Dasein-анализ как направление психологии
Dasein-анализ относится к числу малоизвестных в СНГ школ психологии: русскоязычной информации о нем чрезвычайно мало, она разрозненна и эпизодична, а количество специально проведенных исследовании минимально.
Причиной столь низкой популярности является, по-видимому, достаточно сложная для понимания методологическая база (в ее основе лежит философия одного из самых «сложных» мыслителей XX века М. Хайдеггера), составляющая ядро всей школы.
(М.В. Кричалло // Белорусский психологический журнал,2007,№1)
Формально Dasеin-aнализ относят к экзистенциальному направлению, несмотря на то, что его виднейшие представители весьма неохотно соглашаются па свою причастность к нему, выделяя Dasein-анализ в особое направление. Внутри Dasеin-aнализа исторически сложились две исследовательские традиции, разделившие его на две основные ветви: к нерпой относится Dasеin-aнализ Л. Бинсвангера, считающегося истинным основателем данной школы, а ко второй (так называемой «цюрихской») -Dasein-апализ М. Босса и его последователей. Разница между обозначенными направлениями оказалась достаточно существенной, и, прежде всего, в методологическом и методическом аспектах. Методологическая основа Dasein-анализа (философия М. Хайдеггера).
В целях наиболее адекватного и полноценного понимания Dasein-анализа необходимо обратиться к его методологическим основаниям, служащим ключом ко всему направлению в целом. Методология Dasein-апализа обусловлена мыслью М. Хайдеггера, который с целью понимания человека первым из европейских философов задал вопрос не что есть человек? (как большинство антропологов и психологов-теоретиков, впоследствии редуцирующих человека к какой либо одной его стороне, которая мыслится основополагающей и центральной), а как он есть - как он. существует? Таким образом, М. Хайдеггер попытался взглянуть на человека целостно, не выделяя в нем отдельных приоритетных сторон (вроде инстинктов, когниций, поведенческих актов и др.). Главная цель, преследуемая ученым, - понять человека, а не объяснить его, причем понять его так, как человек и действительности есть, так, как он сам себя понимает, то есть феноменологически, не прибегая к различным теоретическим концептам, его объясняющим - понять его исходя из его бытия, исходя из того, как он существует. Для этой цели он и обозначает человека через нейтральный термин - Dasein, в котором нет каких-либо наперед характеризующих его сущность черт (как, например, в случае с обозначением человека через homo sapiens, animal rationale, zoon politicon и др.) [1, с 18].
Dasein - это определение человека не через его черты, или сущность, а через способ его существования. Этот способ - бытия здесь (нем. dasein: da - «здесь», sein - «быть», «бытие»), что означает, по мысли Хайдеггера, что xчеловек - это то сущее, которое способно осознать свое «здесь», то есть свое место в мире как более общей бытийной категории, и быть открытым атому миру, понимая его и взаимодействуя с ним. Для разъяснения того, что он подразумевает под этим способом существовании, Хайдеггер в своем главном произведении «Бытие и время» проводит Dasein-аналитику [2], которая и является основной методологией Dasein-анализа. Под Dasein-аналитикой им подразумевается процесс последовательного выделения характеристик, свойственных исключительно способу бытия Dasein (Хайдеггер называет их экзистенциалами), в их связи, а затем и единстве. Обозначим кратко основные положения проведенной Хайдеггером аналитики Dasein, «Фундаментальным» экзистенциалом Dasein, согласно Хайдеггсру, является бытие-в-мире (das In-der-Welt-sein), указывающее па то, что человек исходно существует и определяет себя как часть более общей структуры, именуемой миром, и неразрывно связан с ним. Мир понимается Хайдеггером двояко: как некая целостность функционально взаимосвязанных вещей и объектов, окружающих человека, и как пространство его возможной деятельности, пространство его существования [3, с. 232].
