Система образования. Принципы построения и развития

Система образования. Принципы построения и развития

«Образование» или «преобразование» — это процесс либо проявления ранее несуществующего, либо трансформации существующего. Образование человека — это процесс содействия проявлению зрелости в незрелом человеке или же трансформации уровня зрелости.

«Образование» или «преобразование» — это процесс либо проявления ранее несуществующего, либо трансформации существующего.

Образование человека — это процесс содействия проявлению зрелости в незрелом человеке или же трансформации зрелого человека из одного состояния зрелости в другое.

Цели и задачи системы образования

В физиологии человека можно выделить определённые, и весьма конкретные, уровни, отвечающие за те или иные его способности и функциональность. А поскольку все жители планеты Земля, несмотря на несходство их проявлений, тел и судеб, устроены на физиологическом уровне абсолютно одинаково, то можно смело утверждать, что эти уровни на 100% системны, а их существование неразрывно связано и подчинено определённым принципам (законам), на которые человек не в силах оказать влияние. В то же время, различение, понимание и задействование этих принципов, в практическом смысле, является одной из наивысших человеческих способностей.

В соответствии с авторской методологией Олега Бокачёва — LiveDevice©, давайте рассмотрим местоположение «Образования», как системы, в иерархии уровней человеческого тела (сверху вниз):

  • осознание своей Миссии (Предназначения) — место над головой
  • система Образования (разум и чувства, система миропонимания, знаний, культуры и традиций) — голова
  • система Управления (личность, ответственность, эффективность принимаемых решений, целеустремлённость) — грудь
  • система Контроля и администрирования (воля и собранность, мастерство, упорядоченность, настойчивость и терпение) — талия и солнечное сплетение
  • системы Обеспечения (образ жизни, создание и поддержание необходимой атмосферы гармонии и комфорта, безопасности, отношения к собственному телесному здоровью) — живот и таз
  • системы Выполнения и обмена результатами жизнедеятельности — вся остальная периферия

Система образования занимает наивысший уровень в теле — голова. Выше — только «место над головой», отвечающее за наше осознание своей принадлежности (к Роду, миссии, движущей силе). Это значит, что образование целиком и полностью участвует в формировании и развитии нижестоящих уровней — управления, администрирования, обеспечения и выполнения. Все результаты, получаемые человеком в процессе его жизнедеятельности — реакция внешнего окружения на действия, им совершаемые. Таким образом, напрашивается вывод — между образованием и получаемыми впоследствии результатами существует прямая, закономерная связь. А именно: уровень, содержание и качество образования определяют уровень, содержание и качество получаемых впоследствии результатов. Любое будущее формируется сначала на уровне образования.

Цель системы образования — формирование нового будущего. Более конкретно — отбор, подготовка и реализация «своих» людей. Заказчик системы образования, в известном смысле, является строителем «своего» будущего. Какого рода будет будущее — определяет Род Заказчика и понимание им его собственного Предназначения (Миссии). Система образования, выстроенная под своим Заказчиком, всегда будет продолжателем его Рода, а цели трансформации человека в любом образовательном процессе совпадают с целями самого Заказчика.

Два подхода к процессу построения системы образования

Уровнем, непосредственно влияющим на процесс образования как таковой, является уровень, условно обозначенный как «место над головой» и функционально отвечающий за понимание (допустимость / игнорирование в своём сознании) сущности, называемой «Предназначение».

Опираясь на фактор понимания данной сущности, всё человечество можно разделить на две категории:

  •  Ощущающие и следующие за своим Предназначением (способности, таланты, наклонности, зрелость личности, жизненные смыслы и систему мировоззрения) и стремящиеся не растерять, а проявить и усилить всё это в течении собственной жизни.
  •  Не ощущающие, либо не признающие, индивидуальность своего Предназначения, растрачивающие собственную жизнь на следование установленным в данный момент в обществе трендам, моде и конъюнктуре.

Подобным же образом, во всех уже существовавших, существующих и собирающихся существовать в будущем системах, подходах и методах образования можно различить две принципиально разных категории:

  • Базирующиеся на развитии того, что уже заложено природой в человеке от его рождения.
  • Базирующиеся на текущих рыночных трендах и запросах.

В первом случае процесс образования трудоёмкий, длительный и кропотливый (пошаговый). От участников такого процесса требуется наличие высших нематериальных целей и ориентиров, а также терпения и трудолюбия. Наградой за подобные «жертвы» является разгорающийся огонь внутреннего вдохновения, возможность становления Мастером и управленцем своей собственной жизнью и судьбой, а также ощущение осмысленности и собственной реализации в долгосрочном периоде времени.

Главной целью данного подхода к образованию является: раскрытие и реализация собственных природных способностей, заложенных от рождения.

