Как выбрать личную стратегию успеха - интервью Анны Могильник для Delo.ua

Как выбрать личную стратегию успеха - интервью Анны Могильник для Delo.ua

Интервью бизнес-тренера, коуча, психотерапевта, исполнительного директора ГК "Golden Staff" Анны Могильник.

Часто бывает, что человеку мешают развернуться в полную силу какие-то обстоятельства. Они могут быть как внешними, так и внутренними. Преодоление этих преград и есть тот самый путь к успеху. Delo.UA побеседовало с бизнес-тренером, коучем, психотерапевтом, исполнительным директором ГК "Golden Staff" Анной Могильник и выяснило, как разработать личную стратегию успеха.

Что такое личный успех?

Для каждого "успех" означает что-то свое. До недавнего прошлого — да и сегодня — успех во многом связывали с достижениями в сфере деятельности, с финансовыми победами, приобретением и приумножением материальных благ. На сегодня же в своей коучинговой практике часто встречаю, что цели достигнуты, человек может считаться успешным топ-менеджером, а счастья внутреннего нет, остается дискомфорт, человек встречается с пустотой в себе. Это может говорить о том, что цели, которые ставились, не были согласованы с ценностями, которые есть на сегодняшний день у человека в его жизни. Поэтому если говорить, что такое успех, то я бы для себя определила так — достижение желаемых целей, которые согласованы с тем, что мне истинно важно на сегодня, моими ценностями. Для меня успех — это также полнота всей жизни. Ведь, в конце концов, смысл жизни — в самой жизни. Ценности могут меняться в ходе жизни, вследствие внешних обстоятельств, возрастных изменений, изменения качества/потеря отношений. Бывает так, что человек продолжает ориентироваться на ранее поставленные цели, а ценности уже трансформировались. Тогда в момент, когда человек все-таки их достигает, он может оказаться не удовлетворен, чувствовать опустошение.

Бывает, что цели ставят родители либо те, кто их замещает, значимые люди в жизни человека. Они предлагают что-то для реализации в жизни, а человек принимает эти решения за свои и по инерции им следует. Вроде бы успех есть, человек многого достиг — например, защитил диссертацию, владеет компанией, но при этом чувствует, что-то это не то, чего истинно желает его душа.

Когда цели не подкреплены живыми ценностями, возникает пустота. Когда есть эти ценности, при достижении целей возникает переживание счастья, наполненности и гармония. Для кого-то это может быть покупка автомобиля, дома, достижения карьерных высот, открытие новых и новых направлений, компаний, рождение ребенка, возможность путешествовать, свобода и т.д. У каждого свое.

Какие бывают стратегии на этом пути?

Есть два пути: человек может идти от себя, ориентируясь на собственные сильные качества и зону интереса ("страсть"), создавая свои уникальные продукты и формируя потребность рынка, либо отталкиваться от существующих потребностей рынка и искать пути того, какие из них и при помощи какого уникального (хотелось бы ) предложения можно удовлетворить. Так создается продукт. Но, повторюсь, что очень важно, чтобы продукт (предложение) был создан на стыке собственных сильных качеств и зоны собственного интереса в ответ на потребность рынка (существующую или потенциальную). Если мне нравится петь, но нет ни слуха, ни голоса, успех не придет. Т.е. дело должно нравиться, захватывать и полностью вовлекать человека. В первую очередь важно понять, чего именно я хочу. Однако очень часто на вопрос "А чего же ты хочешь по-настоящему?", который я задаю в коучинге/психотерапии, многие люди, особенно поколения Х, не могут сразу ответить. Потому как не привыкли мыслить рамкой собственных желаний, осознавать, различать их от тех, что получили от значимых взрослых. Многим долгое время рассказывали, что делать, как жить, что должно нравиться, а что нет. Получается как в анекдоте:

— Вовочка, иди домой!

— Мама, я замерз или хочу кушать?

Постепенно человек перестает слышать себя и не понимает, куда идти. В таких случаях полезна работа со специалистом (коуч, психолог, психотерапевт).

Получается, что первым делом человеку нужно ответить на вечный вопрос: "Зачем я"?

Призвание, миссия — красивые, важные, но одновременно, "громкие" для меня слова, равно как и смысл. Ирвин Ялом, известный психотерапевт, психоаналитик, говорил: "Мы рождены, чтобы искать смысл, но мы никогда его не найдем". Ялом говорил об отсутствии какого-либо безусловного и самоочевидного смысла жизни. И это данность. Смыслы изменяются с течением времени. Я могу говорить о своих смыслах на сегодняшний день, о том, чего у меня много в достатке, и чем могу поделиться с той аудиторией, для которой я работаю. По сути, это способность чувствовать сердцем. Я далеко не всегда, к примеру, могу облечь в слова, чтобы описать, как это происходит, как этот огонь в душе зарождается во мне. Но, точно знаю, что в такие моменты я чувствую драйв от того, что делаю, состояние "потока".

Если я хожу на работу просто ради денег, то мне становится грустно, потому что 8-9, а то и 12 часов, я не живу, т.е. я не чувствую жизнь, я не нахожусь в пространстве, которое для меня ценно, и это страшно. К примеру, есть учителя, которые просто выкладывают материал и получают за это деньги, либо учителя, которые горят этим, невозможно уйти с их уроков, они влюбляют в себя. Можно увидеть по лицу человека, он либо вынужден это делать, либо ему это нравится. Представляете внутреннее напряжение, когда человек выходит на работу, которую ненавидит. Так мы получаем кондукторов, которые грубят, дворников, ненавидящих всех, хамовитых продавцов.

Как выбрать то, что "ближе к сердцу"? Этому может помочь наша "голова": написать все варианты и проранжировать от 0 до 10: 1) насколько мне нравится выполнять ту или иную задачу, 2) что могу выполнять долго, забывая о времени, 3) что хорошо получается, 4) какие мои сильные стороны и т.д. А далее уже станет более ясно, в каком направлении двигаться.

Допустим, человек понял, чем он хочет заниматься. Что же ему делать дальше?

Наиболее эффективная стратегия успеха — это соединение трех кругов. Первый круг определяет, что человеку нравится, второй круг — что умеет делать хорошо, в третьем круге стоит рынок. В соприкосновении этих трех кругов рождается продукт, это и есть стратегия на успех.

Предположим, человек — художник, ему нравится создавать, творить, у него есть к этому способности, и он выбрал заниматься ландшафтным дизайном. Проверяем, нужно ли это рынку? Получаем положительный ответ. Дальше составляется бизнес-план. Здесь важно пошагово разобраться, что делать и к кому обращаться. Я бы рекомендовала обратиться к опыту. Если человек хочет заниматься ландшафтным дизайном, то однозначно нужно изучить рынок, узнать, что уже предлагается, важно изучить истории успеха конкретных специалистов, "знаменитостей" в этом направлении. Это нужно не для того, чтобы скопировать, а чтобы не наступить на грабли, по которым уже прошлись другие, чтобы получить картину этого сегмента рынка, в чем его потребности удовлетворены, а в чем нет, что нового я могу предложить. Изучая все это, может родиться какое-то свое уникальное видение, вслед за которым найдется и решение. Полезно определить целевую аудиторию, которая будет исключительно моя, предлагать услуги всем — это путь в никуда. Есть отличное выражение: "любить всех — это не любить никого", что в теме нашего разговора означает предлагать ширпотреб, а не уникальное предложение конкретно под этого клиента. Если я буду предлагать ландшафтный дизайн и в селах и для городских парков, я расфокусируюсь. Человек, который делает все и готов браться за все — не профессионал, а сейчас очень ценятся узкоспециализированные мастера. Далее я изучаю целевую аудиторию: потребности, желания, стиль жизни, платежеспособность. Понимание аудитории помогает отточить продукт уже под нее. Хорошо бы на этот период создать какую-то фокус-группу, чтобы получить обратную связь, понять, туда ли я двигаюсь.

Дальше уже предстоит выходить на более подробные расчеты. Проанализировать предстоящие расходы, определить точку безубыточности, сформировать стоимость. Понять, сколько времени нужно для создания бизнеса, какие ресурсы есть, а какие необходимо получить, проанализировать возможные риски и про возможности не забыть. Идеально, когда человек задумывается, частью чего большего бизнес является. Это необходимо для определения миссии деятельности, ценностей, что позволит быть узнаваемым, различимым, услышанным своим клиентом.

