Структурные расстановки: секретный инструмент в арсенале HR-специалиста
Многие из нас хоть раз слышали о расстановках, но мало кто знает, чем отличаются семейные от структурных, а структурные от организационных. А главное - чем системные расстановки по методу Б.Хеллинегра могут быть полезны в бизнесе?!
Подошла к завершению обучающая программа курса Структурные Расстановки. Финальный модуль провела Мастер доктор Гуни Лейла Бакса из Австрии.
23-25 сентября 2010 года состоялся завершающий модуль обучающей программы курса «Структурные расстановки» от Института практической психологии «Садалмелик». Модуль был очень насыщенным и продуктивным. Ведущей семинара выступила известный доктор филологических наук, психотерапевт, наставник, терапевт – учитель в Системной Семейной Терапии в обществе ЦAGG Австрии, директор APSYS, Гуни Лейла Бакса
В начале первого дня Гуни Бакса предложила ознакомиться с системой «медицинское колесо». Это понятие было введено много столетий назад американскими индейцами Чироки, и широко используется в западной цивилизации по сей день. Медицинское колесо отражает важные аспекты древних культур, которые, независимо друг от друга, разработали похожие модели. Всего, по словам ведущей семинара, насчитывается около 24 видов «колёс», что даёт 24 возможности проработать определенную тему.
Затем Гуни Бакса предложила рассмотреть принцип расстановки тонких тел и энергетических центров (чакр), а также провести расстановки с телесными симптомами, что очень заинтересовало многих участников тренинга.
«Автономия и связь»
Одной из основных тем первого дня занятий стала «Автономия и связь»: сохранение баланса между личной свободой и связью с социумом, свободой и любовью.
В перерыве между расстановками Гуни Бакса провела с группой упражнение-медитацию «укоренение», чтобы сбалансировать энергию группы: когда человек много говорит, энергия идет вверх, поэтому для стабилизации требуется заземление.
«Мы все из детства» – эта знакомая нам фраза звучит постоянным рефреном на протяжении многих расстановок. Вспомним, как наши родители, бабушки и дедушки, да и не только они, ставили перед нами всевозможные ограничения: этого не делай, так не положено, не прыгай, не шуми, с этим не дружи, не…, не… Куда же маленькому человеку деться?! И он изо всех сил старается угодить близким, выполняя их требования, чтобы заслужить их любовь. Это детское состояние непозволительности свободы переходит и во взрослую жизнь, где человек не в состоянии отделить свою автономность от связей со своим окружением: семьей, друзьями, сослуживцами. И тогда во многих случаях он под видом собственной автономии изолируется от связей, обрекая себя на одиночество.
В заключение упражнения была проведена структурная расстановка с телесными симптомами.
Выяснилось, что у симптомов может быть много причин, и сразу они не у всех проходят, поэтому для достижения желаемого результата необходимо пройти всю цепочку до конца. Гуни Бакса поделилась личным опытом из своей практики проведения подобных процессов. И снова звучит знакомый рефрен: «То, что приводит к симптому, скрыто в нашем детстве».
В конце первого дня тренинга был подведен итоговый вывод: во многих случаях цена автономии оплачивается одиночеством. Необходимо научиться отличать искусственно созданную изоляцию от реальной свободы проявления себя в социуме и трансформировать свое одиночество в полноценную автономию.
Второй день обучения начался с ответов на вопросы участников группы:
Можно ли делать системные структурные расстановки для себя самого?
Оказывается, проводить расстановки для себя самого можно так же, как при индивидуальной работе с клиентом или же используя так называемые якоря (листы бумаги, подушки, обувь и проч.). Кроме того, в качестве якорей можно использовать доску с ракушками, монетами, или пуговицами. Однако, по словам Гуни, как показывает опыт, такие расстановки несут в себе массу ограничений. Ведь когда человек находится наедине с собой, то в целях самозащиты он просто избегает болезненных для себя тем; уходит от той информации, которая нанесла ему травму. В такие моменты включается защитный механизм и блокирует все, что может причинить человеку неприятные ощущения. В этих случаях хорошо проводить расстановки с кем-то, кто будет сопровождать: с консультантом, терапевтом и т.д. Причем, это касается любых терапевтических процессов.
Какими методами можно дополнить структурные расстановки?
По словам Гуни, еще Берт Хеллингер задолго до того, как пришел к расстановкам, увлекался многими психологическими и терапевтическими методами, среди которых: психодрама*, *трансакционный анализ, метафоры и гипнотерапия, НЛП*, *семейная терапия и многое-многое другое.
Исходя из этого, нельзя сказать, что открытие семейных расстановок произошло как озарение свыше – внезапно и неожиданно. Этот метод, как выяснилось, развивался довольно медленно, накапливая в своем арсенале приемы из многих смежных областей.
Поэтому поле для экспериментов по дополнению структурных расстановок весьма обширное: коучинг*, *индивидуальное консультирование и другие психотерапевтические методы. Например, из коучинга для работы с клиентом можно взять классический прием: «Если бы произошло чудо, и твоя проблема была бы решена, как бы стояли эти фигуры?».
Отличие структурных расстановок от семейных
Следующим вопросом для обсуждения стало отличие структурных расстановок от семейных. Главное, что отметила Гуни: в структурных расстановках процесс важнее содержания, то есть как важнее, чем что (конечный результат, например). Для клиента, по словам ведущей, не так важно понимание того, о чем идет речь. Основное – это понимать, что в ситуации есть что-то, чему ранее не давали место, и это «что-то» требует обратить на себя внимание. Не важно, почему этому не дали место, главное понимать, что это нечто присутствует.
Ведь, как показывает практика, в семейных расстановках часто процесс становится похожим на детектив: заместители начинают продуцировать какое-то субъективное содержание, например «Мне кажется, меня убили…, и мне кажется, это был мой отец…». Безусловно, поле может подсказать очень важную информацию, однако нередко заместитель трактует послание по-своему, и когда такие факты перепроверяются, в 30% случаев данные оказываются неверными.
Поэтому очень важен опыт расстановщика, его интуиция и лояльность.
Три помощника расстановщика
Далее Гуни Бакса рассказала присутствующим о трех помощниках расстановщика: беспорядке* (смятении), *незнании и беспомощности.
По словам ведущей, апофеозом любой сказки или мифа считается момент трансформации: когда герою приходится оставить всё старое и знакомое, освобождая место для нового. Вспоминая Робина Шарма и многих других, повторяем неизменную догму: прежде чем наполнить чашку, ее необходимо опустошить. И как раз этот момент опустошения – момент одиночества, когда старое уже ушло, а новое еще не появилось, крайне важен как для клиента так и для расстановщика. Это тесно связано со следующим «помощником» – незнанием. Если расстановщик не входит в состояние незнания и пустоты вместе со своим клиентом, то он не получает того озарения и искреннего удивления, которое ощущает клиент, впуская новое в свое сознание. Пережив именно этот момент незнания, расстановщик становится Мастером – убеждена Гуни Бакса.
Третий помощник расстановщика – беспомощность – ведущая попросила не путать с чувством, когда человек не в силах что-либо предпринять. Напротив, в этот момент расстановщик должен отключить все сознательное и отдаться потокам поля, черпая из него необходимую информацию.
Скрытые расстановки
Следующей темой для рассмотрения стали, так называемые, скрытые расстановки, которые так же носят название «аутопоэтические».
Их основоположником принято считать Зигфрида Эссена.
Смысл системы заключается в том, что наш организм может пропустить через себя только то, что соответствует нашей структуре. Когда нам из внешнего мира поступает информация, с которой наша внутренняя система не может справиться, мы получаем травму.
На третий день занятий Гуни снова вернулась к рассмотрению «Медицинского колеса», и подробно остановилась на нескольких способах использования этого метода.
Сновидения
Затем группа перешла к теме сновидений.
Как отметила ведущая, все, что происходит во сне, как правило, связано с определенными внутренними процессами. Так, например, если человеку снится, что умирает его ребенок, тут следует разбираться с внутренними процессами, не вынося это во внешний мир. Возможно, в таком сне скрыто послание человеку от его души, сигнал о том, что какая-то ее часть умирает.
Или же часто повторяющие фрагменты снов: скорее всего, это связано с семейными проблемами человека. Что-то из рода требует к себе внимания, хочет быть увиденным или услышанным, что-то исключенное требует своего места в системе.
Что такое решение?
В завершение последнего дня, Гуни Бакса рассказала о том, что же такое решение, и как следует к нему относиться.
По словам ведущей, многие люди уверены в том, что расстановка – это волшебная таблетка, проглотив которую всё пройдет само собой, и ничего не нужно будет делать. Однако это – самое большое заблуждение! Ведь расстановка это процесс, в ходе которого мы имеем шанс вплотную подойти к проблеме и резко поменять свое отношение к ней, взглянуть с другой стороны и изменить направление, освобождая место для перспективы – только тогда перед нами откроется масса новых возможностей.
Изменения должны происходить в самом человеке, а не в мире вокруг него! Как говорили великие, «не можете изменить мир, измените себя» или «поймем себя – поймем мир»…
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Психологія, емоційний інтелект