Внутренний контроль, или как сделать вашу компанию непотопляемой. Часть 1: начало начал
Внутренний контроль, или как сделать вашу компанию непотопляемой. Часть 1: начало начал
Откуда это?
Понятия контроль и аудит существуют достаточно давно. Первые упоминания о финансовом контроле встречаются в Китае около 700 г. до н.э. Однако «родиной аудита» считается Англия. Здесь в средине 19 века вышла серия законов, которые обязывали акционерные компании не реже одного раза в год приглашать специалиста для проверки бухгалтерских счетов и последующего отчета перед акционерами. В привычном же для нас виде, как система, внутренний контроль сформировался ко второй половине 20 века. А все потому, что на западе акционеры, как правило, не имеют возможности участвовать в управлении, потому, что их доли владения бизнесом очень маленькие. Поэтому, они делегируют полномочия по управлению компанией наемному менеджменту и, естественно, озабочены тем, как именно тот распоряжается их инвестициями. Менеджмент же в свою очередь заинтересован показывать как можно лучшие результаты. Вот почему появилась необходимость так выстраивать бизнес и систему отчетности, чтобы действия менеджмента были известны и понятны акционерам.
Следующим толчком к развитию внутреннего контроля послужило несколько скандалов, связанных с манипулированием финансовой отчетностью менеджерами некоторых известных западных компаний в начале 21 века. Акционеры понесли большие потери, а правительство США приняло закон, который обязал компании, котирующиеся на Нью-Йоркской фондовой бирже, иметь у себя систему внутреннего контроля. Согласно закону, менеджмент обязан отчитываться о функционировании такой системы, а независимые аудиторы - ежегодно ее проверять. Ревизия внешних аудиторов нужна для того чтобы подтверждать, что данные, предоставляемые руководителями о системе внутреннего контроля соответствуют реальности. Многие европейские государства также внедрили у себя подобное законодательство, так как ситуация у них схожая.
Что это?
Если кратко - набор процессов и мероприятий, которые направлены на достижение компанией своих целей. А любая целенаправленная деятельность, как известно, начинается с планирования. То есть, когда цели определены, необходимо выбрать путь, установить промежуточные точки и построить детальные планы по достижению каждой из них. В таком случае планирование становится более прозрачным и эффективным.
Но сама по себе последовательность этих действий еще не гарантирует желаемый результат. Главное - это процессы, которые регулируют выполнение планов.
Идея процессов подразумевает промежуточные точки, в которых достигнутое сравнивают с тем, что запланировали. А при наличии отклонений - предпринимаются корректирующие мероприятия. Это как раз и является элементом системы внутреннего контроля, которая включает: постановку целей, мониторинг, контрольные точки, сравнение факта с планом и со стандартом, а также разработку корректирующих мероприятий. Они нужны для того, чтобы либо поправить план (план может быть правильным, но изменился рынок, и контрольные мероприятия должны это выявить), либо поправить то, что мешает его достигнуть.
Система внутреннего контроля не сводится к контролю результатов. Такой контроль - прямая обязанность менеджеров. Ее важным элементом является т.н. превентивный контроль - действия, предупреждающие негативное событие и оценка рисков того, что такое событие может иметь место. Зачем это нужно? Что бы избежать убытков, либо более высоких затрат на исправление отклонений от плана. Ведь исправление последствий случившегося всегда гораздо дороже, его предотвращения.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI