Ошибки мотивации, или почему мотивация "не работает"?
Для начала я предлагаю разобраться с тем, что такое мотивация. Итак, с одной стороны, мотивация - это сильное желание, которое заставляет человека сдвигаться с мертвой точки и предпринимать действия которые его приближают к цели.
А в идеале и достигнуть этой самой цели.
Ок. т.е. для достижения цели - нужно сильное желание. И чем больше цель, тем сильнее должно быть желание.
Второй аспект достижения цели - это "у меня должно хватить сил/денег/знаний (ресурса) на то, чтобы пройти расстояние между точкой, в которой я нахожусь сейчас и точкой, в которой находится моя цель". Чем больше/выше цель, тем дальше она от меня, тем больше сил мне понадобится на преодоление этого расстояния.
Если не хватает одного из двух компонентов, то достижение цели становится проблематичным или вовсе невыполнимым, и тогда мы говорим, что у нас не хватило мотивации. Точнее, когда мы говорим о нехватке мотивации, мы, скорее всего, имеем в виду, что не было достаточного уровня желания, но в большинстве случаев изначально желание было, но не хватило подкрепления.
Итак, у нас 2 варианта:
- не очень хотелось
- не хватает сил
Но если копнуть глубже, то мы обнаружим несколько вариантов каждого пункта. Иногда, например, кажется, что я этого очень хочу, но если начать разбираться, то хочу я не этого, а чего-то, что с декларируемым желанием только ассоциируется. Ну, например, довольно распространенный сценарий, когда барышне (может мужчинам этот вариант тоже характерен, но я пока сталкивалась с ним у барышень) не хватает внимания со стороны отца или обоих родителей, или молодых людей или какого-то конкретного молодого человека. Но кажется же, что привлечь внимание можно только чем-то масштабным. Ну, например, стать звездой или заметной личностью достойной уважения. Кто-то идет в актрисы, а кто-то решает что бизнес - тоже способ. И человек бросается в этот самый собственный бизнес. Без бизнес-навыков и знаний, без серьезной подготовки, без стратегии и вообще без понимания, что это такое. Через какое-то время человек приобретает себе полный набор бизнес-проблем, при отсутствии сил и навыков с ними справляться, с желанием чтобы все было как прежде и в попытке из всего этого выкарабкаться с минимальными потерями. И все силы тратятся на решение проблем, хотя внимание, конечно, человек получает, но не то, которое ему хочется. Вопрос отношений отодвигается на второй-третий-десятый план, потому что не до того сейчас. Короче, человек остается с кучей проблем, без отношений. Хорошо еще, если друзья есть и не разбежались. Всякий раз, когда я задаю на консультации людям вопрос: "Зачем вам бизнес?" - очень часто обнаруживается, что первоначальным желанием был не сам бизнес или желание заработать, а другое желание, которое с бизнесом никак не связано. Условно, бизнес являлся средством. Но сам по себе бизнес - проект настолько масштабный, что быть средством не может.
В таких случаях, мотивацию поддерживает только ожидание, что все удастся быстро и достаточно просто. Но начало бизнеса сложно не только тем, что на старте приходится работать сильно больше, чем до бизнеса, но и тем, что результаты ты увидишь не сразу. А отсутствие результатов - роняет мотивацию, если ее не подпитывать.
Как ее подпитывать? Если с доходами уже все сложно, то попытаться разобраться с тем "чего я действительно хочу" и, если бизнес уже стоит целью, то разработать стратегию, оптимизировать тактику, максимально снизить косты и решать уже бизнес-задачу.
И это не только про бизнес. Как правило, если есть желание оно не исполняется, то причина в половине случаев в том, что человек этим желанием прикрывает свое истинное желание. Например, хочется свою квартиру, а на самом деле хочется, чтобы предки оставили тебя в покое; или хочется отношений, а под ним страх отношений и простое желание показать себе или окружающим, что ты не хуже других, или желание, чтобы кто-то прекрасный продемонстрировал тебе насколько высока твоя ценность для него.
