Ораторами рождаются или становятся?
В целом, ораторами рождаются почти все. А вот хорошими ораторами становятся. И для этого необходимы две вещи: знания и опыт. Вариант: участие в моем авторском тренинге "Ораторское искусство и презентации" в Киеве 25-26 сентября 2010 г.
Почему же рождаются?
Крик ребёнка – это первое, что ребенок делает после рождения. И далее, каждый день, младенец возвещает о себе и о своих потребностях окружающим людям через крик. Позже – это уже первые слова: "Агу-агушечки…". Половина из этих "выступлений" направлено для влияния на общественность (привлечение внимания, общение, одобрение или протест…).
И далее, взрослея, ребенок оказывает воздействие на окружающих с помощью речи. В большинстве случаев, дети и взрослые люди умеют быть ораторами внутри родной семьи, среди близких и знакомых людей.
А вот далее появляется новая форма общения – с незнакомыми людьми, выступления в среде "чужих" людей. Вот этому не каждый ребенок учится. Чаще всего срабатывает инстинкт самосохранения (страх перед незнакомыми людьми), проявляется осторожность (скованные движения), агрессивность к "чуждой" среде (излишнее напряжение) и так далее… Проще, под любым предлогом, избежать таких выступлений. Что люди и делают.
Но в целом, ораторами рождаются все, почти все. А вот хорошими ораторами становятся.
1. Волнения и слова паразиты, как вы с ними справляетесь?
Опять хороший провокационный вопрос.
Справляться с волнением не обязательно. Не стоит эту энергию сдерживать. Полезнее развивать в себе другие полезные навыки.
Обратите свое внимание не на сдерживание волнения, а не саму речь.
- — то есть займитесь делом
и волнение исчезнет незаметно для вас. А энергия волнения перейдет в энергию выступления.
А подробнее о преодолении волнения на www.orator.web-ua.com
И со словами-паразитами тоже не стоит бороться. Замена их на другие "приличные" слова – результата не даст, другие слова обретут функцию "паразитов".
Первоначальный метод – заменить слова-паразиты паузами. Если получается сразу – отлично. Такому человеку достаточно лишь подумать над культурой речи. Если не получается – полезно освоить метод пауз, и слова-паразиты исчезнут сами. Почему заменять именно паузой? – ответ кроется в самой психологии слов-связок. Их чаще всего вставляют, как заполнение вместо пауз.
2. Как выбрать компанию по ораторскому искусству?
Вопрос правильный. На него есть кроме обычных ответов
- — соотношение цена/качество
и необычные.
1. Тренер и философия обучения.
Лучше всего – прийти на презентационное занятие и посмотреть на тренера. Он должен понравиться лично вам, это должна быть личность и действительно хороший оратор. Различные регалии (ученые степени, сертификаты, достижения) играют второстепенную роль. Сами знаете, сколько доцентов и профессоров, имея большой педагогический стаж и заслуги, не умеют донести знания студентам.
2. Практика.
Ораторское искусство – практический курс. И чем больше будет в нем практики – тем лучший результата обучения. Тренинги-интенсивы хороши для проработки мозгов * . Но для усвоения навыков – лучше длительные курсы.
Интенсивы подойдут тем людям, которые смогут практиковаться самостоятельно. Такие люди должны обладать сильными личностными качествами и иметь соответствующие условия для практики речи.
3. Всестороннее обучение.
Полезно обучаться у разных тренеров. У кого-то акцент на психологии речи, у кого-то на философии, артистизме, трансовых техниках…
Можно найти такого тренера, который тренер не только по риторике, но и по практической психологии, философии, пластике, групповой динамике, речевым стратегиям НЛП и т.д...
4. Целевая аудитория.
Лучше всего обучаться в открытых группах, куда приходят люди разные, незнакомые друг-другу. Хуже, когда есть знакомые люди, друзья, родственники. Еще хуже – группа из сотрудников одной фирмы.
Далее можно поделить группы по возрастам, по интересам, по ценовой категории.
Студентам лучше искать студенческие группы, бизнесменам – бизнес-тренинги и т.д..
То же по финансам. Стоимость обучения пляшет от смешных сумм до пугающих. Соответственно собирается аудитория людей с определенным достатком и жизненным уровнем. Не стоит ходить на дешевые (для вас) курсы, но и не стоит прыгать выше своей головы.
3. Какие книги по ораторскому искусству Вы могли бы порекомендовать нашим пользователям?
Можно ли научиться танцевать вальс по книге? Наверное можно, но будет ли кто выпускать книгу с такой целью? Так и с практикой ораторского искусства. Зато много теоретической литературы. И начать полезно с книг Дейла Карнеги.
4. Как установить контакт с аудиторией и удерживать ее.
Если вкратце, то чтобы привлечь внимание аудитории, можно что-то сделать необычное. Включить непроизвольное внимание.
- — Когда за окном что-то грохнет, все почему-то поворачиваются к окну.
Можно достать наглядное пособие, нарисовать рисунок на доске... Можно начать говорить громко, или неожиданно тихо, включить энергичные жесты, или же замереть на месте. Любое изменение деятельности оратора сразу же привлечет внимание.
- — Так делают видеоклипы. Ежесекундно меняющиеся контрастные кадры надёжно держат внимание телезрителей. Певец то в зале, то в горах, то с микрофоном, то с девушкой, в разной одежде и с разным хайром одновременно под спокойную, казалось бы, мелодию. Шоу!
Если набросать общую схему привлечения внимания, то получится так:
- — Смена темпо-ритма
- — Смена каналов восприятия
- — Смена формы работы с аудиторией
- — Смена фокуса внимания
- — Наглядные пособия
- — Включение освежающих элементов
- — Перемещения участников
- — Вовлечение слушателей
- — Смена стилей выступления
- — Смена ролей
- — Различные повторы
5. Какие манипулятивные техники используются в ораторском искусстве.
Опять провокационный вопрос. Но доля правды в этом вопросе огромна. Почти любое выступление – манипуляция. Хотим мы этого или не хотим. Но как сделать эту манипуляцию, эффективной, грамотной и экологичной – вопрос этики оратора. Каждый тренер пользуется своим арсеналом манипулятивных техник. Многие из них взяты из НЛП и Эриксоновского гипноза.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Переговори, риторика, ораторське мистецтво Продажі, кол центр, робота з клієнтами Саморозвиток