Как поставщик может способствовать предотвращению потерь в рознице? И почему он в этом должен быть заинтересован?
Игорь Чумарин рассказал на Конференции FoodMaster-2018 о потерях, которые несет розница, и как их можно избежать, правильно организовав работу. В своем выступлении он остановился на интересе и ответственности поставщика в деле предотвращения потерь.
— Поговорим сегодня в большей степени о том, как могут и как должны влиять на потери в рознице поставщики, потому что они тоже, на мой взгляд, должны быть заинтересованы в том, чтобы быстрее зарабатывать деньги. Все хотят зарабатывать быстро на ритейле, то есть на товаросопроводительной цепочке, как производители, находясь в начале этой цепочки, так и поставщики, находясь где-то посередине. Чем быстрее товар доходит до конечного потребителя, чем меньше денег будет в обороте между производителями/поставщиками и розницей, тем быстрее вы будете получать прибыль. И на это есть соответствующее обоснование — уравнение обмена Фишера, которое говорит о том, что скорость обращения денег (зарабатывания денег, если немного перефразировать), определяется через массу денег, цену товара и количество товара.
Скорость зарабатывания денег(V):
MV=PQ
V=PQ/M
M - масса денег
P - цена товара
Q - количество товара
Выгодней каждый день получать небольшую сумму денег, чем один раз в неделю или в месяц всю сумму сразу. Меньше средств заморожено, меньше напряжения в отношениях с розницей, как с потребителем товаров, меньше отсрочка, меньше обязательства перед банком, если закупаются какие-то материалы за кредитные средства. В связи с этим, вопрос — интерес или ответственность поставщика в потерях в рознице? 30% прибыли может принести сокращение потерь. Тут не о материальных потерях речь, хотя, если погружаться глубже, можно сказать, что чем быстрее товар движется по цепочке, тем ниже потери, и тем быстрее вы - поставщики будете зарабатывать на том, что будете поставлять в торговые сети, то есть на своем товаре. В этом есть безусловный интерес производителей и поставщиков.
Есть масса моментов, на которые стоит производителям/поставщикам обращать внимание, и есть ряд задач, которые необходимо решать для того, чтобы ускорить получение прибыли. Три задачи, на которые я рекомендую поставщикам обратить внимание, и может быть помочь ритейлу в их решении.
Интерес поставщика. Задачи:
- Быстрая, качественная и беспроблемная приемка на складе или в магазине ритейлера. Чем быстрее произойдет приемка на складе ритейлера, если поставщик напрямую в магазины отгружает, тем быстрее товар попадет на полку, тем быстрее покупатель его купит, тем быстрее вы вернете свои деньги.
- Меньше товара кратковременно хранится на складе ритейлера, как по объему, так и по сроку. Поставлять товар в какой-то магазин или сеть, нет необходимости, если он будет там лежать какой-то срок. Есть масса случаев, когда товар лежит на складе в магазине, до того, как попасть на полку до 13 дней. Это ваш товар, в котором заморожены ваши деньги.
- Меньше обратного движения (возвраты, обмен, брак). Объем возвратов, обменов колоссальный. Разные законодатели придумывают разные регуляционные мероприятия в этом направлении, например, внести в закон о торговле запрет возвратов. Но это не выход, а вмешательство в коммерческие отношения. Но, не должно быть обратного движения, потому что на нем теряют все, как поставщик, так и ритейлер. Не получив сразу деньги, потом вы их точно не дополучите, плюс часть затрат по обратной логистике ложится на плечи поставщика.
Как эти задачи должны решаться поставщиками? Взаимодействие с ритейлером может быть на разных уровнях организовано, но поставщик должен быть заинтересован в том, чтобы получить деньги быстрее от ритейлера.
Первое, с чего стоит начать, это ответить на вопрос — комфортно ли директору какого-то магазина делать заказ у вас, как у поставщика? Тут есть сомнения, потому что поставщик не знает, в какой ситуации находится директор магазина, который делает у него заказ. Возможно, ему это приходится делать через ряд промежуточных звеньев, через разнообразные формы, в том числе путем набивки в Microsoft Excel заново каждый раз. Я знаком с ситуацией, когда директору магазина для того, чтобы сделать заказ, нужно заполнять четыре разных формы в трех разных системах учета. Это ведет к потере времени, ведет к обратному движению товара на склад поставщика. Поставщику необходимо разобраться с тем, каким образом его товары заказываются ритейлерами. Естественно, параметры заказа должны совпадать во всех носителях этих данных — в заказе бумажном, электронном. Большое количество отказов в приемке товаров на склад, случается из-за несоответствия отправленному заказу. С неправильного оформления заказа начинаются проблемы, влекущие за собой траты денежных средств.
