Безопасная еда. Как в Украине будут гарантировать европейское качество продуктов
Почему именно контроль на уровне процессов является наилучшей гарантией безопасности продукта узнаем от Любовь Акуленко и Юрия Оглашенного для Европейской правды.
Украина наконец сделала шаг к европейской системе контроля над операторами рынка пищевой продукции. Утвержден исчерпывающий перечень вопросов, которые инспектор сможет задать во время аудита или инспекции производственных мощностей.
Так что же стоит об этом знать критикам возобновления госконтроля, а также потребителям и бизнесу?
Споры вокруг реформы законодательства по безопасности пищевых продуктов ведутся давно, поскольку касается она не только Соглашения об ассоциации и прихотей европейцев, а, собственно, жизни и здоровья украинцев. В то же время без ее надлежащей имплементации
Украина в любой момент может потерять европейский рынок, который начал открываться для украинского бизнеса как альтернатива утраченному российскому.
Естественно, что требования в Европе – в разы выше.
Однако это на пользу как украинцам, которые получат больше гарантий безопасности продукции, так и бизнесу – благодаря повышению конкурентоспособности. Поскольку соответствие европейским требованиям – самым строгим в мире – повышает их шансы на других международных рынках.
Для этого уже немало сделано. Так, с 20 сентября 2014 года вступил в силу новый евроинтеграционный закон об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов. И его положения постепенно набирают силу. В частности, это переходные периоды для внедрения принципов новой системы контроля за безопасностью пищевой продукции HACCP.
В частности, с 20 сентября 2016 года все мощности, производящих пищевую продукцию, должны ввести гигиенические требования, которые являются неотъемлемой частью и основой процедур, основанных на принципах системы HACCP.
Не менее важные изменения произойдут уже в этом году. С 20 сентября 2017 года процедуры, основанные на принципах НАССР, станут обязательными для мощностей, осуществляющих деятельность с пищевыми продуктами, в составе которых есть непереработанные ингредиенты животного происхождения (кроме малых мощностей) – сырые мясо, рыба и молоко, яйца и т.п.
Это требование, например, будет касаться мощностей по разделке мяса, молокоперерабатывающих предприятий, колбасных цехов, заведений, которые используют сырые яйца, и т.п.
А через год, с 20 сентября 2018 года, это требование будет распространяться на мощности, осуществляющие деятельность с пищевыми продуктами, в составе которых отсутствуют необработанные ингредиенты животного происхождения.
И наконец, с 20 сентября 2019 года это требование распространится на малые мощности (поставляют продукт конечному потребителю, персонал менее 10 человек, площадь – 400 кв. м или мощности, не поставляющие продукты конечному потребителю, с персоналом менее 5 человек).
Однако возникает другой, не менее важный вопрос. Закон о безопасности и качестве пищевых продуктов лишь очерчивает возможные требования к проведению проверок операторов рынка пищевой продукции.
Для Европы этот вопрос крайне важен, поскольку здоровье ее граждан – на первом месте, а эффективность системы госконтроля служит гарантией его сохранения.
Поскольку в Украине на сегодня отсутствует система контроля, аналогичная европейской, то в ЕС, мягко говоря, обеспокоены тем, что опасная украинская пищевая продукция попадет на их прилавки. Поэтому отечественные экспортеры уже давно не уверены в продолжении своего "статуса" европейского поставщика.
Необходимый евроинтеграционный законопроект о государственном контроле №0906 дорабатывается совместно с депутатами и экспертами к повторному второму чтению. Без него реформа не будет полноценной. Причем здесь
стоит сразу снять возможный вопрос об усилении зарегулированности и увеличении возможностей для коррупции при проведении новых государственных проверок.
Несколько дней назад были обнародованы так называемые "чек-листы" – исчерпывающий перечень вопросов, которые инспектор сможет задать во время аудита предприятия в рамках осуществления государственного контроля.
Первый список вопросов будет касаться гигиенических требований по обращению с пищевыми продуктами (приказ Минагрополитики от 06.02.2017 № 42).
Второй – требований законодательства в отношении постоянно действующих процедур, основанных на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках, то есть НАССР (приказ Минагрополитики от 06.02.2017 № 41).
