Вдох и выдох. Как управлять в условиях социальных потрясений
уже несколько лет идет расшатывания политической и экономической ситуации в Украине.
На фоне информационной войны и реальных военных действий уже очевидно, что нарушены экспортно-импортные связи с Россией, а европейские и другие зарубежные инвесторы озабочены сохранностью своих инвестиций в украинский бизнес. Причем их дальнейшие шаги при ухудшении ситуации вполне предсказуемы.
Сейчас предприниматели Украины и их зарубежные партнеры разделились на несколько групп, из которых можно выделить две ярко выраженные. Одна называется "все хорошо", а вторая – "все плохо". Обе испытывают страх перед пугающим будущим, но реагируют на него по-разному.
Известно, что у человека, испытывающего страх, под действием адреналина проявляется одна из трех реакций: нападать, убегать или оцепенеть. Именно эти реакции и наблюдаются сегодня в бизнесе у тех, у кого "все плохо". Некоторые бизнесмены с реакцией "нападать" забрасывают текущие дела и начинают хаотично искать новую точку приложения своих усилий. Причем чем дальше она от предыдущей деятельности, тем лучше, потому что это позволяет им забыть о том, как все плохо в их картине мира и создать иллюзию новых перспектив. При этом они могут убеждать себя и других, что сейчас время новых возможностей, отрицая тот факт, что находятся под опьяняющим воздействием эмоций.
Бизнесмены с адреналиновой реакцией "убегать" начинают судорожно выводить деньги из бизнеса и сворачивать деятельность – увольнять людей, разрывать контракты, закрывать филиалы... Другие же заняли выжидательную позицию, мало появляются в офисе, уходят от обсуждений и принятия решений. Это те, у кого реакция "оцепенение".
Те, у кого "все хорошо", настойчиво продолжают делать ежедневную рутинную работу и выполнять намеченные планы, полностью игнорируя изменяющиеся обстоятельства. Используя свой авторитет, они подавляют любое поведение, которое может привести к признанию новой реальности, например, обсуждение новостей в коллективе. Это может выливаться в достаточно ощутимые усилия, вплоть до открытой агрессии. Их настойчивое декларирование, что "все хорошо", постепенно накаляет обстановку и, по сути, является одной из форм адреналиновой реакции по типу "нападать".
Конечные потребители повторяют те же модели, только на своем уровне. Одни начали активно тратить, другие – свели потребление к минимуму, третьи делают вид, что ничего не происходит, и продолжают действовать в привычном режиме.
Все это вместе взятое только усиливает атмосферу пугающей неопределенности, которая, в свою очередь, провоцирует неадекватные реакции людей. Получаем замкнутый круг, оказывающий губительное влияние на бизнес в целом.
Для того чтобы адекватно реагировать на ситуацию, необходимо осознать, к какой группе относятся ваши реакции на происходящее. Зачастую само по себе осознание снижает интенсивность реакции, что позволит здравому смыслу восторжествовать над инстинктами. И тогда, возможно, предлагаемые нами подходы покажутся уместными.
Прежде всего нужно снизить до минимума влияние эмоций. Для этого можно сделать следующее несложное упражнение. Сосредоточьтесь на своем дыхании, слушайте его ритм, не пытаясь что-либо в нем изменить. Пять минут перед сном и столько же утром после пробуждения дадут вам возможность создать базу для эмоциональной устойчивости в течение дня. Это упражнение можно делать дополнительно и в любое другое время, если почувствуете в нем необходимость.
Следующим шагом является пересмотр ситуации в бизнесе. Это значит, что необходимо трезвым взглядом оценить адекватность существующей стратегии компании относительно новых условий и откорректировать ее, если это необходимо. Начните с сессии стратегического планирования, если вы раньше этого никогда не делали. Привлеките к работе над подготовкой к сессии и к ее проведению как можно больше сотрудников. Таким образом, вы убьете двух зайцев: вовлечете людей в работу, отвлекая их от отслеживания пугающих новостей, и получите много свежих идей.
Cтабильность в такой нестабильной внешней ситуации – это в первую очередь психологическая уравновешенность управленцев
Сбалансировав себя, займитесь персоналом. Сотрудников тоже необходимо успокоить. В пугающей неопределенности им важно чувствовать стабильность и видеть перспективу. Перспективу создаст сессия стратегического планирования, а стабильность в такой нестабильной внешней ситуации – это в первую очередь психологическая уравновешенность управленцев. Как ее достигать – вы уже знаете. Также следует помнить, что ощущение неопределенности существенно снижается доступностью информации и открытостью в коммуникациях между руководством и сотрудниками. Поэтому спланируйте свой рабочий график с учетом существенно возросшей у сотрудников потребности в общении с вами. Если до этого вы редко "ходили в народ", то сейчас самое время начать это делать.
Следующий шаг – сплочение людей вокруг корпоративных ценностей или какой-либо ценной идеи сообразной моменту (например, стабильности внутри компании). При этом акцентируйте внимание на духе сотрудничества и взаимопомощи. Сессия стратегического планирования не только создаст перспективу, но и позволит объединить всех вокруг реализации нового плана. Если у вас получится убедить сотрудников в том, что выживание компании и ее успех в новых реалиях зависят от четких и слаженных действий каждого, то знайте, что теперь ваша команда готова выдержать любой "шторм".
Словом, на первом этапе вся ваша работа с персоналом должна быть сконцентрирована на перенаправлении той энергии, которую они буквально сжигают в спорах "о судьбах мира", в конструктивное русло, а именно – на адаптацию компании к новым условиям. Это поможет как бизнесу, так и самим сотрудникам. В дальнейшем необходимо поддерживать их вовлеченность в работу грамотной постановкой задач, ну и самому не забывать о собственном психологическом равновесии.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Діловодство, секретаріат, АГВ Менеджмент, керування, KPI