Как сохранять спокойствие во время конфликтов и легко договариваться

Алгоритм решения конфликтных ситуаций и снижения эмоционального напряжения в конфликте.

В любых деловых и личных отношениях между людьми рано или поздно возникают конфликтные ситуации. Те, кто по роду деятельности часто общаются с людьми, чаще других вынуждены конфликтовать. Самое неприятное в этом – масса негативных эмоций и агрессивные нападки. Проще всего – не ввязываться в ссоры, но иногда деться просто некуда или обязательно нужно отстоять себя. Возникает вопрос: как себя вести в конфликте наилучшим образом?    

Договариваться в ситуации, когда конфликт уже разгорелся, невозможно.  Сначала нужно снизить эмоциональное напряжение с обеих сторон. Как это сделать я расскажу чуть позже. А для начала давайте определимся, что такое конфликт.

Конфликт – это острое заметное противоречие. В конфликте всегда есть минимум две стороны, которые имеют разные интересы, цели, взгляды, ценности, представления. Стороны становятся оппонентами, когда им есть что делить, когда оба претендуют на что-то одно. Например, на одну и ту же должность, на один рынок, где хотят зарабатывать, на одну территорию.

Самые жесткие конфликты возникают там, где человек чувствует угрозу своему Я.  Когда нападкам подвергается выживание, самоценность, убеждения, мировоззрение. Тут есть риск настоящей вражды личного или межгруппового характера (национального, религиозного).

Самые непримиримые противники – это члены одной семьи или соседи. Потому что им некуда деться из конфликтной ситуации. Их личные связи очень сильны и они физически находятся рядом. Отсюда скандалы и ссоры.

Договариваться можно и нужно всегда. У любого конфликта есть позитивные стороны. Во-первых, проявляются интересы и это значит, что другой становится более прозрачен. Можно делать шаги ко взаимопониманию, сближению, нахождению общей выгоды. Или расчищать, менять свое жизненное пространство, если ясно, что договориться невозможно. Так тоже бывает, это не трагедия. Во-вторых, в конфликте, как и в любом взаимодействии, человек лучше узнает себя. Что для него важно, чем может поступиться, какими сильными качествами обладает, где его слабые места.

Эти же параллели можно провести и на уровне организаций, больших и малых групп. 

Опираясь на эти позитивные моменты, можно определиться со стратегией разрешения конфликта.

Чтобы выбрать верную стратегию разрешения конфликта, необходимо расставить приоритеты по осям «выгоды» и «вложения».

  • Что для вас является выгодой: получение желаемого, сохранение и развитие отношений, статус кво, экономия затрат, занятие более выигрышной позиции.
  • Сколько своих ресурсов вы готовы вложить: материальных, социальных, эмоциональных, ментальных, временных.    

Когда вы точно определились со своими интересами, желаемой выгодой и вложениями, надо определить все то же самое у вашего оппонента. Выяснить соотношение сил и те зоны, где ваши интересы не противоречат, а дополняют друг друга. И только тогда вы можете определить драться вам, бежать или приспосабливаться. А еще лучше – сотрудничать, аккуратно делить территорию и влияние, стараясь быть взаимополезными и усиливая друг друга в этом союзе.  

В нашем мире побеждает тот, кто способен управлять эмоциями и действовать разумно и на перспективу. Для такого прагматичного подхода нужна холодная голова...

Если вы желаете узнать, как управлять эмоциями во время горячей фазы конфликта, переходите по ссылке и смотрите мое интервью: https://youtu.be/7OSIpZWvD7Q


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Переговори, риторика, ораторське мистецтво Психологія, емоційний інтелект