Мастер-класс «Как вдохновить и мотивировать аудиторию»

Мастер-класс «Как вдохновить и мотивировать аудиторию»

КАК выступать, что запоминается слушателям, что заставляет их действовать после вашего выступления. Ведь основная задача любого оратора – не просто передать информацию, а зажечь, вдохновить, мотивировать аудиторию!

Как-то молодой священник спросил свою честную бабушку,
как ей его первая проповедь, на что та ответила:
«Я заметила в ней только три недостатка.
Во-первых, ты читал, во-вторых, читал не очень хорошо,
а в-третьих, эта проповедь вообще недостойна того,
чтобы её читали!»

Ораторская речь – это вид монологической речи,
употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается
к многочисленной аудитории с целью убеждения.

В этой статье я хочу рассказать о том, КАК выступать, что запоминается слушателям, что заставляет их действовать после вашего выступления. Ведь основная задача любого оратора – не просто передать информацию, а зажечь, вдохновить, мотивировать аудиторию! Мотивация – это эмоции!!! И какую бы замечательную речь вы не подготовили, если прочесть ее скучно и монотонно, то никакой мотивации не получится.
Аудиторию не обманешь. Она прекрасно чувствует, какой настрой у оратора. Чтобы мотивировать других, внутри вас самих должна гореть страсть, бурлить эмоции! Мотивация нужна, чтобы создавать действия, чтобы после выступления слушатели вышли из зала с желанием действовать, применять полученные знания на практике, вкладывая в это всю душу.
Для действия нужна энергия. Для начала – энергия оратора и правильные эмоции. А для этого нужно настроиться на выступление. Сначала определите, чего вы хотите достичь своим выступлением, для чего вы выступаете, что ожидаете получить на выходе? Исходя из этого, выберите, КАК будете выступать, КАКИМ будете во время выступления (напористым и решительным или мягким и уступчивым), какие эмоции будете доносить, насколько близко будете к аудитории и т. д.
Важно, чтобы вам было комфортно в зале, где будет проходить выступление. Постарайтесь приехать пораньше, тем более, если зал незнакомый. Обязательно проверьте, как работает оборудование. Ощутите энергетику самого зала. Выйдите в центр, почувствуйте это место, себя в нем. Может быть, стоит даже передвинуть флипчарт или стулья. Еще раз повторюсь – вам должно быть комфортно!!!
До начала остается несколько минут… Все приготовления закончены и вот тут приходит ОН – Мандраж! Что с ним делать? Давайте сразу договоримся, что от волнения избавиться невозможно. Да, пожалуй, и не стоит, если конечно речь не идет о чрезмерном, парализующем волнении. Не принимайте успокоительное!!! Оно только ухудшит реакцию, снизит уровень энергетики, сделает работу мозга вялой, а темп речи неприемлемым.

Как снимать мандраж:

  • перед выходом: напрячься – расслабиться. И так несколько раз, пока не почувствуете, что пришли в норму.
  • во время тренинга: вдох, довдох, довдох – выдох.
  • во время выступления: двойной выдох. (а тренинг и выступление здесь не одно и то же?)
  • выбрать понравившегося человека в зале и рассказывать для него. Только не увлекайтесь и помните об остальных участниках.
  • некоторые ораторы советуют представить себя кем-то большим и сильным, например, Терминатором (повышение собственной значимости) или представить, что аудитория – это зайчики, белые и пушистые (понижение значимости аудитории). Лично я такими приемами не пользуюсь и стараюсь изначально создавать открытые отношения с аудиторией, хотя ситуации бывают разные.


Пока человек воодушевлён, его энергия неиссякаема

Теперь про саму энергетику выступления.

