Appreciative inquiry: Коучинговый прием, социальная технология, или система взглядов? Часть 3
Альтернативные подходы решения проблем и развития сообществ — от команды до компании
В двух предыдущих частях мы познакомились:
1. С отличием подхода Appreciative Inquiry от традиционных способов решения проблем в сообществах;
2. Ключевыми принципами AI, которые демонстрируют его как мощную систему взглядов.
В этой части мы погрузимся в механику: рассмотрим четыре этапа группового процесса и стадии подготовки к нему. В результате мы будем готовы разбирать примеры и конструировать собственные встречи с использованием этого коучингового подхода.
1. DEFINITION | Выбираем позитивную тему и фокус исследования
Когда люди, команды или организации хотят изменений, задача обычно формулируется как “починить” что-то. Обычно, мы собираем данные о том, что не работает и какие ошибки содержит, ищем корневые причины проблем, ставим диагноз и т.п.
В AI наша задача — отложить в сторону анализ проблем в системе и начать конструировать позитивные вопросы. Привычка мыслить, основываясь на недостатках, будет нас ограничивать некоторое время — вопросы которые мы будем формулировать, могут звучать так:
Как мы можем уменьшить отток клиентов?
Как привлечь новых клиентов и удержать?
Но если мы будем осознавать и подстраивать свой мыслительный процесс регулярно, со временем, все легче будет задавать вопросы, основанные на признании и потенциале:
Что притягивает клиентов к нам, помогает им чувствовать себя полностью довольными и особенными? Чему мы можем научиться у этих моментов, как применить их для взрывного роста?
Такие положительные темы, как “восторг клиентов”, “знание, как ресурс”, “слаженная работа в команде” помогают человеку воспринимать свою принадлежность к сообществу (команде, организации), как нечто ценное. К работе над такой задачей захотят присоединиться больше людей, чем к анализу и починке проблем.
Какие положительные темы, на ваш взгляд, служат ориентиром для развития вашей семьи, команды или компании?
2. DISCOVERY-1 | Исследуем позитивные моменты
В AI мы ищем истории, которые демонстрируют сильные стороны человека, команды, организации. Для этого полезно проводить личные интервью, или сделать этот выявление историй частью регулярных встреч в компании.
В Scrumguides, к примеру, мы открываем стратегические встречи кругом историй, которые произошли с момента нашей предыдущей сессии, и которые демонстрируют нас как сильную, креативную и веселую команду. Другой пример сторителлинга — когда мы знакомимся с новым членом команды, каждый рассказывает о себе любую историю, которая показывает, кем он или она является.
Когда позитивные темы сформулированы, полезно найти истории, которые их подкрепляют. Триггерами для таких историй могут быть вопросы:
Когда клиенты выражали восторг нашими услугами? Что помогало нам их восхитить? Какие наши качества позволяют усилить и масштабировать этот эффект?
В отличие от статистики, списков, таблиц и им подобных данных, истории работают как красивая любимая одежда, которую мы на себя надеваем. В таком “виде” каждый начинает ощущать приближение праздника. В этом заключается особенность подхода AI — строить будущее на основе того, что уже сейчас отлично работает и позволяет нам чувствовать свой избыток.
Конструирование позитивных вопросов основано на системе взглядов, и требует осознанного использования языка. Вопрос, который задаем, определяет то, что мы найдем. Ищем позитив — найдем избыток, ищем негатив — обнаружим недостатки. Любой заданный вопрос провоцирует систему на изменение, так что стоит быть осторожным с его формой и содержанием.
3. DISCOVERY-2 | Делимся историями и определяем сильные стороны
На этом этапе мы не ищем эталонные или показательные истории, но изучаем общие характеристики сообщества, которые проявляются в его историях.
Что объединяет моменты нашего самого сильного успеха?
Задаваясь этим вопросом мы открываем сильные стороны, на основе которых можно строить новый виток развития. Вопрос, который может в этом помочь, звучит так:
Какие элементы (признаки, атрибуты) будущего, которое мы хотим создать, вдохновляют сильнее всего?
