Система образования. Принципы построения и развития
«Образование» или «преобразование» — это процесс либо проявления ранее несуществующего, либо трансформации существующего. Образование человека — это процесс содействия проявлению зрелости в незрелом человеке или же трансформации уровня зрелости.
«Образование» или «преобразование» — это процесс либо проявления ранее несуществующего, либо трансформации существующего.
Образование человека — это процесс содействия проявлению зрелости в незрелом человеке или же трансформации зрелого человека из одного состояния зрелости в другое.
Цели и задачи системы образования
В физиологии человека можно выделить определённые, и весьма конкретные, уровни, отвечающие за те или иные его способности и функциональность. А поскольку все жители планеты Земля, несмотря на несходство их проявлений, тел и судеб, устроены на физиологическом уровне абсолютно одинаково, то можно смело утверждать, что эти уровни на 100% системны, а их существование неразрывно связано и подчинено определённым принципам (законам), на которые человек не в силах оказать влияние. В то же время, различение, понимание и задействование этих принципов, в практическом смысле, является одной из наивысших человеческих способностей.
В соответствии с авторской методологией Олега Бокачёва — LiveDevice©, давайте рассмотрим местоположение «Образования», как системы, в иерархии уровней человеческого тела (сверху вниз):
- осознание своей Миссии (Предназначения) — место над головой
- система Образования (разум и чувства, система миропонимания, знаний, культуры и традиций) — голова
- система Управления (личность, ответственность, эффективность принимаемых решений, целеустремлённость) — грудь
- система Контроля и администрирования (воля и собранность, мастерство, упорядоченность, настойчивость и терпение) — талия и солнечное сплетение
- системы Обеспечения (образ жизни, создание и поддержание необходимой атмосферы гармонии и комфорта, безопасности, отношения к собственному телесному здоровью) — живот и таз
- системы Выполнения и обмена результатами жизнедеятельности — вся остальная периферия
Система образования занимает наивысший уровень в теле — голова. Выше — только «место над головой», отвечающее за наше осознание своей принадлежности (к Роду, миссии, движущей силе). Это значит, что образование целиком и полностью участвует в формировании и развитии нижестоящих уровней — управления, администрирования, обеспечения и выполнения. Все результаты, получаемые человеком в процессе его жизнедеятельности — реакция внешнего окружения на действия, им совершаемые. Таким образом, напрашивается вывод — между образованием и получаемыми впоследствии результатами существует прямая, закономерная связь. А именно: уровень, содержание и качество образования определяют уровень, содержание и качество получаемых впоследствии результатов. Любое будущее формируется сначала на уровне образования.
Цель системы образования — формирование нового будущего. Более конкретно — отбор, подготовка и реализация «своих» людей. Заказчик системы образования, в известном смысле, является строителем «своего» будущего. Какого рода будет будущее — определяет Род Заказчика и понимание им его собственного Предназначения (Миссии). Система образования, выстроенная под своим Заказчиком, всегда будет продолжателем его Рода, а цели трансформации человека в любом образовательном процессе совпадают с целями самого Заказчика.
Два подхода к процессу построения системы образования
Уровнем, непосредственно влияющим на процесс образования как таковой, является уровень, условно обозначенный как «место над головой» и функционально отвечающий за понимание (допустимость / игнорирование в своём сознании) сущности, называемой «Предназначение».
Опираясь на фактор понимания данной сущности, всё человечество можно разделить на две категории:
- Ощущающие и следующие за своим Предназначением (способности, таланты, наклонности, зрелость личности, жизненные смыслы и систему мировоззрения) и стремящиеся не растерять, а проявить и усилить всё это в течении собственной жизни.
- Не ощущающие, либо не признающие, индивидуальность своего Предназначения, растрачивающие собственную жизнь на следование установленным в данный момент в обществе трендам, моде и конъюнктуре.
Подобным же образом, во всех уже существовавших, существующих и собирающихся существовать в будущем системах, подходах и методах образования можно различить две принципиально разных категории:
- Базирующиеся на развитии того, что уже заложено природой в человеке от его рождения.
- Базирующиеся на текущих рыночных трендах и запросах.
В первом случае процесс образования трудоёмкий, длительный и кропотливый (пошаговый). От участников такого процесса требуется наличие высших нематериальных целей и ориентиров, а также терпения и трудолюбия. Наградой за подобные «жертвы» является разгорающийся огонь внутреннего вдохновения, возможность становления Мастером и управленцем своей собственной жизнью и судьбой, а также ощущение осмысленности и собственной реализации в долгосрочном периоде времени.
Главной целью данного подхода к образованию является: раскрытие и реализация собственных природных способностей, заложенных от рождения.
Основные характерные черты:
- Долго (идеально — длиною в жизнь), трудно, однозначно
- Первостепенное — практика, второстепенное (но обязательное) — теория
- Формальное подтверждение (дипломы, сертификаты и т.п.) уместно, но не обязательно
Роли участников процесса подхода к образованию «От природных способностей»:
- Учащийся — подмастерье
- Учитель — Мастер своего Дела
- Заказчик — Управленец Мастерами и Делом в Целевом объединении людей
- Плательщик — Целевое объединение людей
Во втором случае речь идёт о подготовке узкопрофильных специалистов — процесс несравнимо более краткосрочный и менее трудоёмкий. Идеально подходит для решения задач обретения конкретных профессиональных навыков с целью их наиболее выгодной «перепродажи». Цена вопроса — усиливающаяся конкуренция с постоянно растущим количеством специалистов как среди людей, так и среди роботов, зависимость от изменчивых рыночных трендов, а также необходимость в постоянной внешней мотивации и источниках воодушевления.
Главной целью данного подхода к образованию является удовлетворение внешних (рыночных) запросов с целью получения наибольшей выгоды.
Основные характерные черты:
- Быстро (идеально — менять столько раз, сколько выгодно), легко, многозначно
- Первостепенна — теория, второстепенна (и не обязательна) — практика
- Формальное подтверждение (дипломы, сертификаты и т.п.) является главным подтверждением «уровня» полученного образования
Роли участников процесса в подходе к образованию «От рыночного запроса»:
- Учащийся — студент
- Учитель — источник информации (спикер, книга, компьютер, радио, TV)
- Заказчик — студент
- Плательщик — студент
Сравнительные показатели 2-х подходов к образованию
Гарантии
- Подход «От природных способностей»: Открывает возможности (развития), но не гарантирует
- Подход «От рыночного запроса»: Обеспечивает гарантию (потребления)
- Ключевой объект процесса обучения
- Подход «От природных способностей»: Человек
- Подход «От рыночного запроса»: Робот в человеческом теле
Наивысшая планка цели Учащегося
- Подход «От природных способностей»: Мастерство, полноценная природная реализация, возможность стать продолжателем Целевого объединения и получить собственных последователей
- Подход «От рыночного запроса»: Личная выгода
Способность к ответственному управлению
- Подход «От природных способностей»: Есть
- Подход «От рыночного запроса»: Нет
Способность к синтезу / производству собственного продукта
- Подход «От природных способностей»: Есть
- Подход «От рыночного запроса»: Нет
Жизненные достижения Учащегося
- Подход «От природных способностей»: Осмысленная жизнь, максимальное воодушевление, здоровье, наличие последователей
- Подход «От рыночного запроса»: Депрессия, отсутствие последователей
Максимальный уровень результатов для Заказчика
- Подход «От природных способностей»: Реальный кадровый резерв мастеров своего дела и ответственных управленцев (Заказчик — Целевое объединение людей)
- Подход «От рыночного запроса»: Личная выгода (Заказчик и Учащийся — одно и то же лицо)
Выводы
В эпоху потребления, проживаемую в данный момент человечеством, всё более востребованными и широко представленными будут методы и способы образования, относящиеся по классификации, предложенной в данной статье, к подходу «От рыночного запроса».
Это будет обуславливать УВЕЛИЧЕНИЕ:
- числа дипломированных специалистов
- количества случаев замещения одушевлённых «роботов» на полноценных представителей мира неодушевлённых предметов, выполняющих заложенные в них программы
- количества бизнесов-однодневок и бизнесов-неудачников
- количества людей, находящихся в подавленном состоянии и/или в бессмысленном проживании собственной жизни
- общего потребления всего и вся, как способа спасения от тотальной бессмыслицы и депрессии
В свою очередь, всё более РЕДКИМИ И ДИФИЦИТНЫМИ СТАНУТ такие сущности и понятия как:
- мастер своего дела
- воодушевлённый и целеустремлённый человек
- уникальный продукт
- осмысленная жизнь и полноценная реализация
- сильное и долгосрочное целевое объединение людей (бизнес, государство, прочее)
Во все времена дефицит был предметом повышенного спроса…
Дефицит будущего, в контексте изложенного материала, — не исключение. Владение, управление и передача столь редких, но ценных составляющих процесса эволюции человека — в руках тех, кто делает ставку на мастеров, горящих своим делом, системы образования «от природных способностей» и сплочение людей, имеющих реальные идеи уровня инноваций, развития науки, систем познания и развития человека как естественного, и при этом уникального, существа.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Бізнес освіта, MBA Менеджмент, керування, KPI