Ролевые игры в профессиональном обучении.Часть 1

Ролевые игры в профессиональном обучении.Часть 1

Статья является частью методического пособия для подготовки специалистов СПТ-тренингов в Киевской школе тренеров при КАППП.

В традиционной педагогике ролевая игра используется в качестве активного метода обучения с целью повышения эффективности усвоения новых знаний (например, в изучении иностранных языков), и это, пожалуй, единственная более-менее распространенная в настоящий момент сфера применения ролевых игр в средней школе и вузах.

В западной традиции ролевые игры используются в профессиональном обучении как с целью расширения информированности, так и выработки специальных навыков профессиональной деятельности и поведения.

В книге Морри ван Ментс приводится перечень преимуществ и недостатков ролевой игры как метода обучения.

Преимущества ролевой игры

  1. помогает ученику выразить скрытые чувства
  2. помогает ученику обсуждать личные вопросы и проблемы
  3. помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию
  4. дает возможность поупражняться в различных типах поведения
  5. высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия, формального и неформального
  6. позволяет живо и непосредственно представить академический описательный материал (историю, английский язык, экономику, географию)
  7. является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие
  8. обеспечивает быструю обратную связь, как ученику, так и наставнику
  9. центрирована на ученике и обращается к его нуждам и заботам; группа может контролировать ее содержание и темп
  10. устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями
  11. изменяет установки
  12. учит контролировать эмоции

Недостатки ролевой игры

  1. наставник может потерять контроль над содержанием и процессом обучения
  2. упрощения могут вводить в заблуждение
  3. на игру уходит много времени
  4. используется много ресурсов - человеческих, пространственных, материальных
  5. игра зависит от личностных особенностей наставника и ученика
  6. столкновения могут включить механизмы отторжения и защиты
  7. игра может преобладать в учебном процессе, отодвигая на второй план теорию и факты
  8. может зависеть от исходного уровня знаний учащихся.

Далее ван Ментс делает вывод, что использование ролевых игр наиболее очевидно там, где речь идет о различных аспектах коммуникации. Ролевая игра - высоковербализированная процедура; одно из критических замечаний в ее адрес фактически касается ее чрезмерной зависимости от лингвистических способностей. Она, таким образом, идеально подходит к любой лингвистической деятельности - изучению языков, литературы и тренингу социальных навыков, а также обучению лиц "помогающих профессий": социальных работников, консультантов, педагогов.

Автор текста Дружинина Е.С. (продолжение следует)


Если Вас интересует тема применение ролевых игр в свое работе, предлагаем Вам ознакомиться с предстоящим тренингом "Ролевые и экспериенциальные игры как метод обучения" Киевской ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов. Тренинг состоится 22-24 июля 2017 года.

За более детальной информацией обращайтесь, пожалуйста, по телефонам:

Сальникова Наталия, администратор Киевской школы тренеров СПТ


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Психологія, емоційний інтелект Тренінги для тренерів