Разговор с подростком на "взрослом языке"
Безответственность, опоздания, замкнутость и неуправляемость - одни из проблем подросткового возраста. Способы решения этих вопросов читайте в статье Дарии Спижевой "Разговор с подростком на "взрослом языке"
Разговор с подростком на "взрослом языке"
Родители часто встречаются с проблемой, что в подростковом возрасте дети становятся более замкнутыми, неуправляемыми и намеренно противоречат взрослым. Часто это возникает из-за того, что родители слишком беспокоятся за своих детей: за их безопасность, или, например, успеваемость. Но ребенок уже вырос и учится принимать ответственность за свои решения. Им хотелось бы спрашивать совета у родителей как лучше реализовывать их собственные идеи и решения. Им хочется общатся с родителями «на равных». Но часто родители, беспокоясь за своих детей, стараются контролировать все действия подростка. Дети, расчитывая на помощь родителей, сталкиваются со многими запретами и воспринимают это как недоверие. И нужно найти в себе силы, чтобы признать, что Ваш подсток уже вырос и достоин разговаривать с Вами на "взрослом языке".
Следующая история илюстрирует данную проблему.
Часы пробили 10 вечера, а Никиты все еще не было дома. Его мама Елена начала нервничать. Это далеко не первый случай, когда син стал «загуливаться» и приходить позже дозволеного времени. Она перепробовала развые воспитательные методики в виде запретов гулять вечером с друзьями в течении недели, запрещала ходить в кино на выходных. Не покупала диски, игры, значительно уменьшала карманные расходы сына ... , но ничего не было действенным более одного-двух дней. Ситуация повторялась и с каждым разом Никита становился все более закрытым для общения с родителями, упертым, с любой ситуации старался выйти «сухим из воды». Никита изменился буквально за год, а то и меньше. Раньше столь послушный, внимательный мальчик, нет, Елена решительно не могла узнать своего Никитку в этом закрытом подростке.
Елена видела, что ее методы воспитания не действуют, но что надо изменить не знала. Но сегодня она решила попробовать что-то нестандартное, но главное для нее было – вернуть доверие сына.
Елена просто стала его ждать, но в этот раз она решила, что все будет по-другому. Во втором часу Никита тихонько стал открывать двери. Напряженный, он знал, что мать не спит, что сейчас будут крики, слезы, угрозы и наказания. Мама не будет слушать его аргументы. Он был готов к этому.
Зайдя в квартиру, подросток застыл на месте. Его мама вышла искренне улыбающаяся, в хорошем настроении, она светилась добротой, любовью, открытостью. Это было как кадр из детства, когда мама встречала его после садика, потом после школы, но не последие 12 месяцев. Он так ее любит, но как-то побаивается сказать об этом, а почему – и сам не знает.
Они сели за стол, проголодавшийся, он с удивлением наминал свои любимые блюда, мама не кричала на него. Они просто стали общаться. Наверное, впервые за последний год, а то и больше, они говорили так откровенно, без обвинений, стараясь выслушать, понять, поддержать советом или взглядом, движением друг друга. Они говорили о том, как не хватает им общения друг с другом, иногда помощи или просто совета.
Елена и ее сын разговаривали до самого утра. В ту ночь она много нового узнала про своего «почти взрослого» подростка. Елена и не догадывалась, что ее сын влюблен. Что девушка ответила на его чувства и что теперь они встречаются. Что у сына новое хобби, а еще он хочет летом поработать на фирме отца...
Рекомендации родителям
Безусловно, все зависит от конкретной ситуации и метод влияния на подростка надо подбирать индивидуально. Предлагаем несколько вариантов:
- Создать нестандартную ситуацию, когда подросток ожидает сопротивление, недоверия с вашей стороны, а в замен получает искренность и помощь в решении его вопросов (именно так поступила Елена в приведенном выше расказе).
- Поддержать одно из увлечений подростка, по возможности, направляя его (например, если подросток экспериментирует со взрывчатыми веществами, подарите ему набор «Юный химик» в котором не предусмотренно опасных опытов и обеспечте место для занятий). Немаловажным есть проявление заинтересованности родителей в хобби их детей.
- Учредить семейную традицию, когда семья, собираясь вечером вместе, делится событиями, которые произошли с каждым из них в течении дня.
Дария Спижевая,
детский психолог,
автор и тренер программы "Лидерство - залог успеха"
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Переговори, риторика, ораторське мистецтво Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток