Публичное выступление: основы успеха
Публичное выступление - не самое легкое мероприятие. Когда-то ораторскому искусству учили в специальных школах. Для кого-то общение с аудиторией - это наслаждение и высокое искусство, для кого-то - тягостная необходимость.
Если же проанализировать беспристрастно, то можно сказать, что публичное выступление – это процесс передачи мысли от оратора к аудитории, для успешного осуществления которого оратору следует соблюсти ряд условий.
Говорить по-сути, кратко и уверенно
О том, каких основных правил следует придерживаться оратору, чтобы его публичное выступление стало максимально эффективным, рассказывает тренер, владелец Студии управления временем "BogushTime" Людмила Богуш.
- Наличие готового предложения по решению вопроса, интересующего аудиторию. Люди будут слушать оратора только в том случае, если он будет говорить об интересующих их вещах, предлагая решения, а не просто спекулируя актуальностью темы. В качестве примера можно привести собеседование. У соискателя задача убедить работодателя принять его на работу. Если он будет просто рассказывать о том, что он будет работать и даже очень хорошо работать, это не приведет к желаемому результату, т.к. работодатель это уже подразумевает по умолчанию. А вот если соискатель перечислит работодателю конкретные выгоды и улучшения, которые он принесет компании, и пути их достижения - это покажет руководителю, что перед ним человек компетентный, деятельный и, безусловно, полезный компании.
- Четкое изложение конкретной идеи. "Некоторые ораторы, от невозможности членораздельно выразить свою мысль, впадают в "смертный грех словоблудия", нагромождая в сознании слушателя понятия, примеры и бесконечные уточнения. Аудитория расценивает это как явный признак неподготовленности и неуверенности в своем предложении", - акцентирует Л.Богуш. Во избежание подобных неприятностей следует четко сформулировать и расположить в порядке очередности изложения основные тезисы, понятия, выводы и следовать этому порядку во время выступления.
- Краткость изложения. Оратор должен уважительно относиться к слушателям и ценить их время. Кроме того, в обилии слов слушателю легко потерять суть сказанного.
- Вера в то, что вы предлагаете. Если человек сам не верит в то, что он предлагает, то как он может рассчитывать на то, что его словам поверят слушатели? Во время выступления оратор как бы превращается в командира, ведущего за собой мысли слушателей. Командир должен быть "впереди на лихом коне", прокладывать дорогу и указывать путь своим примером, только тогда он сможет увлечь за собой людей. Если же призыв командира звучит как "Вперед, орлы! А я за вами..." - ни один здравомыслящий человек за ним не пойдет.
Да, бывает так, что на данный момент ваше предложение звучит, скажем так, рискованно. В таком случае спикеру самому следует понимать: может быть то, что я сейчас предлагаю - это не самое лучшее из возможных решений, но это самое лучшее из того, что я могу предложить на данный момент. Может быть, завтра я предложу что-то другое, лучшее. Но сейчас я предлагаю именно это.
"Если оратор верит в то, что он предлагает, его выступление всегда выглядит и звучит естественно и убедительно. И задача оратора передать эту веру аудитории", - подчеркивает Л.Богуш.
Подготовить для слушателей "суперфразу"
Руководитель департамента по корпоративным связям компании "Киевстар" Жанна Ревнова советует тщательно подготовится к выступлению и сформулировать "суперфразу".
"Обязательно нужно хорошо подготовиться к выступлению. Не стоит рассчитывать на экспромт. Лучше заранее прорепетировать заготовленную вами речь перед кем-нибудь из коллег или друзей", - рекомендует Ж.Ревнова.
Необходимо хорошо понимать аудиторию, перед которой вам предстоит выступать, и знать ее потребности в отношении предмета, о котором вы будете говорить.
Следует четко и внятно сформулировать ключевое сообщение - тезис, который вы хотите донести.
Лучше всего сделать это в виде яркого, образного, запоминающегося высказывания – "суперфразы", а для подтверждения и более полного раскрытия основного тезиса можно вооружиться фактами и цифрами. "Суперфразу" рекомендуется повторить в течение выступления трижды.
"И, наконец, очень важно знать, что публика часто запоминает не столько то, ЧТО вы говорите, сколько то, КАК вы это говорите. Поэтому соответствующая интонация, мимика, жесты и внешний вид не менее важны", - отмечает Ж.Ревнова.
Главное – понимать к кому вы обращаетесь
Игорь Головань, управляющий партнер адвокатской фирмы "Головань и Партнеры", ставит во главу угла понимание оратором своей аудитории.
"Конечно, можно подойти к вопросу с некой научной точки зрения и сформулировать ряд правил, соблюдение которых вроде как должно обеспечить успех вашему публичному выступлению. Однако, по сути, главное, от чего должны зависеть и манера и содержание публичного выступления, - это аудитория, на которую оно направлено", - акцентирует И.Головань.
Необходимо понять, почувствовать, чего от вас ждут люди, что их волнует, почему они будут вас слушать, решение какой проблемы каждый из них хочет найти в ваших словах. Нужно понять, какая информация, какие доводы, какая манера будет наиболее эффективна в глазах данной аудитории.
И.Головань привел в пример кинофильм "Председатель", в котором, выступая перед колхозниками, председатель (Михаил Ульянов) для убеждения использовал мат, сказав, что он на войне матом в атаку батальоны поднимал и сейчас людей работать заставит. Казалось бы, совершенно недопустимый с общепринятой точки зрения прием. Но, видимо, в тот момент не оставалось иного способа, и герой Ульянова это почувствовал. И средства воздействия его публичного выступления были приведены в соответствие с аудиторией.
"К сожалению, привести выступление в соответствие с аудиторией удается далеко не всем. Многие люди превращают свое выступление в банальное самолюбование, совершенно игнорируя аудиторию. Иные пытаются "отбыть номер" используя набор стандартных психологических приемов. А случается, что человеку ищущему подход к слушателю и вынужденному "опускать" себя до уровня аудитории, не удается потом "подняться" обратно. Дело это нелегкое, однако, если вам удалось понять аудиторию и "настроиться на ее волну" - успех вашему выступлению практически гарантирован", - резюмирует И.Головань.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Маркетинг, реклама, PR Продажі, кол центр, робота з клієнтами