Интерес и ответственность поставщика. Сбор
Параметры сбора закаща заранее продуманы:
- Однородный товар находится в одном месте груза, а не рассредоточен по разны паллетам
- Количество и размер накладных сформирован для удобства работы по грузовым местам
Второй момент — параметры товара в документах. Все заложенные параметры должны совпадать. Отказы случаются из-за неправильной маркировки, например, неправильно указана цена. Это влечет за собой потерю времени на телефонные переговоры, с целью выяснения дальнейших действий и прочее. Гарантия того, как это сделать оптимально, состоит как минимум, во взаимодействии поставщика и ритейлера в устранении подобных проблем. Можно организовать рабочие группы, привлечь экспертов и прочее. Моя задача рассказать не о методах решения проблем, а обратить на них внимание, потому что они ведут к потере денежных средств.
Параметры сбора заказа со склада поставщика должны быть продуманы максимально. Приведу в пример обычную ситуацию. Приходит от поставщика ритейлеру несколько сборных паллет, при этом количество накладных может быть 20 листов, а одна из позиций может находиться на разных паллетах. Разбирательство в документах, приводит к задержке разгрузки, а значит и товар на полки попадет значительно позже. Приемка товара клиентом должна быть максимально упрощена. Необходимо ускорять движение по цепочке товара к клиенту.
Параметры транспорта доставки заранее должны быть продуманы, в спецификации должны быть прописаны высота грузовой платформы, чтобы она соответствовала пандусу. Это все касается тех мер, которые можно предпринять заранее по согласованию и по договоренности, сделать шаг навстречу к каждому клиенту.
Теперь о непосредственно приемке. Задача поставщика обеспечить ритейлера фото, видео-гайдами и всем остальным для того, чтобы люди, которые принимают товар, делали это быстро и качественно. Все это прописывается в договорных условиях и спецификациях. Чем дольше товар принимается, тем он быстрее портится, что неизменно ведет к возвратам.
Немного о хранении товаров. Все поставщики, безусловно, заинтересованы в том, чтобы товар как можно меньше хранился на складах или в магазине, как в объеме, так и по срокам. Если ритейлер совершает с товаром какие-то дополнительные манипуляции (перепаллетизация, внедрение датчиков защиты и т.д.), возможно, поставщик потратит меньше ресурсов и сделает так, чтобы товар не «зависал» при дополнительных логистических операциях у ритейлера. Это может быть на разных условиях, в том числе и через оплату дополнительных услуг самим ритейлером.
Крайне важная тема — возврат товара, потому что она убыточная для всех, как для ритейлера, так и для поставщика/производителя.
Частые причины возвратов:
- Ошибки в заказе;
- Несоответствие в документах;
- Повреждение в доставке или на приемке;
- Несоответствие количества и качества, пересортица;
- Излишки на приемке;
- Проблемный штрих-код и иные маркировки;
- Истечение сроков реализации.
Компания Wrigley отмечает, по каким причинам товар чаще всего возвращается к ним на склад:
Причина - процент возвратов
Штрих-код - 37
Пересорт - 26
Ошибка в заказе - 19
Цена - 10
Obsolete product - 6
Повреждение на приемке - 5
Damage - 2
Большинство возвратов происходит по вине поставщика. Но эти все проблемы можно решать заранее.
Судьба возвратов:
- Расформирование;
- Повторная доставка;
- Возврат производителю;
- Утилизация.
В лучшем случае возвращенная продукция пойдет на переработку, но это опять же влечет за собой дополнительные расходы — стоимостные накрутки, связанные с возвратом, и со всей логистикой, фискальные и налоговые платежи.
Приведу в пример простой кейс с вдохновляющими результатами, демонстрирующий интерес поставщика по снижению потерь в торговом зале. Компания Procter&Gamble совместно с торговой сетью «Сільпо» посчитали, что определенный процент покупателей, приходящих в магазин, чтобы купить бритвенный станок, не могут этого сделать потому, что товар просто не выложили на полку, чтобы его не украли. После реализации проекта, увеличились продажи в категории на 42%, при этом уменьшился торговый запас, и сократились потери. Сокращение потерь не было целевой задачей, но в выигрыше оказался также и поставщик/производитель.
Для предотвращения потерь в рознице поставщикам и ритейлерам все насущные задачи необходимо решать совместно, потому что много ошибок допускается как со стороны ритейлера, так и со стороны поставщика. Эти ошибки касаются товара поставщика, и денег от его реализации, поэтому поставщик непосредственно заинтересован в том, чтобы способствовать предотвращению потерь в рознице.
Источник trademaster.ua
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Виробництво, промисловiсть Логістика, митниця, ЗЕД Продажі, кол центр, робота з клієнтами