Психология маркетолога-единомышленника
Психология маркетинга – сравнительно новое направление науки о внутреннем мире человека, как правило, исследующее и интерпретирующее мотивы поведения потребителя.
Маркетинг, по определению – процесс взаимодействия между продавцом и покупателем, в котором поведение покупателя во многом определяется поведением продавца, т.е. его целями и мотивами.
Как это работает – легко увидеть в метро или на базаре, когда у продавцов одного и того же товара – разное количество покупателей: у одного лотка – очередь, а у другого, с аналогичным товаром и примерно такой же ценой – пусто. Нам всем знакома ситуация, когда у одного продавца – хочется покупать, а у другого – нет. Даже дешевле – все равно не хочется. Потому, что мы подсознательно чувствуем, кому из них важно уважать себя за то, что он делает, а кому - лишь бы смену отстоять.
Есть масса мотивационных психологических тренингов для базового торгового персонала компаний, но психологией маркетологов, определяющих стратегию продаж в компании, и, в конечном итоге, поведение тех же продавцов – не занимается практически никто. Мало кто задается вопросом: «Какие мотивы деятельности маркетолога по выстраиванию отношений компании с клиентами будут способствовать эффективности продаж, а какие – нет?» А ведь ситуация здесь такая же, как на базаре:как продавец относится к себе – так к нему и покупатели относятся, со всеми вытекающими последствиями…
Существует три основных мотива деятельности человека, ради которых он совершает те или иные действия в процессе взаимообмена с другими людьми: деньги, статус в обществе и стремление быть полезным.Именно эти мотивы определяют все решения, и в итоге - действия и продавца, и покупателя.
Человек действует в этом мире, как правило, с одной целью – стать счастливее. Для кого-то это деньги, и побольше, для кого-то – прослыть «крутым», но самое большое удовольствие мы испытываем тогда, когда делаем счастливыми других людей, когда благодаря нам их жизнь становится легче и приятнее..
Если основным мотивом деятельности продавца является потребность быть полезным другим людям, то и статус (уважение) в глазах других людей и финансовое вознаграждение за работу в его жизни присутствует в достаточном количестве. Остальные два мотива продавца – заработать побольше или быть круче своих конкурентов - вынуждают продавца забывать о клиенте и сосредотачиваться на себе, и, как следствие – изобретать различные способы, чтобы законно (в лучшем случае) выуживать дензнаки из карманов граждан. А таких умных – полный рынок, и конкуренция – соответствующая.
Здесь идет речь не о том, что есть мотивы «хорошие» или «плохие». Бизнес рассуждает категориями эффективно-неэффективно. На высоко конкурентном рынке, где находится большинство компаний среднего и малого бизнеса, от мотива продавца-маркетолога будет зависеть эффективность маркетинговой стратегии компании, т.е. будет ли покупатель снова возвращаться к «прилавку»продавца или забудет к нему дорогу после первого же раза.
В предыдущих статьях мы описывали три стратегии продаж, которые основаны именно на этих мотивах:
- Стратегия «коробейника», где взаимодействуют продавец-«товар» и клиент-«кошелек»,
- Стратегия «официанта», где взаимодействуют продавец-«официант» и клиент- «большой босс»,
- Стратегия «единомышленника», где взаимодействуют продавец-«Личность» и клиент-«Личность».
На курсе по человеко-центрированному маркетингу и рекламе мы подробно разбираем особенности стратегии «единомышленник» и учимся применять ее на практике. И, как оказывается, именно в роли маркетолога-единомышленника к нашим студентам приходят идеи рекламных кампаний, значительно отличающиеся от тех, которые используют конкуренты. И гораздо более эффективные. Потому что мы всегда более удачливы в помощи другим людям, чем в попытках получить от них побольше и побыстрее.
Маркетолог-единомышленник способен мыслить потребностями своего клиента в той жизненной роли, ради реализации которой этот самый клиент и собирается приобрести товар или услугу, аналогичную нашей. Но так мыслить получается не сразу, и этому тоже нужно учиться. Поэтому, по просьбе наших студентов, создан курс «Психология маркетолога-единомышленника», где мы помогаем маркетологам перестраивать сознание с мотива коробейника-официанта на мотив единомышленника. Это очень интересная, важная и нужная работа, после которой маркетолог начинает гораздо больше уважать и себя, и клиента и более оптимистично смотреть на этот мир.
Шланчак Мария Файвелевна - руководитель проекта «Центр человеко-центрированных технологий в маркетинге и продажах». 2017 г. Все права защищены.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Project management, управління проектами Маркетинг, реклама, PR