Основные характерные черты:

  • Долго (идеально — длиною в жизнь), трудно, однозначно
  • Первостепенное — практика, второстепенное (но обязательное) — теория
  • Формальное подтверждение (дипломы, сертификаты и т.п.) уместно, но не обязательно

Роли участников процесса подхода к образованию «От природных способностей»:

  • Учащийся — подмастерье
  • Учитель — Мастер своего Дела
  • Заказчик — Управленец Мастерами и Делом в Целевом объединении людей
  • Плательщик — Целевое объединение людей

Во втором случае речь идёт о подготовке узкопрофильных специалистов — процесс несравнимо более краткосрочный и менее трудоёмкий. Идеально подходит для решения задач обретения конкретных профессиональных навыков с целью их наиболее выгодной «перепродажи». Цена вопроса — усиливающаяся конкуренция с постоянно растущим количеством специалистов как среди людей, так и среди роботов, зависимость от изменчивых рыночных трендов, а также необходимость в постоянной внешней мотивации и источниках воодушевления.

Главной целью данного подхода к образованию является удовлетворение внешних (рыночных) запросов с целью получения наибольшей выгоды.

Основные характерные черты:

  • Быстро (идеально — менять столько раз, сколько выгодно), легко, многозначно
  • Первостепенна — теория, второстепенна (и не обязательна) — практика
  • Формальное подтверждение (дипломы, сертификаты и т.п.) является главным подтверждением «уровня» полученного образования

Роли участников процесса в подходе к образованию «От рыночного запроса»:

  • Учащийся — студент
  • Учитель — источник информации (спикер, книга, компьютер, радио, TV)
  • Заказчик — студент
  • Плательщик — студент

Сравнительные показатели 2-х подходов к образованию

Гарантии

  •  Подход «От природных способностей»: Открывает возможности (развития), но не гарантирует
  •  Подход «От рыночного запроса»: Обеспечивает гарантию (потребления)
  • Ключевой объект процесса обучения
  • Подход «От природных способностей»: Человек
  • Подход «От рыночного запроса»: Робот в человеческом теле

Наивысшая планка цели Учащегося

  •  Подход «От природных способностей»: Мастерство, полноценная природная реализация, возможность стать продолжателем Целевого объединения и получить собственных последователей
  •  Подход «От рыночного запроса»: Личная выгода

Способность к ответственному управлению

  •  Подход «От природных способностей»: Есть
  •  Подход «От рыночного запроса»: Нет

Способность к синтезу / производству собственного продукта

  •  Подход «От природных способностей»: Есть
  •  Подход «От рыночного запроса»: Нет

Жизненные достижения Учащегося

  •  Подход «От природных способностей»: Осмысленная жизнь, максимальное воодушевление, здоровье, наличие последователей
  •  Подход «От рыночного запроса»: Депрессия, отсутствие последователей

Максимальный уровень результатов для Заказчика

  •  Подход «От природных способностей»: Реальный кадровый резерв мастеров своего дела и ответственных управленцев (Заказчик — Целевое объединение людей)
  •  Подход «От рыночного запроса»: Личная выгода (Заказчик и Учащийся — одно и то же лицо)

Выводы

В эпоху потребления, проживаемую в данный момент человечеством, всё более востребованными и широко представленными будут методы и способы образования, относящиеся по классификации, предложенной в данной статье, к подходу «От рыночного запроса».

Это будет обуславливать УВЕЛИЧЕНИЕ:

  • числа дипломированных специалистов
  • количества случаев замещения одушевлённых «роботов» на полноценных представителей мира неодушевлённых предметов, выполняющих заложенные в них программы
  • количества бизнесов-однодневок и бизнесов-неудачников
  • количества людей, находящихся в подавленном состоянии и/или в бессмысленном проживании собственной жизни
  • общего потребления всего и вся, как способа спасения от тотальной бессмыслицы и депрессии

В свою очередь, всё более РЕДКИМИ И ДИФИЦИТНЫМИ СТАНУТ такие сущности и понятия как:

  • мастер своего дела
  • воодушевлённый и целеустремлённый человек
  • уникальный продукт
  • осмысленная жизнь и полноценная реализация
  • сильное и долгосрочное целевое объединение людей (бизнес, государство, прочее)

Во все времена дефицит был предметом повышенного спроса…
Дефицит будущего, в контексте изложенного материала, — не исключение. Владение, управление и передача столь редких, но ценных составляющих процесса эволюции человека — в руках тех, кто делает ставку на мастеров, горящих своим делом, системы образования «от природных способностей» и сплочение людей, имеющих реальные идеи уровня инноваций, развития науки, систем познания и развития человека как естественного, и при этом уникального, существа.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Бізнес освіта, MBA Менеджмент, керування, KPI