Только представьте, что все эти исключительные моменты прошлого станут обычным явлением в будущем. Восторженные отзывы клиентов, слаженная работа в команде, обмен знаниями и опытом в организации — кому бы не хотелось работать с ощущением богатства, общности и смысла?
Life Giving Forces (LGFs) или Дающие Жизнь Силы — устойчивый термин AI, который используется для определения “кирпичиков” в фундаменте привлекательного будущего. Они показывают силу человека или сообщества, в моменты когда мы функционируем наилучшим способом.
Лучшие истории прошлого — основа привлекательного будущего
Их источниками могут быть и обособленные события и множество повторяющихся эпизодов, которые помогают нам прочувствовать одну и туже силу — системный взгляд, предприимчивость, заботу о клиентах, обучение друг друга и тому подобные черты.
4. IMAGINE | Создаем общую картину привлекательного будущего
С энергией, которая родилась на предыдущем этапе, мы начинаем представлять будущее, в которые включены наши сильные черты и вдохновляющие моменты. Мы буквально проектируем будущую реальность: процессы, договоренности, элементы культуры и т.п.
Этот процесс включает в себя создание визуальной картины и ее словесного описания. Один из лучших способов создать визуальное видение — выразить его через метафору: образ, рисунок или коллаж, песню, слоган или даже танец.
Затем, мы можем расшифровать элементы визуального образа и воплотить их в словесные формы — обсудить шаги, ежедневные практики, необходимые ресурсы и т.п. Поскольку образы будущего растут из примеров позитивного прошлого, они убедительны и заслуживают доверия.
На этом этапе полезно делать Провокативные предложения. Для этого элемента AI есть несколько названий — Provocative Proposition, Possibility Statement, Dream Statement. Он помогает людям нацелиться на бОльшие по силе и масштабу изменения.
В жизни каждого из нас бывали моменты, когда друзья одновременно и подбадривали нас и бросали вызов:
Только представьте, что мы взобрались на вершину той горы! Там такой вид открывается!
Это простой пример Провокативного предложения. Оно похоже на мостик между тем где мы есть, и тем где хотим быть.
Провокативные предложения мотивируют думать глубже на заданную тему. Они бросают вызов привычному взгляду на вещи и подкрепляющему его поведению, помогают расширять границы ответственности и сделать шаг за черту ограничивающих убеждений. С особенностями конструирования таких предложений мы познакомимся в одной из следующих частей серии.
5. DESIGN & DESTINY | Создаем инновационные пути в будущее
Пришло время наполнить созданные образы жизнью! На этом этапе мы строим более детальный план и договариваемся о взаимодействии со всеми заинтересованными. Это этап непрекращающегося изучения, привыкания, импровизации (как в джаз-бэнде) для реализации созданного видения. Каждый сотрудник — и участник и обладатель будущего. Именно поэтому изменения на основе AI носят системный и устойчивый характер — они включают всех.
Ключом для поддержания импульса здесь служит “взгляд с признанием” к каждому человеку, ко всей социальной системе, к процессам и методам работы сообщества. Он ускоряет развитие привычки говорить и работать в положительном ключе. Он способствует самообучению и сотрудничеству, которые углубляют знания как отдельных людей, так и всей организации.
Что интересного вы обнаружили в результате исследования? Какие действия дальше возможны? На чем бы вы бы хотели сфокусироваться? Что могли бы сделать уже в ближайшее время? Какая поддержка вам понадобится? Как поймете, что на верном пути?
Итак, мы познакомились с рамкой этапов процесса Appreciative Inquiry и задачами внутри каждого этапа.
- DEFINITION Выбираем позитивную тему и фокус исследования.
- DISCOVERYИсследуем позитивные моменты, делимся историями и определяем сильные стороны.
- IMAGINEСоздаем общую картину привлекательного будущего.
- DESIGN & DESTINYСоздаем инновационные пути в будущее.
Мы увидели отличия этого подхода от традиционного способа решения проблем и внедрения изменений, изучили основу, ценности и структуру подхода. В следующей части рассмотрим его применение в личных сессиях и командных встречах.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Бізнес освіта, MBA Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI