Что такое тренинг СПТ?

Что такое тренинг СПТ?

Понятийная и деятельностная сущность социально-психологического тренинга.

В настоящее время проблема изучения метода социально-психологического тренинга (СПТ) получила существенное развитие как в зарубежной так и в отечественной практической психологии. Разнообразие методического и учебного материала приводит к обогащению представлений психологов-практиков в этой области и влияет на неоднозначность понимания сути СПТ, его целей, задач в профессиональной среде.

Анализ литературных источников позволяет нам разделить основную совокупность существующих определений СПТ на три группы.

В первой группе под понятием СПТ понимается проведение работы с целью развития компетентности участников в общении. Так, например, в «Психологическом словаре» под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского (2006, с. 410) термин «социально-психологический тренинг» определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении». А.А. Осипова в «Общей психокоррекции» (2008, с. 338) определяет понятие СПТ в узком смысле как «один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением и поведением других участников группы».

Ко второй группе определений СПТ можно отнести целый ряд трактовок, в которых данный метод обозначается как средство формирования определённых поведенческих навыков, необходимых в учебной, профессиональной и любой другой деятельности. В.Г. Ромек в «Тренинге уверенности в межличностных отношениях» (2007, с. 28), анализируя тренинговую деятельность в рамках поведенческого подхода, объясняет само понятие как «систематическую тренировку (упражнение) заранее определенных телесных, когнитивных или эмоциональных навыков или устранение ошибочных или неудачных поведенческих, когнитивных или эмоциональных привычек». Ещё более чётко определяет СПТ Л. Рай в «Развитии навыков тренинга» (2002, с. 8), в определении которого он «является любой спланированной последовательностью действий, предназначенных и направленных на то, чтобы помочь индивиду или группе людей научиться эффективно выполнять работу или задание».

Однако ни термины СПТ первой группы, ни трактовка СПТ второй группы не являются полными в той мере, в которой они помогают раскрыть всю значимость СПТ для групповой работы с людьми. Именно поэтому, на наш взгляд, более полными и точными являются трактовки СПТ, включённые нами по смыслу и содержанию в третью группу.

Наиболее часто цитируемым в третьей группе является определение СПТ данное Макшановым С.И. в «Психологии тренинга» (1997, с. 26), который, описывая тренинговые методы работы, говорит о нём как о «... многофункциональном методе преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека». Вачков И.В. в «Психологии тренинговой работы» (2007, с. 21) даёт следующее понятие тренинга: «Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития». Ещё более полным является определение психологического тренинга, данное В.В. Никандровым в «Антитренинге» (2003, с. 6). «Психологический тренинг – это метод игрового моделирования психогенных ситуаций в целях развития психологической компетентности и формирования и совершенствования различных психологических качеств, умений и навыков у людей, включенных в эти ситуации в роли участников или зрителей. В конечном итоге психотренинг направлен на повышение адекватности самосознания и поведения людей и групп».

Таким образом, обобщая эти и другие определения социально-психологического тренинга, мы под этим термином будем понимать метод групповой работы, направленный на развитие всех сторон личности человека, качеств, умений и навыков общения, поведения, самосознания и саморазвития.

Авторы статьи:

Вепренцова Светлана Юрьевна    
Донцов Дмитрий Александрович    
Донцова Маргарита Валерьевна    
Пятаков Евгений Олегович

(журнал "Психологические науки", №13-1, 18.04.2013).


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Менеджмент, керування, KPI Психологія, емоційний інтелект Тренінги для тренерів