О чём «рисуют» наши дети?

О чём «рисуют» наши дети?

Использование проэктивных методик анализа детского рисунка в психодиагностике.

Cложно найти ребенка, который не любит рисовать. Почему-то с возрастом тяга к изобразительному искусству исчезает. На самом деле, для ребёнка рисунок является вовсе не искусством, а скорее речью, способом выразить свои мысли, стремления, переживания. Всё, что в силу возрастных ограничений малыш не может выразить словами, он изображает на бумаге. Это, если хотите, своеобразные способ вести диалог со взрослыми, рассказать им о своих успехах, мечтах, попросить о помощи в сложной ситуации. К сожалению, мы разучились говорить на языке рисунка и совершенно лишены способности понимать собственных детей. В лучшем случае родители оставляют на память самые удачные детские работы, а все эти девочки с зелёными волосами, бесформенные пучеглазые монстры и прочие плоды детского воображения с лёгкостью сметаются в мусорную корзину. А ведь именно с помощью детского рисунка можно лучше понять ребенка, окунуться в его внутренний мир, определить его отношение к семье, к каждому из близких, к детскому саду, узнать о беспокойствах и страхах, о наличии агрессивности и других проблем психологического характера. Именно поэтому детский рисунок является самым точным и достоверным источником информации для психолога при проведении психодиагностики. Немаловажен факт, что рисунок несёт как информацию, которую художник сознательно вкладывал в него, так и ту, которую он не осознаёт и, может быть, даже хотел бы скрыть. Психолог, вооружённый методиками анализа рисунка, сможет сделать выводы об уровне умственного развития маленького пациента, выявить и откорректировать нарушения психомоторного тонуса, тревогу, страх, депрессию, снижение настроения, нарушения в сфере общения и т.д.
Следует особо отметить, что кроме «теневых» проявлений, т.е. поиска проблем, психодиагностика с помощью рисунка помогает найти «ресурсные» проявления личности автора, т.е. открывает те скрытые резервы психики, которые дают возможность не только справиться с существующими проблемами, но и дать возможность развивать личность ребёнка наилучшим образом.
Конечно, провести психодиагностику при помощи рисунка может только специалист, однако родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение. Поэтому в качестве «доврачебной помощи» предлагаем несколько уроков анализа детского рисунка.

    • Первое правило – доверьтесь своим ощущениям. Какие эмоции он вызывает? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу?
    • Второе правило – оцените манеру письма юного художника. Самоисправления, заштрихованный рисунок или его части могут говорить о повышенной тревожности. Преувеличенно большие глаза на портрете свидетельствуют о том, что малыш испытывает чувство страха. Очень слабый нажим карандаша встречается у детей психологически неустойчивых. Импульсивные малыши часто не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто, поэтому их рисунки производят впечатление небрежных. Родителей должны особо насторожить рисунки с грубыми нарушениями симметрии, очень мелкие или преувеличено большие. Как в рисунках мальчиков, так и в рисунках девочек нередко можно заметить символы агрессивных тенденций поведения: большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Несмотря на кажущуюся враждебность, они могут быть выражением защитной формы поведения. Взрослым следует разобраться, что является для их ребенка источником повышенной эмоциональной опасности, и зачем ему понадобилась такая демонстрация своей силы.
    • Трейтье правило – оцените цветовую гамму рисунка. Дети очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению и мироощущению. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный). Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций. Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом.

Итак, малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут, и картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Попробуем прочитать его? Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. А как общаться без лица? – Сложно! Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Возможно, он устал. А может быть, болен? И цвет выбрал коричневый. Да, так и есть – температура! Почему все девчонки рисуют принцесс? Именно так они себя ощущают или …очень хотят этого. Всего лишь оказаться в центре внимания, быть самой-самой… Да и какой с принцессы спрос? А вот мальчик, вооруженный до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его. И только будучи внимательным к своей принцессе или рыцарю, проводя с ними время, анализируя их творчество, родители смогут обеспечить комфортные условия для их роста и полноценного развития, вовремя выявить проблемы в психологической сфере и решить их с помощью детского психолога.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект