Два способа побудить к действию – мотивация и манипуляция

Два способа побудить к действию – мотивация и манипуляция

В этой статье задену тему побуждения к действию двумя способами: манипуляцией и мотивацией. В чём отличия этих понятий? И всех волнующий вопрос - как отличить одно от другого?

Манипулятор добивается своих целей хитростью и изощренностью. Основная его цель состоит в том, чтобы другой человек сделал что-то нужное для него. Однако так, чтобы тот, кем манипулируют, был уверен в том, что это его мысли и решения.

Искусный манипулятор ищет значимый для адресата мотив и направляет туда свои приёмы. И найдя этот мотив, манипулятор может очень долго пользоваться выгодами от этой игры. Для манипулятора другие люди – это инструменты, орудия для получения собственного выигрыша.

Основная же задача мотивации – побудить человека к действию. Мотивирование, в основном, используют для того, чтобы человек с большим желанием и интересом выполнял поставленные задачи. И здесь тоже затрагиваются внутренние мотивы личности, которые им движут. Выполняя личную задачу, человек продвигает коллектив или предприятие, что выгодно руководству. Однако сотруднику это так же интересно, ведь он получает от этого положенное – деньги, должность, отпуск и т.д.

В чём схожесть?

  • Два способа направлены на побуждение к действию другого. При помощи воздействия на внутренние мотивы личности.

В чём же отличия?

  • Манипулятор эксплуатирует другого человека, как жертву и достигает своих целей, используя его.
  • Мотиватор использует другого для достижения своих/общих целей. Однако человеку это тоже выгодно, так как, выполняя эту задачу он получает нужные ему блага.
  • Мотиватор действует открыто, заявляет о планах и возможностях.
  • Механизмы манипулятора скрыты и редко осознаваемые.

Что выбрать, для достижения целей?

  • Если Вы выбираете манипуляцию, помните, что Ваши механизмы могут быть раскрыты. И после этого выстроить взаимоотношения будет сложно. Так же не забывайте, что в коллективе есть люди, которые понимают Вашу игру и не захотят иметь с Вами дела. Можно сказать, что этот способ взаимодействия не является долгосрочным и уважительным к партнёру.
  • Если Ваш метод – это мотивация, тогда стоит понимать основное – для каждого человека будут свои мотивы. И прежде, чем начинать мотивировать, нужно изучить, что движет человеком. Здесь Вам поможет теория и тест Ф. Герцберга, иерархия потребностей А. Маслоу, теория ожиданий и др.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI Психологія, емоційний інтелект