это гувернеры и гувернантки.
Кроме того, есть ПРОПОВЕДНИКИ и ГУРУ. И хоть они профессионально работают чаще всего в церквях и других культовых и религиозных учреждениях, но именно они ближе всего к понятию «учитель».
УЧИТЕЛЬ же, это тот, кто учит. Учит, или преподает Учение жизни. Это куда более шире, нежели какой либо из учебных предметов. Учение жизни – это мудрость, это философия мудрости и мастерство жизни. Миссионеры, гуманисты, философы, мудрецы – они Учителя. Учителя-гуманисты – вот вершина мастерства величия педагога. И это те профессионалы, которых очень мало среди нынешних педагогов.
К какой категории относится ВЕДУЩИЙ ТРЕНИНГОВЫХ ГРУПП? Это вопрос скорее юмористический и философский. Ну, куда относится, так к нему и относятся!
По-нашему, Ведущий – это тот, который ведет. А за ним идут. Он смог заинтересовать, у него действительно есть то, что другим нужно! Потому за ним и идут! А он – ведет! Поэтому он ведущий! И чаще всего – это Настоящий Учитель. И тогда это качественно работающий Ведущий!...
- Кадры из фильма "Максим Перепелица":
Генерал-майор:
- Трудновато придется вашей роте! Ну, как думаете, пройдут?
- Все, конечно, не просочатся, тем более что два отделения из взвода лейтенанта Фомина идут без сержантов. Но в бою прошли бы, товарищ генерал!
- А какая разница, в ученье легче, чем в бою!
- Разница в противнике, товарищ генерал! Одну военную науку изучаем!
- Хитер, старший лейтенант! Страхуется! НАУКА ТО ОДНА - это верно! ДА УЧИТЕЛЯ - РАЗНЫЕ! Вот и посмотрим, кто лучше своих людей обучил...
(Статья Нечипоренко В.Н., Киев, 2002)
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Культура, творчість Психологія, емоційний інтелект Тренінги для тренерів