Пирамида тренера

Пирамида тренера

Немного полезной информации для Заказчиков о том, на что можно обращать внимание при выборе бизнес-тренера.

Если разложить «по полочкам» компетенции, необходимые и достаточные бизнес-тренеру для того, чтобы его тренинги были на самом деле интересными и практичными, то получится Пирамида тренера.

Только не следует путать ее с «Пирамидой успеха» знаменитого баскетбольного тренера Джона Вудена! Там речь идет исключительно о путях достижения успеха. Тут про другое.

Итак, пирамида.

В основании разместилось «Знание предмета». Логично, что нельзя учить чему-то, чего ты сам не знаешь. Следовательно, тренер должен либо обладать практическим опытом в том, чему он учит, либо сам пройти разнообразное обучение по данной тематике, либо же иметь в активе множество прочитанных специализированных изданий. Настолько глубоко прочитанных, чтобы докопаться до сути.

Как Заказчик может оценить это знание? Личная встреча. Побеседовать с тренером, позадавать вопросы, желательно «позаковырестее», пожестче, поглубже. Если человек «в теме» - он будет легко ориентироваться в терминах и технологиях.

Второе место по важности - «Коммуникационные способности». Ты можешь быть мега-профессионалом, но если ты бубнишь что-то себе под нос, если речь несвязна, а голос невыразителен – кто захочет тебя слушать? Не говоря о том, что слушатели могут просто толком ничего не понять из сказанного. Владение голосом, умение выбирать нужный темп, громкость, интонацию, ярко доносить свои мысли, невербальная грамотность – это важнейшее из важнейшего для тренера.

Оценить коммуникационные возможности тренера можно только в общении. Опять-таки, личная встреча. Как тренер себя презентует, как себя ведет, как говорит – достаточно просто наблюдать. Хороший вариант – демо-версия тренинга, которая проводится в формате мастер-класса на полтора – два часа для группы сотрудников Заказчика. Прекрасная возможность увидеть тренера непосредственно в работе.

Следующий уровень – «Умение обучать». Общеизвестный факт, что не каждый талантливый или даже великий футболист может стать великим  тренером! Более того, далеко не все выдающиеся тренера были выдающимися спортсменами. Аналогично и в бизнесе. Умение не просто донести информацию до своих слушателей, а сделать так, чтобы ее поняли и усвоили – вот истинный талант тренера.

Другая сторона обучения в данном аспекте – мы говорим о тренингах! Не о лекциях, семинарах и конференциях, на которых задача выступающего ярко и интересно донести свою тему до слушателей. Тренинг – это, в первую очередь, практическая отработка каждого теоретического блока! А это уже совсем другая динамика обучения. Это умение выстраивать логику всего хода мероприятия, которая обеспечит максимальную концентрацию внимания участников. Это способность подбирать формат практических заданий в зависимости от целей, которые должны быть достигнуты в результате. На каком отрезке времени будет мозговой штурм, на каком – деловая игра, когда мы решаем кейсы, на каком этапе заполняем тесты и так далее. И еще масса других нюансов, не заметных внешнему наблюдателю, но делающих тренинг – тренингом.

И вот еще важный элемент пирамиды – «Умение обучать  взрослых».  У взрослых другие механизмы восприятия информации. Их обучение напрямую связано с мотивацией. Еще у них свой накопленный опыт, часто в том предмете, о котором идет речь. И этот опыт может противоречить тому, чему учит тренер. Актуализировать необходимость использования тех или иных инструментов и технологий, необходимость вносить изменения в свою работу – вот одно из важнейших умений бизнес-тренера. Или, есть масса примеров, когда людей на тренинги загоняют силой. У человека были планы на выходные, а тут – трах, бах – тренинг! И только компетентность на данном уровне пирамиды позволит тренеру не просто преодолеть сопротивление и вовлечь человека в работу, но и доказать ему, что он не зря потратил свой уик-энд!