Человеку же наверняка придется много над собой работой. Есть какие-то советы, как лучше строить эту работу?

Это один из самых базовых вопросов — внутренняя работа над собой, потому что быть наемным сотрудником и стать собственником своего бизнеса, это очень разные вещи, напрямую связанные с категорией ответственности. У наемного сотрудника есть условия, обязательства, зона безопасности, наименьшее количество финансовых рисков. При создании собственного бизнеса появляется другой уровень ответственности: все важные, ключевые решения принимаются собственниками и командой топ-менеджеров. На рынке ситуация может меняться каждый день. И если я собственник, мне понадобятся такие качества как гибкость, активность, способность принимать решения в сжатые сроки, в сложных, быстро меняющихся обстоятельствах, оперативно реагировать на вызовы рынка. У наемного сотрудника есть кто-то выше, кто может подхватить эту функцию. Собственник лишен такой привилегии.

Обычно этому помогает личный коучинг, терапия и/или тренинги. Тренинги эффективны, когда речь идет о профессиональных навыках, когда есть потребность в каком-то знании. Например, человек хочет вести бизнес и ему нужно понять, какие шаги следует предпринять: открыть ФОП или ООО, как подобрать персонал, как замотивировать, как платить налоги и т.д. На тренинге это могут передать люди, которые уже обладают успешным опытом, и это будет эффективно. Но когда дело касается различных личностных качеств, то я в такие тренинги не верю. Когда обещают за один день сделать человека уверенным в себе, сильным духом, активным, ответственным, принимающим решения, надо понимать, что такое невозможно.

Для таких изменений следует выбрать индивидуальный коучинг или психотерапию. Могут быть эффективны группы личного опыта, но занятия в них длятся от 3-5 месяцев до года и более. Все остальное — сказка, "магическое мышление". Это касается и семейных отношений, и женственности и многого другого, что сегодня предлагают. Многие считают, что придя на такой тренинг, они смогут "прокачать" способности за очень короткий срок, например, прийти в 9 утра, а уже в 6 вечера уйти другим человеком. Так не бывает, волшебных таблеток не существует.

Сколько людей идут до конца, несмотря на неудачи?

Как и при зачатии происходит, добегают далеко не все. На старте может быть много желающих, но до финиша доходят лишь самые сильные, это очень небольшой процент. Очень важна здесь вера в собственное дело. Когда человек видит смысл того, что делает, понимает, ради чего он этим занимается, тогда уже не так страшно и энергии хватает, что двигаться дальше, несмотря на "ошибки". Очень важна способность делать выводы, рефлексировать. Сейчас очень востребовано рефлексивное управление, осознанное управление. Выигрыш и проигрыш — абсолютно субъективная вещь. Если говорить в целом, то нет поражений, есть обратная связь. Важно уметь делать выводы, учитывать их в дальнейших шагах. На это способен не каждый. Цель важна, но нужно помнить, что смысл жизни в самой жизни. По дороге к цели человек же встречает много других микропобед, которые им могут обесцениваться. Потому как часто мелькает убеждение "Вот достигну/получу.... вот тогда наконец-то заживу счастливо". Все зависит от философии жизни каждого конкретного человека. Здесь тоже важна индивидуальная работа с личным консультантом, терапевтом или коучем. Можно найти и хорошую литературу, которая меняет мировоззрение, обогащает. Кто-то едет на ретриты, это программы, в которых практикуют уединение, молчание и познания жизни с другой стороны. Человек там сталкивается со своим внутренним миром. Людям часто непереносимо встречаться с пустотой и они начинают ее заполнять всякой ерундой, бессмысленной деятельностью, внешними атрибутами, делает много, суетится, а счастья, как не было, так и нет. На ретритах человек сталкивается с этой пустотой и учится наполнятся собой, своими ценностями.

Как часто человек меняет цели? Например, сегодня мне кажется, что я круто пою, завтра я уже так не считаю.

Есть способности, которыми я обладаю, есть смыслы, которые мне важны. Из этого создаются жизненные цели, которые мы постепенно реализуем, переходя от одной жизненной вершины к другой. В этих же переходах они могут качественно меняться, учитывая все наши приобретения и потери, которые также являются нашими приобретениями в терминах уроков. Кардинальные изменения обычно приходятся на возрастные и экзистенциальные кризисы.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Саморозвиток