То есть это формы актов, отличающиеся видом требований, установленных законодательством о безопасности, а также отдельными показателями качества пищевых продуктов, подпадающими под государственный контроль, по результатам которого и составляется соответствующий акт.
Соответственно, первый акт относительно гигиенических требований должен был начать действовать с 20 сентября 2016 года для всех мощностей, производящих или вводящих в обращение пищевую продукцию. Второй – с 20 сентября 2017 года – для мощностей, осуществляющих деятельность с пищевыми продуктами, в составе которых есть непереработанные ингредиенты животного происхождения (кроме малых мощностей) и которые используют процедуры, основанные на принципах НАССР.
Утверждение этих чек-листов – это важный шаг, существенно меняющий подход к проведению госконтроля в Украине.
Так в чем же заключаются отличия?
Прежде всего, стоит отметить, что перечень вопросов, которые государственный инспектор сможет задать при проведении государственного контроля за операторами рынка пищевой продукции, будет в открытом доступе.
То есть бизнес точно будет знать, о чем инспектор сможет спросить, а о чем – нет, а каждое несоответствие он должен будет четко обосновать.
Например, раньше этого не было, и недобросовестный инспектор, грубо говоря, мог легко "придраться" к тому или иному аспекту деятельности предприятия.
Поэтому новые перечни вопросов являются исчерпывающими – инспектор не сможет ничего добавить от себя, только то, что уже есть в чек-листе. Каждый вопрос содержит ссылку на конкретное требование законодательства.
Стоит также добавить, что среди ответов на вопрос, кроме "да", "нет", "не требуется" и "подробное описание выявленных несоответствий", есть вариант, которого раньше не было. Это – "незначительное несоответствие", которое не влияет на безопасность пищевого продукта и его соответствие требованиям законодательства, не предусматривает внеочередных проверок и является исключительно мерой для предупреждения нарушения.
То есть за это "незначительное несоответствие" оператор рынка не несет ответственности, однако должен его исправить.
Еще одна положительная для бизнеса особенность этих чек-листов состоит в том, что они оценивают, насколько оператору рынка удалось достичь цели – соблюдения законодательства в сфере безопасности пищевой продукции, а не методы ее достижения, которые бизнес выбирает сам. Поэтому это также существенно уменьшает риск коррупции в процессе проведения государственного контроля, а также расширяет сферу ответственности бизнеса.
В то же время для потребителей проверки предприятий по новой системе госконтроля и соответствующим чек-листам будет означать контроль процесса, а не продукта.
Именно контроль на уровне процессов является наилучшей гарантией безопасности продукта. Тогда как отследить нарушение на этапе готовой продукции очень сложно. Поэтому
контроль за всеми этапами процесса производства и реализации пищевой продукции уменьшает риск того, что опасные продукты попадут к потребителю.
Кроме того, внедрение в практику госконтроля соответствующих чек-листов – значительный плюс для отечественных экспортеров пищевой продукции в ЕС, где действует аналогичное оценивание. Соответственно, и в Украине при написании и утверждении списков вопросов ориентировались на максимальный учет европейских стандартов.
Поэтому, даже несмотря на отсутствие эквивалентной европейской системы государственного контроля, уже сам факт утверждения чек-листов служит позитивным сигналом.
Что же касается частоты проверок предприятий, которые занимаются производством и реализацией пищевой продукции, то она будет зависеть от оценки рисков, связанных с типом продукции.
Однако для того, чтобы должным образом заработала оценка на базе риск-ориентированного подхода, должен быть принят законопроект №0906 о государственном контроле. Он также крайне необходим для достижения эффективности от утверждения чек-листов и, соответственно, евроинтеграционной реформы в сфере безопасности пищевой продукции.
Авторы:
Любовь Акуленко, исполнительный директор ОО "Украинский центр европейской политики"
Юрий Оглашенный, старший эксперт проекта "Совершенствование системы контроля безопасности пищевых продуктов в Украине"
P.S.
Благодарим за использование материалов статьи " Европейскую правду", http://www.eurointegration.com.ua/.
На нашем сайте pecb.com.ua Вы сможете получить полную информацию по тренигами на основе международных стандартов, в том числе ISO 22000 пищевая безопасность, на который с 01.05 2017 года у нас действует специальное предложение!
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Виробництво, промисловiсть Готельно-ресторанний бізнес, туризм, HoReCa Менеджмент, керування, KPI