Appreciative Inquiry: коучинговый прием, социальная технология, или система взглядов? Часть 1
Альтернативные подходы решения проблем и развития сообществ — от команды до компании.
Я инженер, и это значимая часть моей самоидентификации. Последние десять лет я трансформируюсь из инженера программного в инженера социального — больше работаю с людьми, чем с технологиями и процессами. Можно ли применить подход к решению технических проблем к человеческим системам? Этим вопросом я задавалась не раз, и практика показала, что некоторые инструменты работают (“Пять почему”, “Анализ Корневых Причин” и т.п.). Но подход “найти и решить проблему, чтобы улучшить отношения” имеет свои ограничения.
Я возглавляю небольшую веселую команду Scrumguides — мы помогаем проводить организационные изменения в компаниях и развиваем сообщество гибкой разработки. Сейчас нас десять человек, четверо из которых присоединились за последние три месяца. Это очень смелый рост для всей компании и для каждого из нас. Мы стремимся сохранять как можно более плоскую структуру и вообще практиковать то, что предлагаем другим. Отдельной смелости требует моя позиция управляющего партнера, поскольку “возглавлять” плоскую организацию непросто.
В этой роли, признаться, я наломала немало леса, ища подходящую позицию между “решаю сама” и “ решайте сами”. Второй вариант может работать также неудачно, как и первый — этому меня научило создание волонтерской организации в разгар военного конфликта. Тогда мы начали с самоуправления, еще до того, как сформировали единое видение и ценности организации. Раннее делегирование приводило к конфликтам между разными идеями и ценностями людей.
В общем, помимо историй клиентов Scrumguides, у нас есть еще собственная, красочная история. Поэтому, буду черпать примеры из работы нашей же команды.
Анализ систем и людей
Анализ — это способность разобрать систему на составляющие, чтобы обнаружить проблему. Профессиональный аналитик может моментально увидеть недостатки и слабые стороны объекта исследования. Это отличное качество для диагностики инженерных систем, но оно может расшатать систему отношений.
Анализ технической системы
“Что случилось с нашей дисциплиной?”, или “Почему мы не доверяем друг другу?”, “Что с тобой не так, друг?” — такой анализ создает чувство угрозы, разделенности, провоцирует особенное отношение к статусу эксперта и защитное поведение остальных участников. Аналитик с профдеформацией может войти в комнату и моментально мысленно наклеить стикеры на лоб каждому человеку: “выскочка”, “перфекционист”, “зануда”. Что интересно, он будет прав в своих оценках. Только это никому не помогает.
Другой способ мыслить
Инновационные подходы в развитии сообществ работают совсем по-другому. В 2009 году мне посчастливилось познакомиться с Блисс Браун, лидером компании Imagine Chicago. Эта компания более двадцати лет работает с сообществами. Блисс сотрудничала с коммерческими и неприбыльными организациями, среди ее клиентов были муниципалитеты и уязвимые социальные группы, топ-менеджмент компаний и городские комьюнити.
Подход, которому я училась у нее — Appreciative Inquiry. Это одна из социальных технологий, которая помогает находить подпитывающие энергией истории, воодушевлять людей слышать друг друга и помогать им визуализировать позитивное будущее. Картины лучшего будущего в таком подходе основаны на позитивном опыте прошлого, они обладают потенциалом создавать глубокие и устойчивые изменения и мотивировать людей на общие действия.
Негативная история позитивна
Приведу пример. Однажды мы собрались обновленным составом Scrumguides чтобы поразмыслить о том, как включить двух новых членов команды, и что выбрать первой общей целью. Мы называем подобные встречи стратсессиями, но они проходят очень неформально. “Старичков” Scrumguides (“ой, все!”) я попросила принести одну вещь — небольшой предмет, картинку или что-то другое, что будет символом истории про нас. Эта история может быть любой, как позитивной, так и негативной. Важно, чтобы она показывала, кем мы являемся, как команда. И кем мы не являемся.
Как негативная история может нести положительную суть? В одной из историй шла речь об импульсивном решении одного из членов команды в преддверии нашей конференции. Чужой город, время расписано почти что по минутам, и вдруг — новая объемная задача! Ситуация, на грани между рабочим и личным, могла существенно выбить из графика половину команды. Но стало очевидно, что нашему другу очень нужна поддержка. И члены команды, без упрека, поддержали её во всех приключениях, которые не заставили себя ждать. И справились. Эта история не про то, что мы делаем вместе, она про то, кто мы есть. Такие истории помогают людям чувствовать себя в безопасности, рисковать, рассчитывать на помощь, делать ошибки и учиться на них.
Признающее Исследование
Appreciative Inquiry (AI) — это подход, который использует позитивные черты сообщества (семьи, команды, организации) и включает весь хор его голосов. В отличие от традиционных подходов, которые фокусируются на том, что работает плохо, AI фокусируется на том, что работает хорошо. Он помогает людям задавать вопросы и делиться историями на позитивные темы. Эти истории помогают прояснить настоящее, представить желанное будущее, вдохновиться, и проложить к нему путь.
Давайте посмотрим на вопросы, свойственные традиционным подходам к управлению изменениями в сравнении с AI. Разумеется, это не все вопросы, которыми задаются адепты того или иного подхода, но на этом примере можно понять разницу между ними.
Традиционный подход:
- Какие у вас существуют проблемы?
- Что или кто является причиной проблемы?
- Как можно исправить то, что не работает?
- Как не допустить проблемы в следующий раз?
Appreciative Inquiry:
- Что у вас уже работает хорошо?
- Как именно, и почему это работает?
- Как вы увеличиваете то, что значимо для вас? Что приносит ценность, радует и дает энергию?
- Что большего становится возможно?
- Что будет лучшей целью? И как ее достичь?
Ученик обучает эксперта
Когда мы впервые приходим в гости к нашим клиентам, мы делаем то, что называется Гемба — смотрим, как устроена компания в целом, ее рабочее пространство и процессы, культура и человеческие отношения. Многое можно увидеть в стенах офиса, еще больше можно услышать в разговорах людей.
Тогда мы знакомимся с представителями разных команд и департаментов, слоев и вертикалей организации. И стремимся понять “в чем твоя сила, брат?”. В первую очередь мы думаем: чему мы можем научиться у этой компании? Что здесь работает классно? И что нам, коучам, точно не нужно “трогать”?
Параллельно с чуткостью к организационной боли и напряжению, стараемся нащупать рычаг для изменений, и те позитивные накопления, которые могут послужить трамплином для преобразования организации. Мы верим, что каждая система является природно разумной и креативной, но не каждая знает себя. Поэтому, коучинг в целом, и AI в частности, являются способами осветить структуру, культуру, процессы организации, увидеть сильные черты и потенциал для следующего витка развития.
Продолжение следует
Во второй части я хочу поделиться ключевыми принципами Appreciative Inquiry. На примерах работы нашей команды и историй клиентов Scrumguides, мы рассмотрим AI как систему взглядов. Это поможет нам понять как работают коучинговые сессии и командные ретроспективы с использованием AI в третьей статье этой серии.
Приглашаем к практике
Мы, команда Scrumguides, обучаем и поддерживаем людей, которые помогают своим организациям стать лучшей версией себя. Эта серия публикаций поможет вам познакомиться с ключевым подходом, который мы используем в своей работе и предлагаем другим.
Знания и практику многих лет мы даем в сжатом виде на трехмодульной программе “Мастерство системного развития”. Новый поток начинается 7 сентября.
Отдельно изучить подход Appreciative Inquiry, задать вопросы и перейти от теории к практике можно на воркшопе Scrumguides“Ненасильственные изменения | Часть 1: Appreciative Inquiry”. Ближайшая дата — 29 августа.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії IT, програмування, розробка Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI