Как развивать логическое мышление ребенка
Тесты, игры и упражнения для развития логического мышления Вашего ребёнка.
Как развивать логическое мышление ребенка
Ваш ребенок приносит из школы плохие оценки, и не может сам сделать домашнее задание?
Повысить успеваемость можно всего за две недели, потому что мозг, как и любой другой орган, можно тренировать. Раньше считалось, что уровень IQ передается генетически и изменить его невозможно. Однако ученые из центра нейровизуализации при Лондонском университетском колледже доказали, что развитие человеческого интеллекта продолжается всю жизнь, мозг способен создавать новые нейроны до глубокой старости. А значит, умственные способности можно значительно улучшить, если постоянно тренировать свой мозг.
Эти упражнения может выполнять человек в любом возрасте, но особенно это важно для детей. Наш IQ зависит от умения логически мыслить. От того, владеет ли ребенок логическим мышлением, зависит его способность быстро усваивать новый материал и повышать успеваемость в школе. Кроме того, мозг активнее всего «качается» до 15 лет.
Есть универсальный способ, чтобы проверить уровень своего логического мышления!
Каждый сейчас сможет узнать уровень своего интеллекта, для этого понадобится только листочек и ручка. Мы пройдем небольшой тест. Тест состоит из 5 вопросов, в каждом из которых есть варианты ответа. Вопросы покажутся вам несколько абсурдными, но их плюс в том, что они не требуют знаний или начитанности – проверяется только способность логически мыслить. Потому что если человек умеет это, все остальное – дело техники. У всех вопросов один и тот же принцип – исходя из условий задачи надо выстроить логическую цепочку и найти правильный ответ.
Прочитайте вопросы теста и отмечайте у себя те варианты ответа, которые считаете правильными. А в конце вы подсчитаете количество правильных ответов, и выясните, насколько у нас развита логика. За каждый правильный ответ дается один балл. Тест подходит как взрослым, так и детям. На прохождение теста дается не больше 5 минут.
А позже я покажу и расскажу о 3-х простых упражнениях, выполняя которые на протяжении двух недель, ваш ребенок станет самым умным в классе!
1. Некоторые улитки являются горами. Все горы любят кошек. Значит, все улитки любят кошек.
правильно
неправильно
2. Никто из людей не может стать президентом, если у него красный нос. У всех людей нос красный. Значит, никто из людей не может стать президентом.
правильно
неправильно
3. Только плохие люди обманывают или крадут. Катя — хорошая.
Катя не крадет
Катя обманывает и крадет
ни одно из вышеперечисленных
4. Цветы — это зеленые звери. Цветы пьют водку.
все зеленые звери пьют водку
некоторые зеленые звери пьют водку
ни одно из вышеперечисленных
5. Хорошие начальники падают с неба. Плохие начальники могут петь.
хорошие начальники, которые умеют летать — могут петь
некоторые плохие начальники не могут петь
ни одно из вышеперечисленных
Ответы теста:
1 — Неправильно
2 — Правильно
3 — Ни одно из вышеперечисленных
4 — Некоторые зеленые звери пьют водку
5 — Ни одно из вышеперечисленных
Отличным ваше логическое мышление можно считать, если вы набрали 5 баллов. 4 балла – это хороший результат, а 3 и ниже – означает, что вам надо подтянуть логику.
А сейчас проведем простой тест, чтобы определить уровень детского логического мышления.
Три задания, которые помогут выяснить почему же у ребенка не получается решать задачки. Этот тест направлен на выявление проблем с тремя основными составляющими логического мышления. С ними чаще всего возникают проблемы у детей, и это основа, на которой можно строить дальнейшее развитие методики.
Тест на определение уровня логического мышления
Задание 1 – Простые аналогии
Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии выбирает пару справа, вычленяя из предложенных нужное понятие.
Цель: исследование логичности и гибкости мышления, умения проводить аналогии, устанавливать связи.
- Бежать стоять Кричать а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня
- Паровоз вагоны Конь а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня
- Нога сапог Глаза а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос
- Коровы стадо Деревья а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник
- Малина ягода Математика а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) ме
- Рожь поле Яблоня а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья
- Театр зритель Библиотека а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож
- Пароход пристань Поезд а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы
- Смородина ягода Кастрюля а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар
- Болезнь лечить Телевизор а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер
- Дом этажи Лестница а) жители, б) ступеньки, в) каменный
Результаты: о высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном — 5, о низком — менее 5.
