Супервизия как инструмент развития тренера

Супервизия как инструмент развития тренера

Петр Холявчук, директор Киевского Института Тренинга: «В ходе супервизии тренер получает не просто теорию, а точное решение проблем, с которыми он сталкивается в своей практике»

Петр, расскажите подробней о супервизии. В чем заключается основная идея такого формата?

П. Х.: Супервизия – специально организованное групповое обсуждение трудного случая из практики тренинга, целью которого является повышение квалификации супервизируемого (участник супервизии, предлагающий случай для анализа) и участников супервизии, лучшее понимание возникшей сложности, нахождение практических решений для подобных ситуаций в дальнейшем.
Формат супервизии – один из наиболее эффективных инструментов обучения и развития для практикующих тренеров.

В опыте любого тренера возникают сложные ситуации. Разница между компетентным тренером и не очень компетентным в том, что компетентный осознает, что столкнулся со сложностью, а некомпетентный таких сложностей не замечает. В супервизии, изучая трудные случаи из тренерской практики, участники повышают свой уровень самопонимания, анализируют свои ошибки и становятся более эффективными.
Уникальность такого формата заключается в том, что всего за три часа тренеры в концентрированной форме получают практические рекомендации и теоретические знания необходимые для решения данной конкретной проблемы/сложности/задачи, с которой они столкнулись.

Какова структура супервизионного семинара?

П. Х.: Супервизионный семинар проходит в два этапа.
На первом этапе (первые полтора часа) участники выносят на обсуждение и анализируют сложные случаи из своей практики. Обсуждение проходит структурированно, есть несколько кругов дискуссии и правила, которым необходимо следовать.
Второй этап (следующие полтора часа) – теоретический семинар по темам, возникшим при обсуждении трудного случая.

К примеру, в ходе обсуждения трудного случая выяснилось, что тренер/тренеры не до конца понимают функции тренера в работе с тренинговой группой. Исходя из этого во второй части супервизии я провожу семинар на тему «Функции тренера». Или мы обнаружили, что у тренеров есть сложности в работе с групповой динамикой - тогда семинарская часть посвящена тому, как правильно управлять групповой динамикой.
Я никогда заранее не знаю, на какую тему буду проводить семинар – все зависит исключительно от того, какую проблему обсуждают участники и какие вопросы они поднимут как актуальные.

Почему формат супервизии, по Вашему мнению, эффективней, нежели классический семинар?

П. Х.: В ходе супервизии тренер получает не просто теорию (как в семинаре), а точное решение проблем, с которыми он сталкивается в своей практике.
Кроме того, технология, с помощью которой я провожу супервизию, способствует развитию самопонимания участников. То есть тренер начинает лучше понимать свои отношения с группой, свой стиль работы, сильные стороны, а также действия, которые нуждаются в коррекции. Таким образом, если семинар – выполняет образовательную функцию, то супервизия дает и обучающий и развивающий эффект одновременно.

Каковы недостатки супервизии?

П. Х.: Единственный недостаток супервизии в том, что тренеры относятся к такому формату с опаской. Супервизия часто воспринимается тренером как оценка его компетенций, а не как процедура обучения и развития.
По моему мнению, если тренер не готов предъявить свою работу для анализа, это связанно с его неуверенностью в том, что он действует эффективно, либо неготовностью обучаться. Но, в тоже время, именно открытость и заинтересованность в обучении, готовность и желание обсуждать свою работу, признание своего несовершенства, говорят о компетентности и зрелости тренера. Чтобы вынести свою работу на обсуждение в формате супервизии необходимы компетентность, профессиональная наглость и острое желание учиться и развиваться.

Насколько распространен такой формат обучения на отечественном рынке бизнес-образования?


П. Х.: В Украине, равно как и в России, практика супервизии для тренеров и коучей не распространена. Можно сказать, что мы первые, кто предлагает такой инструмент развития и повышения квалификации в Украине.
Стоит отметить, что супервизия бывает двух режимов – супервизионный семинар, когда обсуждаются трудные случаи из тренерской практики, и супервизия «on line», в которой супервизор, сидя за кругом, наблюдает и исследует работу тренера с реальной «живой» группой с целью повышения его (супервизируемого) эффективности. В супервизии «on line» есть возможность оценить уровень знаний и компетенций тренера, эффективность его поведения, стиль работы и т.д. В Киевском Институте Тренинга мы предлагаем оба варианта супервизии.
Ранее супервизионные семинары проводилось только в рамках программы «Мастерство тренера», для тех, кто проходил обучение по этой программе на этапе стажировки. Теперь супервизионные семинары проводятся в открытом режиме и доступны для всех тренеров. На сегодня это единственная возможность для тренера получить точное решение своей проблемы, возникшей во время тренинга, посредством ее анализа в группе и получения теоретических знаний и практических рекомендаций исключительно по сути возникшего затруднения. И все это за три часа.
Супервизионные семинары проводятся в киевском институте тренинга 2 раза в месяц.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток Тренінги для тренерів