Два предыдущих  уровня пирамиды оценить можно только в деле, поэтому тут лучше всего получить обратную связь от клиентов, с которыми тренер уже работал. Конечно, рекомендации «вживую» весьма субъективный фактор, поскольку то, что понравилось одним людям, не факт, что понравится другим. Приоритеты и ожидания-то у всех разные… Слегка нивелировать эту субъективность можно, пообщавшись с несколькими клиентами. Ну, и упоминавшийся уже демо-тренинг.

Двигаемся на следующий уровень – «Умение работать с аудиторией». Не знаю как вам, а мне приходилось попадать на тренинги, когда «тренер» работал сидя, перелистывая слайды в презентации и произнося заученный наизусть текст. А в ответ на вопросы из зала произносил волшебную фразу: «А давайте еще раз прочитаем предыдущий слайд». Управление групповой динамикой, способность вовлечь в общую работу всех участников тренинга, диагностика состояния аудитории, выбор нужной модели своего поведения в предлагаемых обстоятельствах, способность «услышать» своих учеников и точечно подбирать подходы для максимально эффективной подачи материала – ну как без этого можно обходиться?

Оценить эту сторону работы тренера можно только на практике. Та же демо-версия тренинга, те же отзывы клиентов. Хотя, есть еще хороший вариант: если тренер проводит обучение в открытом формате (на корпоративных тренингах Заказчики обычно не в восторге, если в стройные ряды их сотрудников вливаются чужие…), отправиться на такой тренинг. Если не в качестве участника, то хотя бы как наблюдатель. Даже пара часов наблюдения даст материал для принятия решения.

Еще в пирамиду включен элемент - «Подача материала». Правильно сформулированный и структурированный материал, о котором идет речь в тренинге, разложенный «по полочкам» и красиво поданный на «блюдечке» повышает способность человека этот материал увидеть, услышать и принять. Есть категория тренеров, которые в качестве раздаточных материалов предлагают чистые листы с названиями слайдов, чтобы участники записывали текст теоретических блоков по ходу пьесы. Это как бы лучше способствует запоминанию. Но это не совсем так… Запоминанию способствует обсуждение, актуализация и анализ каждого предложения, а не написание диктанта на заданную тему.

Просто попросите тренера показать материалы, которые он раздает участникам.

 «Практический опыт». Чем отличается бизнес-тренер от преподавателя ВУЗа или, скажем, школьного учителя? Тем, что в школе, как и в университете, дают исключительно теоретические знания! Тренинг – это всегда практическая отработка теории. ПРАКТИЧЕСКАЯ. На кейсах, взятых и реальной жизни, на ситуациях, с которыми мы сталкиваемся каждый день или в ситуации форс-мажора. И если тренер предлагает какую-то методику или алгоритм того, как использовать те или иные инструменты, он должен быть УВЕРЕН, что они работают. А если он сам не пробовал этого делать? Не знаю, не знаю…

Почему этот пункт не в самом начале пирамиды? Ну, обучают же как-то без него…

Тут резюме тренера нам в помощь. Где, кем и когда работал.

«Харизма» - вершина пирамиды. Это энергетика, умение держать внимание, не поддаваться на провокации и «уходы в сторону», спорить. Это уверенность в себе и в своих знаниях, умение импровизировать, быстро перестраиваться, зажигать других! Это высочайший уровень эмоционального лидерства и интеллекта, если хотите.

С этим тоже понятно – личное общение и наблюдение.

Ну и на самой-самой «макушечке» пирамиды может стоять «Юмор»  как отличная приправа для «вкусного» тренинга. Но поскольку обойтись без него можно, мы его оставляем действительно как приятное дополнение ко всем вышеперчисленным ступенькам Пирамиды тренера.

Резюме.

Как известно, нет единой абсолютной и непреложной истины. Все, что происходит вокруг нас, подлежит сомнению и обсуждению, а иногда и обструкции… Данная статья не исключение. Это исключительно личное мнение автора, основанное на двадцатилетнем опыте. И автор ни в коей мере  не претендует на истину в последней инстанции, а просто предлагает материал к размышлению… Если кому-то пригодится – это уже будет замечательно!


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI