Тотальное обесценивание знаний: нужны ли «специалисту» опыт и компетентность?
Возможно, я и правда пессимистка, последнее время меня в этом частенько винят. Но вот мои последние наблюдения в профессиональной сфере...
Прежде, чем будете читать дальше, заметьте себе, пожалуйста, что я вас предупредила, что я известна своим пессимизмом ;-).
Так вот, почему-то стало бытовать мнение, что любой человек может в бизнесе делать все, брать на себя любые роли и ответственность, вне зависимости от его предыдущего образования и опыта. Ему нужно только прочитать пару статей в интернете и посмотреть видео-ролик.
Ну, например, сделать бизнес-план для нового бизнеса – это вообще ерунда, «любой дурак может». Описать и потом оптимизировать бизнес-процессы всей компании – «какая ерунда! Каждый может! Сейчас мы тебе расскажем!».
Преподавать и делать обучающие программы – «Зачем для этого учиться? Ведь это так просто! Наша система образования устарела и не соответствует запросам времени? – Выбросим ее и сделаем на коленке новую, экспериментируя по ходу дела на детях и студентах.»
Отдельное слово об образовании
В нем теперь главное, чтобы детям было интересно. А если им потом что-то будет нужно, они сами научатся.
Т.е. преподавать и делать обучающие программы для детей, оказывается, тоже может каждый. А в итоге все сводится к тому, чтобы детей не напрягать и развлекать. К чему это приведет, к чему это уже привело, ведь процесс этот идет уже лет 10, никто не озабочен. Беспокоиться, видимо, некому, тут тоже от профессионалов уже избавились.
А мозг ребенка до 14 лет впитывает как губка все, что происходит вокруг. После 14 лет возможность абсорбировать информацию уменьшается многократно. И если до 14 лет в голову информацию не положить, то очень маловероятно, что она там окажется позже. И еще менее вероятно, что даже если она там окажется, то будет усвоена до автоматизма в применении. В итоге наши дети, которым мы так старались сделать обучение приятным, останутся с минимальным набором обрывочных несистемных знаний. А знаете, к чему это ведет?
Почему мозг нужно нагружать информацией?
Если отложить в сторону споры о том, кому и как понадобились в жизни знания об интегралах, то остается еще одна немаловажная причина, по которой этим самым интегралам стоит изучать – развитие мозга. Мозг, как и мышцы, развивается, когда работает. Никому не приходит в голову из-за бесцельности физкультуры объявить ее ненужной? Так и с мозгом, если он плохо загружен в детстве, в результате мы имеем как минимум отсутствие какого-либо аналитического мышления у взрослого.
Аналитическое и критическое мышление развивается, когда в мозг поступает большое количество информации, часть из нее может быть несвязанной и противоречивой. Тогда мозг начинает искать эти связи и пытаться найти возможность устранить противоречия. Тут еще важно качество информации. Это должны быть просто факты, а не готовые выводы. Тогда у мозга есть сырье для работы.
Понятное дело, что аналитическими способностями обладают не все, как и любыми другими. И способность усваивать информацию у разных детей разная. Но одно дело пытаться развивать всех и иметь лучших, середнячков и отстающих, а другое – ограничить возможность развития критического мышления в принципе для всех. В итоге наши дети будут принимать на веру все, что читают в интернете и видят по телеку. Ими будет легко управлять, их будет легко обманывать и облапошивать. Мы этого им хотим?
Можно обсуждать, какую именно информацию давать ребенку, чем именно загружать его мозг. Советское образование, как мы помним, отличалось очень хорошей аналитикой в технической сфере и нулевым уровнем информации о социальной сфере жизни и ее законах. Да, это нужно обязательно исправить. Но информации должно быть много, она должна быть качественной (факты), и нужно учить детей делать из полученной информации свои выводы, а не угадывать правильный ответ.
К чему приводит обесценивание знаний?
Вместо этого обесценили все, чему раньше учили в школах и вузах. Теперь ИТ-ник может заявить, что бюджет международной компании за 3 дня сможет посчитать девочка-интерн. И все его слушают и кивают.
Собственно, обесценивание профессиональных навыков, таких как, например, управление компанией и управление финансами в частности, является следствием обесценивания образования в целом и берет начало в школе, где детям сейчас не прививают тягу к знаниям, а навязывают идею о том, что все должно быть легко, просто и безусильно, стоит лишь захотеть.
Какой-то шквал непрофессионализма со всех сторон. Я поймала себя на том, что уже просто дергаюсь, когда кто-то рядом произносит: «зачем нам бюджет? У нас в компании это невозможно» Или «зачем людям, которые хотят заниматься бизнесом, знания макроэкономики?».
Когда я заикаюсь про растраченные деньги инвесторов, в ответ машут рукой, мол, это неважно, еще найдем.
Оказывается, что казаться намного важнее, чем быть. Пустить пыль в глаза важнее, чем сделать работу качественно и на совесть.
Аргументы о том, что экономическое образование, например, по объему знаний и влиянию этих знаний и опыта на результат работы, мало чем отличается от технического, что для того, чтобы управлять компанией или ее финансами, нужно много чего знать и уметь, много чего такого, что можно получить только в опыте, никто не собирается даже слушать. Вместо аргументов в ответ звучат дешевые манипуляции.
Мне как-то неспокойно и даже страшно. Ну, ладно, экономика. Станем нищими, покроем всю планету ровным слоем мусора, убедим всех, что пить кока-колу престижнее, чем воду… Все это займет какое-то время до момента, когда ситуация станет угрожать выживанию.
Но если этот же процесс обесценивания базовых знаний переметнется в медицину, автомобилестроение, самолетостроение, и другие похожие по важности отрасли, то жить нам осталось совсем недолго.
Вспоминается фильм «Идиократия». Рекомендую посмотреть.
Возможно, скоро мы все это увидим в жизни.
Или все же спохватимся и начнем исправлять ситуацию?
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Залишити коментар
Інші статті в категорії Project management, управління проектами Менеджмент, керування, KPI