Бытие-в-мире как экзистенциал обладает своей собственной структурой, включающей три элемента (модуса): «мирность» (die Weltlichkeit), «событие» (das Mit-Sein) и «бы-тие-в» (das In-Sein). «Мирность» - это неотъемлемая функциональная взаимосвязь Dasein с материальными предметами («вещами»), находящимися в мире, то есть в окружении человека, «Co-бытие» (das Mit-Sein) означает то, что Dasein всегда существует в сообществе с другими Dasein, то есть с другими людьми. Наконец, «бытие-в» (das In-Sein) определяется Хайдеггером через понятие «открытости», или «разомкнутости» (die Erschlossenheit) Dasein, которое означает непосредственное понимание Dasein своей фактичности и своего места. Иными словами, «открытость» Dasein предполагает осознание последним того, что оно изначально находится уже внутри определенного онтологического (бытийного) пространства, именуемого Хайдеггером «бытием вообще» (das Sein Uberhaupt). Посредством такого рода осознания Dasein обращается к той структуре, в которую она помешена, и таким образом проявляет свою «открытость». Данное положение станет основополагающим и концепции М. Босса, рассматривающего вслед за Хайдеггером человека как открытость бытию (или «просвет бытия», die Lichtung des Seins) и связывающего психические заболевания с присутствием у человека различного рода барьеров для полного осуществления этой открытости. Однако описание Dascin через его бытие-в- мире, отмечает Хайдеггер, не схватывает его бытия в целом, в то время как Dasein является по своей сути именно целостным бытием На его взгляд, целостность Dasein наилучшим образом проясняется во временности последнего. Для того же, чтобы охарактеризовать пони-тис временности, Хайдеггер использует еще один экзистенциал Dasein - забота (die Sorge), выражающий, по его мнению, исходное онтологическое единство Dasein.
Главная характеристика заботы - что то, что она обладает характером «впереди-себя-бытия»; иными словами, именно постоянное забегание Dasein в свое будущее, постоянная озабоченность своим будущем и придает ему целостность. Все развитие Dasein-анализа в психологии -что непрерывный диалог с мыслью М. Хайдег-гера. И если Л. Бинсвангер, основатель Dasein-анализа как психологического метода исследования, дискутировал с идеями Хайдеггера, пытаясь адаптировать их к психологической феноменологии и возможностям ее анализа, то М. Босс как ведущее лицо второй ветви Dasein-анализа пытался вникнуть в тот смысл, который Хайдеггер изначально вкладывал в свои идеи и понятия, и расширить их на психотерапию. Dasein-анализ как метод исследовании психики (Л. Бинсвангер).
Первым психологом, попытавшимся адаптировать концепцию Хайдеггера к психологической феноменологии, был швейцарский психиатр Людвиг Бинсвангер (1881-1966) - представитель так называемой «антропологической психиатрии». Бинсвангер сформировал концепцию, которая явилась сплавом обеих областей - хайдеггерианского учения и антропологической психиатрии. За это он был раскритикован как многими ортодоксальными психиатрами, так и самим Хайдеггером, который утверждал, что Бинсвангер его не совсем правильно понял Однако, признавая свои неточности в понимании идей Хайдеггера (изложенных преимущественно в «Бытии и времени»), Бинсвангер Указывал, что это было все же продуктивное недоразумение» [4, с. 151]. Dasein-анализ Л. Бинсвангера - это исключительно метод исследования психики больных (наряду с другими методами, применяемыми в клинике), задачей которого является целостное феноменологическое постижение внутреннего мира больных. Понятие «внутреннего мира» Бинсвангер черпает из идеи Хайдеггера о том, что человек есть бытие-в-мире (в принципе, это и есть то, что Бинсвангер подразумевает под Dasein). Однако Бинсвангер понимает мир несколько по-иному, чем Хайдеггер, а именно как целостную совокупность смыслов и значений, которыми человек наделяет окружающие предметы и людей, а также самого себя. Мир - это своеобразный «горизонт», внутри которого обретает значение все, что человек переживает, думает и делает [5, с. 105-106]. Человек, согласно Бинсвангеру должен рассматриваться, прежде всего, исходя из его мира, который сам же этим человеком осознанно и неосознанно конституируется.
Понятие «бытия-в-мире» связано с понятием экзистенциальных априори, вводимых Бинсвангером как своего рода заменителей экзистенциалов Хайдеггера. Он считает, что так же, как Хайдеггер, выделяет отдельные характеристики существования абстрактного Dasein, можно выделить и характеристики существования отдельного Dasein, то есть отдельного человека, которые будут структурировать конкретный горизонт его опыта. Бинсвангер определяет экзистенциальные априори как априорные структуры, конституирующие человеческий опыт в целом [6, с. 32]. Они же обеспечивают, а целостность существования человека, которое включает три основные категории жизненного опыта: когнитивную, эмоциональную и мотивационную. однако не разложимо на них и являет собой целостный феномен. Эти структуры дают возможность «событиям быть событиями» во всех сферах опыта человека: временной, пространственной, личностной, социальной и так далее: это такие категории, которые объясняют весь мир пациента, не требуя, чтобы один аспект его мира (например, социальный или временной) был основой для объяснения остальных [6, с. 36]. Л. Бинсвангер говорит об экзистенциальном априори и как о своего рода проявлении заботы в каждом конкретном человеке, которую он вслед за Хайдеггером считает той характеристикой существования человека, которая определяет его целостность. Однако Бинсвангер не согласен с тем, что она является онтологически первичной и наиболее значимой в структуре существования человека. Он противопоставляет заботе любовь, которая, на его взгляд, охватывает все модусы существования человека - сингулярные, дуальные и плюральные, в то время как забота - только сингулярный.
