Эмоциональное выгорание персонала
Синдром эмоционального выгорания не случайно является сегодня модной темой — в нем описывается типичный феномен нашего времени. Нужно быть бдительным!
Под эмоциональным выгоранием (burn-out) понимается комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью. Чаще всего наблюдается у специалистов так называемых помогающих профессий — людей, с полной самоотдачей и с большим воодушевлением работавших в общественных организациях.
Самое известное описание синдрома дала впоследствии К. Маслах: Эмоциональное выгорание — это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личностных достижений, который может возникать среди специалистов, занимающихся разными видами помогающих профессий.
Синдром эмоционального выгорания может быть опознан по трем симптомам:
- эмоциональное истощение — у работника появляется хроническая усталость, снижается настроение, усиливается подверженность болезням;
- деперсонализация/дегуманизация — отношение к коллегам, да и к тем, кто нуждается в помощи, становится негативным, даже циничным, появляется чувство вины, человек выбирает автоматическое «функционирование» и всячески избегает нагрузок;
- переживание собственной несостоятельности — человек страдает от недостатка успеха, признания, а также от потери контроля над ситуацией, постоянно чувствует собственную несостоятельность и чрезмерность предъявляемых к нему требований.
Под эмоциональным выгоранием понимается затяжное состояние истощения, возникающее в деятельности. Истощение — ведущий симптом и основная характеристика эмоционального выгорания, от которой проистекают все другие симптомы. Состояние истощения сначала касается только самочувствия, затем оно начинает влиять непосредственно на переживание, а потом также и на решения, позиции, установки и действия человека
Затяжное расстройство создает подавленный эмоциональный фон, на котором специфически воспринимается и все остальное. К пустоте рано или поздно добавляется чувство бессмысленности, которое распространяется на все большее число аспектов жизни.
Как возникает истощение? В чем ошибка людей, у которых оно появляется? Как избежать этого?
Главной причиной эмоционального выгорания является отсутствия интереса и мотивации в работе. До тех пор, пока кто-то с радостью и интересом работает над чем-то и может испытывать связанные с этим переживания, он не подвергается опасности выгореть
Из методов предотвращения выгорания важно сказать об расслаблении и отдыхе. Однако работа над планированием отдыха и тайм-менеджмент (планирование времени) будут полезны лишь в том случае, если одновременно с этим и даже до этого ведется работа над экзистенциальными установками и ситуативными позициями. Лишь на этом фоне отдых и расслабление могут иметь продолжительное действие.
Самостоятельно ответьте себе на несколько вопросов. Для чего я это делаю? Что мне это дает? Дает ли мне это также и что-то еще, может быть, что-то, в чем я не так охотно готов признаться самому себе? Нравится ли мне то, что я делаю? Мне нравится только результат или также и процесс? Что я получаю от процесса? Охотно ли я вступаю в него? Захватывает ли он меня? Переживаю ли я в нем себя свободно обменивающимся с миром (в потоке, в диалоге)? Хочу ли я посвятить этому делу жизнь — то ли это, ради чего я живу?
Некоторые рекомендации руководителям. Как отследить эмоциональное выгорание у своих сотрудников и что с этим делать?
- не забывайте о том, что Ваши сотрудники тоже люди, у них есть свои эмоции, свои переживания, и им, как и всем необходим отдых. Если есть возможность — выделите комнату для Вашего персонала, где бы Ваши сотрудники могли расслабиться на мягком диване, попить горячий кофе. Небольшой отдых пусть даже в 15 минут может оказаться очень эффективным (за это время восстанавливается работоспособность). Плюс к этому ничто так не сплочает коллектив, как совместный отдых.
- организуйте встречу Ваших сотрудников с психологами-тренерами, которые научат их управлению своими эмоциями, управлению функциональным состоянием, релаксации. Деньги, потраченные на такого специалиста, окупятся очень быстро.
- постарайтесь разрешать конфликты между Вашими сотрудниками сразу после их возникновения (конфликты между сотрудниками, неудовлетворенность профессиональным окружением часто являются причиной эмоционального выгорания)
- не забывайте про премии для Ваших сотрудников. Предположение — если человек достаточно получает, у него не может возникнуть неудовлетворенности от работы — неверно. Точно так же, как и то, что заработная плата не является мотивацией к работе (исключение — первые два месяца работы сотрудника, в этот период заработная плата действительно является мотивирующим фактором). А вот премии — хороший источник мотивации и ресурса для избегания возникновения эмоционального выгорания.
- если Вы видите, что один из Ваших сотрудников выгорает (в особенности, если это незаменимый сотрудник) — дайте ему небольшой отгул. Эффективность его работы, после небольшого отдыха, окупится очень быстро. Следует помнить, что находясь в подавленном состоянии, люди понимают, что необходимо что-то поменять, чтобы все вернулось на круги своя — и люди меняю работу (т.к. профессиональную сферу своей жизни легче всего поменять)
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Готельно-ресторанний бізнес, туризм, HoReCa Лідерство, тімбілдинг