Неумение определять свои настоящие желания, приводит к тому, что подсознание начинает разрываться между внутренним запросом и выбранным человеком способом его реализовать. И человек застревает как муха в паутине, не в состоянии ни обрести свободу от родителей, ни заработать деньги на квартиру, или между активным поиском отношений и выбором персонажей, которые категорически на эту роль не подходят.
Пункт 2 - не хватает сил. Под силами тут понимаются и реальное количество энергии, и навык ее восстанавливать быстро, и умение держать удар и давление агрессивной среды, и умение просчитывать варианты и реально/трезво смотреть на ситуацию, и в соответствии с этой самой ситуацией распределять ресурс. Т.е. не достаточно посмотреть на карту и определить маршрут движения к цели, надо еще грамотно распределить силы, чтобы до этой цели дойти, определить, как и в каких случаях ты сможешь восполнить ресурс, какую поддержку и о кого получить и т.д. и т.п.
И в результате мы имеем странную комбинацию, где вначале пути, на стадии желаний от 50 до 70% случаев человек не может определиться со своим реальным желанием, а мотивация у вторичной выгоды слабая, и чтобы поддерживать слабую мотивацию человек мобилизует свои силы и начинает их тратить на поддержку мотивации, вместо того чтобы сильная мотивация давала человеку ресурс и облегчала движение к цели. И на втором этапе, когда ты должен какое-то более или менее длительное время продержаться на первоначальной мотивации, потому что результатов нет, а силы расходуются, тебе просто не хватает времени. И ты сходишь с дистанции. А твой мозг фиксирует поражение и формирует убеждение, что ты неудачник, что в жизни все сложно и что добиться чего-либо самостоятельно невозможно. А также страх поражения в будущем и поведение, называемое выученной беспомощностью.
Более детальней об этом на нашем сайте www.nbc.ua
Доброе слово в мотивации сотрудников.
Вот мы и добрались до тех, кому человеческие отношения важнее зарплаты. В основном это женщины, которые ходят на работу во многом из-за хорошего психологического климата, приятных коллег, душевной атмосферы.
1. Похвала. Многие начальники считают ниже своего достоинства лишний раз похвалить сотрудника. Меж тем похвала, даже сказанная невзначай или по незначительному поводу, сделает больше, чем сухие указания и четкое следование инструкции. Простое “спасибо” или “молодец” - и вот уже ваш сотрудник улыбается и делает свою задачу с хорошим настроением, а остальные сотрудники проникаются к вам лояльностью.
2. Возможность общения начальника и подчиненного. У сотрудников часто возникают вопросы, которые им не с кем обсудить: руководитель редко появляется на работе, а если и приезжает - закрывается в кабинете и проводит встречи. Остальные коллеги выполняют свои задачи и не могут подсказать решение. Заведите правило: хотя бы час в день общаться с сотрудниками. Они должны знать, что в случае форсмажора, да и просто так к вам можно прийти и получить дельный совет или указание.
3. Право голоса каждому. Часто бывает так, что с предложениями и идеями выступают самые бойкие члены коллектива - остальные стесняются или отмалчиваются. Со временем таких сотрудников и вовсе перестают спрашивать, они превращаются в серые тени более успешных коллег. Если у вас есть такие молчуны, дайте им шанс проявить себя. Проведите мозговой штурм, командную игру, совместное мероприятие. В необычных условиях люди раскрываются с неожиданной стороны: быть может, именно серая мышка предложит самую прибыльную идею.
4. Доска почета. Старый как мир способ, который реально работает. Повесьте в офисе стенд с названием “лучший сотрудник месяца” и периодически обновляйте фотографии на нем. Обязательно дублируйте информацию на сайте компании в разделе новостей или в соцсетях. Не забывайте награждать победителя вкусняшками или приятными мелочами.
Предлагаем Вам, практики, тренинги по мотивации, а также, как стать лидером в своём коллективе?
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Бізнес освіта, MBA Менеджмент, керування, KPI