Также одним из центральных понятий в Dasein-анализе Бинсвангера является миропроект, который часто отождествляется им с экзистенциальным априори, однако зачастую обладает и своей собственной спецификой. Он обозначает миропроект как индивидуальные наброски человеком себя в будущем, как своего рода реализацию обращенности человека в будущее, озабоченности будущим. Миропроект является своеобразным стержнем, вокруг которого конституируется мир человека. Таким образом, Л. Бинсвангер сделал первую попытку адаптации учения Хайдеггера в психологии. Основная ценность метода, разработанногоБинсвангером, — это, на наш взгляд, возможность феноменологического проникновения в психику больного и понимания смысловых структур, которые определяют его поведение. Dasein-аналитическая психотерапия (М. Босс и его последователи). В связи с тем, что в концепции Л. Бинсвангера большее внимание уделялось собственно психологическому исследованию больных, а терапевтическая сторона не затрагивалась должным образом, цюрихская школа Dasein-анализа, возглавляемая Медардом Боссом (1900-1980), сосредоточила свою деятельность на возможностях практики. Во избежание недопонимания учения Хайдеггера, случившегося у Л. Бинсвангера, М. Босс на протяжении десяти лет организовывал беседы с самим Хайдеггером - так называемые Цолликоновские семинары, - создавая и корректируя свою концепцию психотерапии [4]. Dasein-аналитическая психотерапия определяется самими Dasein-аналитиками как форма глубинной психотерапии феноменолого-герменевтического направления, которая основывается на экзистенциально-онтологической антропологии [7].
По Боссу, Dasein — это то, как понимает себя человек. Dasein характеризуется следующими основными чертами: открытостью миру, пониманием бытия и самопознанием [8]. Открытость миру подразумевает не только познание наличествующих в нем вещей, но также и понимание других людей, поэтому Босс и говорит, что мир Dasein - это прежде всего die Mitwelt, то есть «мир-сосуществования-с-другими-людьми». В основе Dasein-аналитической психотерапии лежит феноменологический подход к психическим явлениям. Согласно Боссу, его использование обусловлено самой теорией Dasein-анализа: Dasein характеризуется открытостью миру, что подразумевает возможность «непосредственного понимания» (unmittelbares Verstandnis) любым человеком сосуществующих людей, а, следовательно, и феноменологического постижения психических явлений. Цель Dasein-анализа состоит в обеспечении и восстановлении фактического исполнения свободы человека, под которой подразумевается совокупность имеющихся у человека возможностей поведения, которые он может свободно реализовать. Если свободное исполнение этих возможностей нарушено, то человек оказывается психически болен. Таким образом, подчеркивается первостепенная важность не работы по устранению определенных психически вредных симптомов, а работы по восстановлению самой способности существовать с наибольшей степенью реализации своей свободы. Наиболее значимой частью Dasein-аналитической психотерапии является язык [9, с. 141].
Психотерапия осуществляется через язык, через говорение, слушание и молчание. Язык носит «сочеловеческий» (mitmenschlich) характер, то есть осуществляет экзистенциал «события» (по Хайдеггеру), а поэтому является связующим звеном между людьми, способствуя их взаимопониманию. Посредством языка осуществляются сообщение, откровение, раскрытие, обнаружение истины, представляющие собой фундамент Dasein-аналитической психотерапии. В терапевтическом диалоге «высказывание» клиента позволяет ему представить самого себя, узнать себя по-новому и глубже, понять себя намного лучше. Посредством языка осуществляется «раскрытие» смыслов и значений, присущих конкретному человеку и определяющих его бытие-в-мире, что является, по сути, одной из важнейших задач Dasein-аналитической психотерапии. Таким образом, основными понятиями Dasein-аналитической терапии Босса стали открытость и свобода. Человека он также рассматривает как Dasein, только понимает под ним не столько бытие-в-(индивидуальном)-мире, как Бинсвангер, сколько бытие, открытое миру, который является не «внутренним», а внешним -«встречаемым», «находимым». Человек может быть как открыт, так и частично закрыт этому миру; цель психотерапии - сделать его открытость максимальной. Свобода же определяется как реализация всех имеющихся у человека экзистенциальных возможностей.
