Новый вид налоговых проверок с 16.06.2010 года
16 июня 2010 года вступил в силу Закон Украины от 20.05.2010 г. № 2275-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (далее – Закон № 2275).
В связи с дополнением статьи 259 Кодекса законов о труде Украины (далее – КзоТ) органам ОГНС предоставлено право с целью проверки соблюдения налогового законодательства осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и подчинения.
Интересно, что о физических лицах – предпринимателях в этой статье КЗоТ не указано. Ввиду чего на первых порах повозражать, что право проверять предпринимателей органам ГНС не предоставлено, можно. Но налоговые органы не откажутся от проверок предпринимателей, поскольку на них также распространяются нормы КЗоТ как на работодателей.
Законом № 2275 функции органов ГНС в Законе Украины «О государственной налоговой службе в Украине» (далее – Закон № 509) дополнены принятием решений о проведении внеочередной налоговой проверки плательщика налога без его предварительного предупреждения при получении органом налоговой милиции информации в случаях, установленных законом, об уклонении такого плательщика от налогообложения (п.19 статьи 10).
Порядок проведения внеочередных налоговых проверок определен в п.1-1 ч.1. статьи 11 Закона № 509. При этом цель таких проверок, а именно контроль соблюдения налогового законодательства, все же обязывает органы ГНС при проверке трудового законодательства определиться, как такая проверка связана со своевременностью, достоверностью, полнотой начисления и оплаты налогов и сборов (обязательных платежей).
Решение о проведении внеочередной налоговой проверки плательщика налога должно быть оформлено в письменном виде, скреплено подписью руководителя налогового органа (примечание: не заместителя) и печатью и вручено субъекту хозяйствования.
Основания для внеочередной проверки - получение налоговой милицией информации об уклонении работодателя или наемного лица от налогообложения при начислении (выплате, получении) заработной платы, других налогооблагаемых выплат (в т.ч. дополнительных благ, пенсионных взносов и взносов в фонды социального страхования, пассивных доходов).
В полной мере это касается и уклонения от оплаты налогов путем не заключения трудовых договоров с работниками, выплаты зарплаты в «конвертах», осуществления хозяйственной деятельности без государственной регистрации.
Если исходить из того, что уклонение от налогообложения в силу 212 статьи Уголовного кодекса Украины является преступлением, то доказательства такого деяния могут быть собраны исключительно способами и в порядке, определенными уголовно-процессуальным законодательством и Законом Украины «Об оперативно-разыскной деятельности».
Тогда же какая информация должна быть собрана налоговой милицией, чтобы она стала основанием для внеочередной проверки. С достаточной уверенностью можно утверждать, что пояснений/заявления какого-либо гражданина о нарушениях законодательства о труде не может быть достаточно для утверждения об уклонении от налогообложения конкретного налогоплательщика. В тоже время внесенными изменениями не разграничено, наличия какой информации будет достаточно для внеочередной проверки. Ведь такая информация может быть ошибочной, а то и вымышленной с целью спровоцировать налоговую проверку у конкурента.
Рекомендуют до отдельных разъяснений настаивать на том, чтобы проверяющие при внеочередной проверке обосновывали, в связи с чем принято решение о ее проведении. А при отсутствии внятного объяснения, отказывать в допуске к проверке. Если это уклонение от налогообложения, то открыто ли оперативно-разыскное дело либо возбуждено уголовное.
Если это наличие трудовых отношений с неоформленными работниками, то чем установлен такой факт. Примером может быть только решение суда об установлении факта наличия трудовых отношений. В ином случае это будут доводы «якобы работника» против таких же равнозначных доводов «якобы работодателя». Норма, которая бы устанавливала, что доводы работника имеют приоритет перед доводами работодателя, отсутствует.
Относительно осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации, то наличие протокола и постановления о привлечении налогоплательщика к административной ответственности, поскольку за такое правонарушение установлена административная ответственность ст. 164 КоАП Украины. Законом № 2275 не определено, имеют ли право органы налоговой милиции приходить с внеочередной проверкой. Норма о запрете налоговым милиционерам проводить налоговые проверки или участвовать в них не исключена из Закона № 509. Следовательно, и внеочередные проверки они не имеют права проводить либо в них участвовать.
Сроки проведения внеочередной налоговой проверки не определены.
Кроме перечисленных, внесены дополнения и в ст. 35 Закона Украины от 24.03.95 г. № 108/95-ВР “Об оплате труда”. С 16 июня 2010 года контролирующие органы имеют право «получать от субъектов хозяйствования и наемных лиц информацию, документы и материалы и посещать места осуществления хозяйственной деятельности во время выполнения трудовой функции такими наемными лицами». Перечень контролирующих органов включает органы Минтруда, финансовые органы, налоговые органы, профсоюзы и другие организации, представляющие интересы наемных работников. Согласно ст. 35 Закона Украины “Об оплате труда” не допускается сокрытие от указанных органов любой информации по вопросам оплаты труда.
Приведенная норма предоставляет право контролирующим органам получать перечисленную информацию, однако, не устанавливает обязанности ее предоставлять, как и прямой ответственности за ее не предоставление.
Интересной будет ситуация, когда лицо, попавшее под прицел вопросов налоговых инспекторов, не будет иметь при себе документа, удостоверяющего личность. Насколько будут иметь доказательственную силу сведения, а то и данные, записанные со слов такого лица…
Тут уместно будет напомнить своим работникам, а то и разместить на рабочих местах, выдержку из Конституции Украины.
Статья 63 Конституции Украины гласит: «Лицо не несет ответственности за отказ от дачи показаний или пояснений относительно себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определен законом».
Эти положения будут ответом на вопрос работника об ответственности за отказ от дачи пояснений контролирующим органам.
Данный комментарий не направлен на создание механизмов в уклонении от предоставления обязательной информации в случаях и порядке, предусмотренных законом. Решение о том, как поступить, зависит от всей совокупности сложившихся обстоятельств в каждом конкретном случае.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Бухгалтерія, облік та податки Право, юриспруденція Фінанси, кредит, банківська справа