Факторы, влияющие на уровень энергетики оратора

Энергетика
Для измерения энергетики принято использовать шкалу от 0 до 20.
0 – глубокий, спокойный сон;
20 – оратор с пеной у рта выкрикивает свои лозунги и призывы;
13–18 – уровень энергетики, рекомендуемый для выступления.
Передвижения
Поза оратора: ноги на ширине плеч, носки немного врозь, одна нога чуть впереди и вес переносится на 60 % на эту ногу, плечи расправлены, руки свободны, подбородок приподнят.
Если удобно стоять – стойте, если удобно сидеть – сидите, если удобно лежать – лежите, если не знаете, куда себя деть – становитесь в позу оратора.
Как только вы начинаете двигаться, ваша энергетика поднимается на 2–3 балла. Например, на рок-концерте выступающий может даже побегать по сцене, это принесет ему еще плюс 5–6 баллов.
Близость к аудитории
Чем ближе к аудитории, тем выше баллы. Каждый шаг от слушателей – это минус 1 балл.
Жестикуляция
Жесты должны быть открытыми и широкими. Чем больше энергетики необходимо вложить в выступление, тем шире и активнее должны быть жесты.
Громкость, сила голоса
Чем громче голос, тем выше энергетика. Согласна, что иногда полезно говорить тихо и даже очень тихо. В этом случае используйте другие факторы для поддержания уровня энергетики выступления, например, близость к аудитории, эмоциональность и прочее.
Эмоциональность
Это, наверное, один из самых сильных факторов, влияющих на энергетику. Очень важно подобрать и донести до слушателя правильную эмоциональную окраску выступления. Вспомните доктора Ливси из мультфильма «Остров сокровищ»: «Ха-ха! Печень увеличена, аритмия. Замечательно! Запомните, если вы не бросите пить, вы очень скоро умрете! Ха-ха!». Текст вроде мрачный, но не пугает и желания действовать не вызывает.
Не забывайте про мимику: на лице должно отображаться то, о чем вы говорите.
Обращенность к слушателям
Здесь все просто – куда мы посылаем энергию, туда она и летит. Как бы энергично мы не говорили, но если при этом наши глаза устремлены в пол, то вся энергия уйдет туда. Смотрите в глаза слушателям и тогда ваша энергетика передастся им лучше.
Умейте держать в поле зрения как можно более широкий диапазон аудитории. Обратите внимание на крайних справа и слева. Продолжительность контакта глаз – 1–1,5 секунды. Контакт дольше 5 секунд вызывает дискомфорт. Если в зале до 20 человек – встречаетесь взглядом с каждым, 200 человек – контакт по секторам.
Помните про взгляд от сердца к сердцу: когда смотрите – поворачивайте весь корпус, а не только голову.
Разнообразие
Меняйте и чередуйте жесты, позу, силу и громкость голоса, эмоции. «Привыкание» наступает очень быстро, предсказуемость не будоражит, однообразие надоедает. Будьте разнообразными – и это будет самым сильным вкладом в энергетику вашего выступления.

Все хорошо помнят, что больше всего информации взрослый человек воспринимает, когда он что-то делает сам. Не просто читает или слушает, а именно делает. Поэтому важно вовлечь в свое выступление аудиторию.

Как притягивать внимание зала

«Цеплять» слушателей
Описание реальности поворачивайте в свою пользу. Например: «Таня, я вижу вы задумались, это действительно серьезная тема и здесь есть над чем подумать».
ВАЖНО! Комментарии ВСЕГДА позитивны.
Задавать риторические вопросы в зал
«Кто когда-нибудь был в отпуске? Вы согласны, что отдых на море это замечательно?»
Задавать риторический вопрос кому-то конкретно
«Сергей, у вас есть машина?»
Просить помощь у зала
«Включить свет или не нужно?»
«Хорошо ли видно, что я пишу на доске?»
Произнести имя
Человек на свое имя реагирует автоматически. И его внимание вольно или невольно фокусируется на том, кто его произнес.
Делать паузы в выступлении
«Слово может быть необычайно эффективно, но никогда, никакое слово не может сравниться по эффективности с правильно использованной паузой». Марк Твен.

И напоследок – небольшое упражнение для ораторов.

Упражнение «Правила чтения»

По ходу чтения стихотворения, нужно выполнять все то, что написано.

Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражненье,
Следует клетку грудную расширить слегка.
И при этом низ живота подобрать, опору дыханья и звука.
Плечи во время дыханья должны быть недвижны, в покое.
Каждую строчку стихов говорить на одном выдыханье.
И проследи, чтобы грудь не зажималась в течение речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было.
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных.
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен.
Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком.
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
Прежде, чем брать упражненье на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался.
Выдох веди экономно, с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, плавность –
Вот, что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Діловодство, секретаріат, АГВ Саморозвиток