Современный этап развития Dasein-анализа.
Dasein-анализ как метод психотерапии сегодня достаточно широко распространен в Западной Европе и практикуется, прежде всего, в специальных западноевропейских институтах, преимущественно в немецкоговорящих странах. К их числу принадлежат: Швейцарское объединение Dasein-аналитической психотерапии (SFDP), Австрийский институт Dasein-анализа (UDAI), Немецкое общество Dasein-анализа (DGDA), Французское общество Dasein-анализа (EFDA). В указанных институтах регулярно проводятся обучающие занятия и специальные курсы, посвященные теории и практике Dasein-анализа. Ежегодно проводятся и публикуются проведенные на основе методологии Dasein-анализа исследования. В Цюрихе выходит ежегодный альманах «Daseinsanalyse»1. К числу наиболее недавно вышедших работ можно отнести следующие: A. Holzhey-Kunz «Leiden am Dasein» (1994)2, G. Condrau «Das verletzte Herz» (1995)3, G. Condrau [Hrsg.] «Haut» (1997)4, G. Condrau «Martin Heidegger's impact or. psychotherapy» (199S)5, U. Paulat «Medard Boss und die Daseinsanalyse» (2001 )6, M. Riedel (Hrsg.J «Zwischen Philosophie, Medizin und Psychology» (2003)7 и, безусловно, основополагающую работу G. Condrau «Daseinsanalyse» (1998) [9]. Наибольшего развития Dasein-анализ достиг исключительно в странах с немецкоговорящим населением, прежде всего в Германии, Австрии и Швейцарии. Практически все исследования выполнены на немецком языке. Таким образом, изначальная языковая привязка Dasein-анализа препятствует его распространению в других европейских странах, особенно в восточном регионе. Однако, на наш взгляд, данное обстоятельство является лишь временным препятствием, связанным с очень немногочисленным количеством переведенных работ классиков Dasein-анализа, что, представляется, будет исправлено в ближайшие десятилетия. Полагаем, что Dasein-анализ как метод психотерапии со временем займет свою психологическую нишу во всех странах Европы, в том числе и в Беларуси.
Литература:
1. Dasein-анализ в философии и психологии: Сборник статей под ред. А.А. Михайлова и Г.М. Ку-чинского. Мн.: ЕГУ, 2001.- 203 с.
2. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. Мн.: Фолио, 2003.- 510 с.
3. Никифоров, О. Философский и психотерапевтический Dasein-анализ / О. Никифоров //Логос. № 1-1998. С. 230-239.
4. Heidegger, M. Zollikoner Seminare. F.a. M.: V. Klostermann, 1987. -369 р.
5. Holzhey-Kunz, A. Psychopathologie auf philosophischem Grund: Ludwig Binswanger und Jean-Paul Sartre //Schweizer Archiv Fbr Neurologie Und Psychiatrie. № 3-2001. P. 104-113.
6. Бинсвангер, Л. Бытие-в-мире. М: КСП+; СПб.: Ювента, 1999.299 с.
7. Wucherer-Huldenfeld, A., Foerster, H. Daseinsanalyse. Einfbhrung in Theorie und Praxis. Wien: UDAI, 2001. 108 p.
8. Condrau, G. Daseinsanalyse // www.daseinsanalyse.com/ sfdp /da-allg.html.
9. Condrau, G. Daseinsanalyse. Dettelbach: J. Roll Verlag, 1998. -235 p.
Если Вы всерьез интересуетесь темой экзистенциального коучинга, то рекомендуем Вам ознакомится с программой Школы экзистенциального коучинга Киевской ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов.
Автор и ведущий проекта Ю.А.Живоглядов, кандидат психологических наук, вице-президент КАППП.
Следующая сессия состоится 23-24 сентября и количество мест очень ограничено. Детально ознакомиться с описанием сессии Вы можете по этой ссылке или запросив информацию по телефону:
Дополнительная информация по тел.:
[відкрити контакти]
менеджер проекта Назарчук Галина
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток