Андрей Станченко и Александр Самойлов о том, что сейчас значит развитие
Бизнес-тренеры пообщались на тему развития в корпоративном обучении. Информация получилась настолько глубокая и полезная, что мы решили выдавать вам её небольшими порциями, чтобы вы смогли постепенно впитать её и при необходимости применить.
Андрей Станченко и Александр Самойлов встретились на фестивале «ПиР-2018. Практики развития». Они пообщались на тему развития в корпоративном обучении. Информация получилась настолько глубокая и полезная, что мы решили выдавать вам её небольшими порциями, чтобы вы смогли постепенно впитать её и при необходимости применить.
В этой части поговорим о развитии.
Александр Самойлов. Бизнес-тренер. Занимаюсь темами, связанными с психологией управления и всем, что связано с человеческим ресурсом в управлении бизнесом.
Андрей Станченко. Бизнес-тренер, фасилитатор сессий, игротехник, коуч. А также предприниматель и собственник бизнеса, который связан с корпоративным обучением.
В этом году на ПИРе мы говорим о развитии. Что для вас значит развитие?
Александр Самойлов. Как человек с психологическим базовым образованием, я понимаю, что всё связанное с бизнесом — в первую очередь связано с развитием людей. Теперь, когда машины занимают значительную роль в жизни и человека и бизнеса, значимость человека не снижается, а растёт. Потому что человеку нужно конкурировать теперь еще и с машинами, а не только с другими людьми. Нужно развиваться.
Человек стал по-другому себя понимать и вести. У него есть интерес к себе и к теме саморазвития.
Я не знаю, упоминалась ли пирамида Маслоу раньше так же часто, как сейчас. Это как некий мем, говорящий о том, что мы движемся вверх. Теперь людей всё больше интересуют не только верхние этажи пирамиды Маслоу, но и то, что там дальше.
Поэтому я считаю, что это занимает очень значительную роль. И связано в первую очередь с интересом, который появляется у людей к себе.
Ещё 120 лет назад человек вообще не изучал себя. Всё это началось только с появлением психологии и её с основателями.
Сейчас человек изучает и развивает себя сам.
Вы бы могли в этом контексте назвать какие-то положительные термины, как определение развития?
Александр Самойлов. Наверное, те же термины, что уже на слуху.
Это и самоидентификация: Кто я вообще? И самоактуализация примерно о том же.
То есть, чем я могу или должен заниматься, чтобы эта жизнь случилась со мной. Эти два слова являются тезаурусом для этого всего. А дальше человек в более общие или частные вещи уходит. Но мне кажется, в последнее время всё вращается вокруг этого. Человек пытается понять, кто он вообще.
На этот вопрос пытались ответить и философы всех времён. Но раньше вопрос звучал скорее как риторический, а сегодня человек действительно находит на него все новые и новые ответы. И они похожи на правду. Это очень увлекательно и поэтому человек продолжает в это «вкручиваться» глубже.
Успехи в этой теме подталкивают к развитию. Мы видим, что это не просто философия. С этим можно работать, можно что-то делать и испытывать от этого какие-то ощущения. Именно поэтому оно держится в топе интересов человечества.
Это касается только саморазвития или это также затрагивает развития других людей?
Александр Самойлов. Развитие других людей — вопрос сложный для меня. Потому что я не могу найти для себя ответ уже несколько лет — что все-таки является детерминантом нашего поведения как тренера.
Почему у меня есть потребность развивать других людей? Это все-таки моя невротическая история или есть какая-то объективная реальность, в которой это нормально?
И когда я найду ответ на этот вопрос для себя, смогу на него ответить более качественно и вам. Пока что мой опыт и мои умозрительные изыскания в эту сторону говорят о том, что скорее это находится на стыке некой самоидентификации и одновременно не отыгранных каких-то историй, где кому-то что-то нужно доказывать.
Вот такой гуманный способ. Через помогающую профессию мы окультуриваем, придаём красивую форму. Оно причиняет добро. Как мем.
Мне кажется, на самом деле в этой шутке много правды. Мы это делаем, потому что не можем не причинять добро другим. И, безусловно, в этом есть невротический посыл. Но, понимая это, у меня появляется возможность вычищать это всё и делать чистую не невротическую историю, где я действительно иду к самоактуализации и понимаю, что я — наставник.
Отвечая на вопрос «Кто я», я не просто говорю об этом, а делаю в эту сторону значительные шаги.
Например, в прошлом году я продал свою компанию,
которой управлял 10 лет.
Потому что уйдя в декрет сразу с рождением ребёнка, побыв какое-то время наедине с собой, гуляя со спящим в коляске ребёнком по улицам, я задавал себе этот вопрос и в какой-то момент ответил: «Я – наставник».
Я принял решение. Пришёл к своему партнёру и совершенно неожиданно для него сказал, что я хочу продать свою долю.
Это не просто размышление, это реальные действия, которые я воплощал в жизнь. Связанные с этим страхи, сомнения и потери, безусловно, есть. Но ты это делаешь, и понимаешь, что это та точка, когда ты не просто принял важное решение, а ты это сделал.
И накрывает тебя аура самых хороших благодатей. И ты понимаешь, что ты со своим активным сознанием действительно что-то делаешь. Ты не просто набиваешь свой желудок. И это не просто красивые слова. Это даёт ещё больше ресурсов.
И сейчас, например, мне очень интересна тема, где говорят о работе с личностью.
Я был тренером в двух ролях, когда стал плотнее этим заниматься.
В роли технологичного, очень структурного, инструментального тренера, где ты как личность растворяешься в группе, и если ты профессионален, группа не может вспомнить что-то, связанное с тобой.
И вторая роль, когда ты как личность работаешь, отдаёшь кусочек себя. Когда происходит какая-то химия, которая совершенно не технологичная, которую трудно описать словами и которая оказывается гораздо сильнее с точки зрения результативности.
Поэтому я никогда не скажу плохого слова о таких мероприятиях, которые проводит Тони Роббинс, потому что я смотрю под каким-то своим углом зрения на такие вещи. И допускаю, что мы не всё ещё понимаем в себе. Что есть какие-то вещи, которые сейчас делаются скорее интуитивно. Но это не значит, что они не правильны.
Мы слишком доверяем своему разуму. Той его части, которая по факту оказывается самой молодой. И опираться на неокортекс на мой взгляд опасно, потому что это слишком молодой и ещё неопытный орган. Это не моя идея, но мне она нравится.
А есть ещё интуиция или ощущение на которое можно опираться. Там может быть гораздо больше правды.
Андрей Станченко. Я по поводу развивающей профессии.
Обратите внимание раньше была аббревиатура ASTD —American Seating Training Development.
И всегда для развивающих была абревиатура Training and Development — T&D.
«A» упало, «Б» - пропало, что осталось на трубе?
Сейчас получилось, чтоTrainingупало, а Association for Talent Development, развивающее — вышло на передний план. Оно стоит на рынке на плечах атлантов помогающих профессий, куда относится психотерапия и коучинг.
Но с другой стороны, развивающие профессии — это не только помогающие.
Хороший пример с Тони Робинсоном. По сути это не просто части. Это две сферы: помогающие и развивающие. Они касаются друг друга, но имеют большое пространство самостоятельных.
В training development проявляется старое дельфийское «найди себя».
Пойми себя — через это поймёшь вселенную.
Как ни крути, но в развитии и даже в корпоративном обучении больше фокус становится на то, что компания за свои деньги готова помочь человеку развиться, как ему хочется. А от этого будет благо и компании. Это очевидно.
И в связи с этим, получается, развиваться необходимо самому. Идея о том, что нужно делать так, чтобы тебя развивали, точно отпадает.
Можно дать ресурс и поддержку, но человек развивается сам.
Александр Самойлов. Для меня было великим открытием идея о том, что когда ребёнок начинает чем-то увлекаться, 99,9% родителей активно его за это хвалят: «Ой, какой ты молодец! Ты сам это сделал!».
На самом деле в этот момент они переключают его мощнейшую внутреннюю мотивацию на внешнюю. Он начал, потому что он хотел это сделать. А теперь он продолжает это делать, потому что он начинает получать похвалу.
Похвала — дофаминовый наркотик. Ребёнок продолжает это делать, потому что его за это похвалили.
И в этой маленькой трёхсекундной мизансцене кроется трагедия всего, что происходило с человечеством до этого момента.
Ранее в корпоративных культурах все говорили о том, что надо развивать внутреннюю мотивацию, но при этом реальная ситуация никак не была связана с самомотивации человека.
Андрей Станченко. Краткое резюме: закон Геккеля-Мюллера рулит. Онтогенез краткое повторение филогенеза.
Мы продолжим публиковать беседу Андрея Станченко и Александра Самойлова в следующих публикациях. Чтобы не пропустить, подпишитесь на нашу страницу в Фейсбуке. Дальше будет ещё интереснее.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Саморозвиток