Задание 2 – Исключение лишнего
Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Цель: изучение способности к обобщению, классификации.
- Лампа, фонарь, солнце, свеча.
- Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
- Собака, лошадь, корова, лось.
- Стол, стул, пол, кровать.
- Сладкий, горький, кислый, горячий.
- Очки, глаза, нос, уши.
- Трактор, комбайн, машина, сани.
- Лондон, Киев, Волга, Минск.
- Шум, свист, гром, град.
- Суп, кисель, кастрюля, картошка.
- Береза, сосна, дуб, роза.
- Абрикос, персик, помидор, апельсин.
Результаты:
- Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
- Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» — это посуда, а остальное — еда).
- Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
- Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).
Ключ к оценке результатов: Высокий уровень — 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший — 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний — 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий — 1-6 рядов с одним родовым понятием.
Задание 3 — изучение скорости мышления
В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.
Цель: изучение умения видеть картину в целом, тренировка скорости мышления.
Слова:
п-ра д-р-во п-и-а п-сь-о
г-ра з-м-к р-ба о-н-
п-ле к-м-нь ф-н-ш з-о-ок
к-са п-с-к х-кк-й к-ш-а
т-ло с-ни у-и-ель ш-ш-а
р-ба с-ол к-р-ца п-р-г
р-ка ш-о-а б-р-за ш-п-а
п-ля к-и-а п-е-д б-р-б-н
с-ло с-л-це с-ег к-нь-и
м-ре д-с-а в-с-а д-р-в-
Результаты:
25-30 слов — высокая скорость мышления; 20-24 слова — хорошая скорость мышления; 15-19 слов — средняя скорость мышления; 10-14 слов — ниже средней; до 10 слов — инертное мышление.
Проблема в решении задач , чаще всего заключается в том, что ребенок не умеет представлять себе задачу. В этом возрасте у них лучше всего развито зрительное восприятие. Поэтому все условия задачи нужно зарисовывать или чертить в виде таблицы. Сейчас я покажу вам методику, как решаются подобные задачи, которых очень много в школьных учебниках.
Задача. Три девочки – Валя, Наташа и Катя – пришли в театр в платьях разного цвета: одна в белом, другая в сером, третья в черном. В каком платье была каждая, если известно, что Валя – не в черном и не в сером, Катя – не в черном.
Чертим таблицу:
белоесероечерное
Валя+——
Наташа
Катя—
Размеща известные данные в таблицу, сразу становится очевидно, кто был в каком платье.
Размеща известные данные в таблицу, сразу становится очевидно, кто был в каком платье.
Следующие упражнения, это:
Анаграммы — слова, в котором слова переставлены в случайном порядке. Решение — определение первоначального слова. Помогают увидеть картину в целом.
ЧНЕТИЕ — чтение
АЛИГОК — логика
ШЛЫНМЕИЕ — мышление
АОГВОЛМОЛКО – головоломка
Для тренировки умения подбирать и выстраивать аналогии и уметь классифицировать информацию подойдут следующие игры:
Игра 1: Найти неизвестное число
КРОНА КРАН
51639 ?
Решение: В слове КРОНА пять различных букв. Число, записанное под ним, состоит из пяти различных цифр. Поставим их в соответствие друг другу:
Букве К соответствует цифра 5,
Букве Р соответствует цифра 1,
Букве О соответствует цифра 3,
Букве Н соответствует цифра 7,
Букве А соответствует цифра 9.
Тогда слову КРАН соответствует число 5197.
ОТВЕТ: 5197.
Игра 2:
И третья категория – задачи, к которым я рекомендую переходить на 3-4 день после начала занятий, их цель – научить ребенка находить связь между предметами, познакомить его с существенными и несущественными признаками предметов.
Задание 1: даны два слова, мало связанные между собой. За 10 минут вы должны написать как можно больше общих признаков этих предметов.
БЛЮДО, ЛОДКА.
МЕЛ, МУКА
Задание 2: Что будет? – что будет, если мама опоздает на работу? (если не будет света, зимы)
Умение делать выводы из ситуации, развивает причинно-следственные связи.
Эти игры очень просты и в них можно играть всюду, и на ходу и в транспорте, и это не воспринимается как обучение, это просто общение с ребенком. Занимайтесь и играйте, легко и регулярно, относитесь к задачкам, как к игре – и через 2 недели , и вы увидите результат!
Решив три проблемы, вы повысите уровень интеллекта своего ребенка и его успеваемость.
И первая из них – нежелание видеть задачу в целом, находить логические связи и размышлять, исходя из условия задачи. Ребенок стремится все быстренько подставить под формулу и покончить с этим. Для того, чтобы развить у ребенка умение мыслить логически, и сделать для него интересной и «живой» любую задачу, существует простая игра, в которую многие из вас наверняка играли. Такая игра усиливает ваши способности в сообразительности, улучшает мышление, тренирует концентрацию. И со временем вы будете решать логические задачи повышенной сложности, научитесь находить связь между событиями, и понимать, как из одной ситуации следует другая.
Вам потребуются палочки, либо карандаши, либо спички:
Переложи 2 спички так, чтобы собачка посмотрела в другую сторону?
Игра, которая научит нас мыслить логически, это «данетки».
Цель «данеток» — научить детей задавать логические вопросы, анализировать, научиться отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).
Суть этой замечательной игры заключается в том, что ведущий загадывает слово, а игроки должны разгадать его, задавая такие вопросы, на которые можно дать ответ «да» или «нет».
Примеры вопросов:
- это одушевленный предмет? – нет
- Он необходим для жизни? – нет
- Мы используем его каждый день? – нет
- Он полезен в хозяйстве? – нет
- Это развлечение? – да
- Это аттракцион? – нет
- Он есть у людей дома? – да
- В этой игре соревнуются? —да
Чем дальше идет игра, тем больше вопросов возникает у ребенка, тем больше он может проследить логические связи. В эту игру можно играть по дороге в школу, или тоже мотивировать ребенка – сказать, что хочешь ему что-то купить, только надо угадать, что. Если вы чувствуете, что с ремеслом детектива вы уже на «ты», можно усложнить задачу. Например, можно установить определенное количество вопросов, а за самые «меткие» давать очки. Таким образом, вы сможете соревноваться друг с другом, в игре появится небывалый азарт.
Еще один вариант такой игры, которые развивают логику. В этой задаче из 10 спичек сложена форма ключа. Передвиньте 4 спички так, чтобы получилось три квадрата.
Сначала ребенок может переставлять спички «вручную», но потом это можно делать в уме.
Еще одной проблемой многих детей, является то, что они моментально «хватаются» за подсказку мамы, например, мама хочет подсказать, и говорит «может быть, здесь надо прибавить?». Ребенок вместо того, чтобы продумать вариант, который предложила мама, и сказать, подходит он, или нет, сразу говорит «да, да!» и соглашается с предложенным вариантом.
Дети не хотят думать самостоятельно. Чтобы избавиться от этой привычки, я посоветовала бы игру под названием «Верю – не верю». Она развивает у ребенка критическое мышление – умение мыслить самостоятельно, не принимать любое утверждение, а поддавать его критике, самостоятельно формировать мнение, рассуждать.
Условия очень простые – вы говорите какую-то фразу, а ребенок должен определить, правда это или выдумка, и объяснить, почему он так считает. Например, я говорю: «Сок можно есть ложкой».
ДА, если это фруктовое мороженое.
Старайтесь предлагать такие фразы, на которые можно дать неоднозначные ответы. Пусть ребенок поразмышляет над каждой фразой и попробует объяснить, почему он так считает. Так ребенок учится докапываться до истины своим путем, опираясь на сравнения, рассуждения, собственные выводы. Именно такой подход дает бесценный индивидуальный опыт и развивает в ребенке наблюдательность, когда он слушает и видит, казалось бы, очевидные утверждения. Например: «все птицы летают» (не все, есть птицы, которые не летают: курица, индюк, страус, пингвин).
И еще одна игра, в которую можно играть «на ходу», и которая хорошо тренирует умение находить аналогии, . Вы просто даете ребенку слово – например, «вертолет», и просите найти к нему наибольшее количество аналогий по любым принципам – например, бабочка, потому что она летает, или трамвай, потому что в нем тоже можно перевозить людей.
Ответ. Задача решается достаточно просто. Четыре спички, образующие ту часть ручку ключа, нужно переместить на стержень ключа, так чтобы 3 квадрата были выложены в ряд.
Ну а теперь на посошок, задача повышенной сложности, которую все знают и помнят: как помочь крестьянину перевезти на другой берег на лодке козу, капусту и волка, если в лодке может поместиться только 2 предмета, и чтобы коза не съела капусту, а волк не съел козу…Справились?
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Ранній розвиток, розвиток дітей