Закон №2275 (6337). Схематическая справка для руководителей и бухгалтеров по применению. Оnline - консультация

20 мая 2010 года Верховной Радой Украины принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» №2275 (номер законопроекта №6337). Закон подписан и опубликован. Вступление в силу отдельных положений ...

Схематическая справка
для руководителей и бухгалтеров по применению Закона №2275 (6337).


20 мая 2010 года Верховной Радой Украины принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» №2275 (номер законопроекта №6337). Закон подписан и опубликован. Вступление в силу отдельных положений Закона распределено во времени.

Законом предусмотрены следующие новации:

Закон 2275, Законопроект (6337). По оплате труда. Внесены изменения в:

  • ст.259 Кодекса законов о труде Украины.
  • ст.10 Закона Украины «О государственной налоговой службе».
  • П.2 ст.11 Закона Украины «О государственной налоговой службе».
  • Ст.35 Закона Украины «Об оплате труда».


Государственной налоговой службе предоставлены полномочия осуществления контроля за соблюдением законодательства о труде с целью проверки соблюдения налогового законодательства (уплата НДФЛ и обязательных сборов).

Конкретные полномочия заключаются в:

  • проведении внеочередной налоговой проверки налогоплательщика без его предварительного уведомления в том случае, если налоговой милицией получено информацию об уклонении плательщика от налогообложения (получить такую информацию для налоговой милиции несложно).
  • праве получения от субъектов хозяйствования и наемных лиц информации (пояснений), документов и материалов, а также посещать места осуществления хозяйственной деятельности (имеются в виду производственные, складские, торговые и офисные помещения и площадки) во время исполнения трудовой функции наемными лицами (то есть, только в рабочее время).


Основанием для проверок является:

  • получение налоговой милицией информации об уклонении налогоплательщика либо наемного лица от налогообложения при начислении зарплаты, иных выплат и возмещений, подлежащих обложению НДФЛ и обязательными сборами, в том числе, пассивных доходов (дивидендов, процентов, роялти, арендных платежей) вследствие не заключения трудовых договоров и осуществления хозяйственной деятельности без государственной регистрации.


Решение о таких проверках является обязательным и вручается плательщику непосредственно перед проверкой (подпись руководителя налогового органа и печать).

Рекомендации:
a) Провести ревизию количества работников на предмет соответствия фактам оформления трудовых отношений (наличие оформленных трудовых книжек, заявлений о приеме на работу, приказов, начисления и уплаты НДФЛ и сборов и подачи соответствующей отчетности). Если не все лица оформлены – оформить всех работников с 1 июня и подать за июнь соответствующую отчетность с уплатой налогов и сборов.
b) Провести инструктаж с работниками относительно их информирования по вопросу официально начисляемой и выплачиваемой заработной платы.
c) Проанализировать, нет ли фактов получения услуг от физических лиц, оплата за которые могла бы попасть под понятие пассивных доходов (арендных платежей, роялти, процентов и дивидендов):

  • использование помещений, оборудования и имущества (в том числе, автомобилей), принадлежащих физическим лицам, в хозяйственной деятельности без заключения соответствующих договоров и соответствующих платежей. При наличии таких фактов – заключить договора и установить символическую плату (с удержанием обязательных платежей при начислениях и выплатах).
  • наличие фактических займов от физических лиц без оформления соответствующих договоров – оформить договора в письменной форме с обязательным указанием об их безоплатности.
  • использование в хозяйственной деятельности торговых марок и других объектов интеллектуальной собственности без наличия лицензионных договоров - оформить лицензионные договора с правообладателями с установлением размера роялти 1 гривна в год.


Также в планах властей ввести коэффициенты по минимальному размеру заработной платы для отдельных категорий работников – директоров, главных бухгалтеров, квалифицированных работников, относительно существующего минимального размера заработной платы в размере 5, 3 и 2 минимальные зарплаты соответственно. По данному вопросу подготовлен проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (об упорядочении оплаты труда)». На рассмотрение Верховной Рады еще не вносился.

В рамках одного предприятия такое нововведение относительно директора и главного бухгалтера не влечет за собой значительного увеличения налоговой нагрузки (по двум должностям), а в отношении работников (либо только квалифицированных, либо всех – пока непонятно) приведет к значительному увеличению налоговой нагрузки.

=II. По НДС.= Внесены изменения в:
a. П.9.8 ст.9 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»;
b. П.7.2.8. ст.7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»;
c. П.п. «б» п.7.7.2. ст.7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» - до 01.01.2011г. действует в новой редакции

1. Установлены новые основания для аннулирования свидетельства плательщика НДС:

  • учредительные документы налогоплательщика в судебном порядке признаны недействительными.
  • в Единый государственный реестр внесена запись об отсутствии юридического лица по месту нахождения.


Рекомендации:
a) перерегистрировать, если возможно, юридический адрес предприятия по месту фактического нахождения. В рамках одного района это вообще не представляет сложности. Перевод из района в район немного сложнее технически (есть риск постановки вопроса со стороны налоговой о проведении проверки при перерегистрации), но тоже возможен.
b) если нет возможности (или существуют сложности, или нецелесообразно) перерегистрироваться по фактическому адресу – обеспечить по юридическому адресу прием почты, прием контролирующих органов, получение телефонных звонков и ответы на вопросы от имени предприятия.

1. Также, в окончательный текст закона внесено положение об обязательной подаче (вместе с декларацией по НДС) копий реестров выданных и полученных налоговых накладных в электронном виде. Программное обеспечение с открытым (бесплатным) кодом должно быть размещено на веб-сайте ГНАУ. Сводные результаты, отраженные в реестрах, подлежат камеральной проверке налоговыми органами. Необходимость подачи таких реестров возникает с подачей декларации за июль 2010г.

2. Внесены изменения относительно того, что в увеличении налогового кредита участвуют только суммы остатка отрицательного значения, которые равны фактически оплаченным суммам налога. А также, до января 2011 суммы, включенные в стр.26 декларации и не возмещенные, замораживаются, стр. 26 является накопительной и в увеличении налогового кредита не участвует:
а) бюджетному возмещению подлежит часть такого отрицательного значения, которая равняется сумме налога, фактически оплаченной получателем товаров (услуг) в предыдущих налоговых периодах поставщикам таких товаров (услуг);
б) остаток отрицательного значения после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита каждого следующего налогового периода лишь в части суммы налога фактически оплаченной получателем поставщикам товаров (услуг) и при импорте и включается в расчет бюджетного возмещения следующего отчетного периода;
остаток отрицательного значения, по которому не проведено расчетов с поставщиками, отображается в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость отдельной строкой для определения суммы налога, которая может подлежать возмещению в части оплаченных сумм налога в следующих отчетных периодах;
остаток отрицательного значения после бюджетного возмещения отображается в декларации по налогу на добавленную стоимость отдельной строкой и включается в состав налогового кредита, начиная с первого отчетного периода 2011 года.

3. Принято Постановление Кабинета Министров Украины №368 от 12.05.2010г. «О выпуске облигаций внутреннего государственного займа для возмещения сумм налога на добавленную стоимость». В соответствии с данным постановлением, производится выпуск облигаций внутреннего государственного займа со сроком обращения пять лет для возмещения сумм налога на добавленную стоимость, которые в установленном законодательством порядке задекларированы к возмещению до 1 мая 2010 г., подтвержденные по результатам проверок и не возмещены на дату вступления в силу Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2010 год".


=III. По налогу на прибыль= Внесены изменения в:

  • П.6.1 ст.6 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» - относительно учета убытков прошлых периодов.
  • Добавлен п. 22.4 ст.22 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» - относительно учета убытков прошлых периодов.
  • Ст.12 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» - относительно налогообложения банков.
  • П.п. 22.14, 22.15 ст. 22 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» - относительно налогообложения банков.
  • П.16.4. ст.16 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» - относительно обязательности подачи налогоплательщиком с оборотом более 100 млн грн. за год финансовой отчетности в налоговые органы
  • П.п. 22.17. Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» - относительно обязательности ведения налогоплательщиком с оборотом более 100 млн грн. за год учета временных и постоянных налоговых разниц. Вступит в действие только относительно результатов 2010 финансового года.


К чему это приводит:
1. В 2010 году в состав валовых затрат включаются лишь 20% убытков, создавшихся по состоянию на 01.01.2010г. В 2011 году остальные 80% и убытки 2010 года включаются в состав валовых затрат без ограничений в соответствии со старыми правилами.
2. Налогоплательщики с валовым доходом более 100 млн грн. за год в следующем году подают налоговому органу финансовую отчетность в те же сроки, что и в органы статистики – вводится особый контроль за крупными налогоплательщиками, а также ведут учет временных и постоянных налоговых разниц – вводится дополнительная нагрузка на бухгалтерию и более подробно раскрывается информация о предприятии перед налоговыми органами.

Рекомендации:
a) соблюдать граничный размер годового валового дохода до 100 млн. грн. В случае необходимости, дробить обороты на несколько предприятий.


=IV. По срокам проведения проверок.= Внесены изменения в:

  • ст.111 Закона Украины «О государственной налоговой службе» - увеличены сроки проведения проверок и предоставлено право приостанавливать проведение проверки. Установлены следующие сроки:

«Длительность плановой выездной проверки не должна превышать 30 (+10) рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства - 20 (+10) рабочих дней.
Длительность внеплановой выездной проверки не должна превышать 15 (+5) рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства - 10 (+5) рабочих дней.
Удлинение сроков проведения плановой выездной проверки возможно на срок не более чем 15 (+5) рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства - 10 (+5) рабочих дней.
Удлинение сроков проведения внеплановой выездной проверки возможно на срок не более чем 10 (+5) рабочих дней.
Проведение плановой либо внеплановой выездной проверки может быть остановлено на срок не более 30 рабочих дней по решению руководителя налогового органа, которое оформляется приказом, с последующим ее возобновлением на неиспользованный срок».

=V. По биржевым сделкам.= Внесены изменения в:

  • Ст.15 Закона Украины «О товарной бирже»

Установлен запрет на продажу через товарную биржу вещей определенных индивидуальными признаками, если они не продаются как партия (не менее 2-х вещей одновременно) и бывшие в употреблении товары, в том числе транспортные средства (с пробегом более 6 000 км.). То есть, автомобили можно продавать через биржу только новые (с пробегом менее 6000 км) и не менее 2-х одновременно.
Такое правило установлено с целью противодействия уклонению от уплаты налога на доходы физических лиц – биржа не является налоговым агентом.

=VI. По ставкам за водопользование= Внесены изменения в:

  • Приложение 2 к Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины».


Увеличены платежи за пользование водой, входящей исключительно в состав напитков (при производстве минеральных вод и других напитков) с 3 грн. за 1 куб. м поверхностной воды и 3,5 грн. за 1 куб. м подземной воды на 21,60 грн. и 25,20 грн. соответственно.

VII. По акцизам и рентным платежам.

Увеличены акцизы на пиво, бензины и дистилляты, табачные изделия, алкогольные напитки. Изменены лицензионные условия для торговцев алкогольными (относительно сидра и перри) и табачными изделиями. Введены индексы и коэффициенты для рентных платежей за нефть, газовый конденсат и платежи за пользование недрами и геологоразведочные работы.

VIII. По ценам.

Кабмину поручено обеспечить поступление акцизных сборов без повышения розничных цен на товары и услуги.

  • Сроки вступления в силу данного закона:
  • По оплате труда и связанным с этим проверкам – с момента опубликования;
  • По основаниям аннулирования свидетельства плательщика НДС – с 01.07.2010г.;
  • По строке 26 декларации по НДС и подаче копий записей реестров налоговых накладных (если норма принята) - с момента опубликования до 01.01.2011г.;
  • По налогу на прибыль предприятий – с 01.07.2010г.;
  • По налоговым разницам – с 01.01.2011г.
  • По срокам проведения проверок - с момента опубликования;
  • По биржевым сделкам - с момента опубликования;
  • По ставкам за водопользование – с 01.07.2010г.;
  • По ставкам акцизного сбора на пиво, табачные изделия, бензины и дистилляты – с 01.07.2010г.;
  • По ставкам акцизного сбора на спирт этиловый и алкогольные напитки – с 01.10.2010г.;
  • По рентным платежам – с 01.01.2011г.


Подготовлено:
Генеральный директор
Юридической компании «Консильере»
Алексей Черный

Смотрите в списке семинаров "МЕТА-ИНФОРМ"

ВАЖНЫЙ СЕМИНАР


Налоговые реформы-2010. Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 20.05.2010 г. № 2275-VI действует!


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити
Надежда,07.07.2010, 12:57
Присоединяюсь к словам благодарности за проведенный анализ закона. Все очень четно и ясно. Выбраны главные моменты. Упрощает работу руководителя и заостряет внимание на основных изменениях. С уважением.
Александр,01.07.2010, 09:34
Спасибо за прекрасную схему трактования данного закона. Для руководителя это, безусловно, хорошая помощь. С уважением.
Егор,29.06.2010, 22:51
Спасибо за четкий анализ этого "закона". Спасибо за налоговые каникулы и поворот к бизнесу лицом!

Інші статті в категорії Бухгалтерія, облік та податки Охорона праці, санітарні норми Право, юриспруденція