Как развивать логическое мышление ребенка

Как развивать логическое мышление ребенка

Тесты, игры и упражнения для развития логического мышления Вашего ребёнка.

Как развивать логическое мышление ребенка

Ваш ребенок приносит из школы плохие оценки, и не может сам сделать домашнее задание?

Повысить успеваемость можно всего за две недели, потому что мозг, как и любой другой орган, можно тренировать. Раньше считалось, что уровень IQ передается генетически и изменить его невозможно. Однако ученые из центра нейровизуализации при Лондонском университетском колледже доказали, что развитие человеческого интеллекта продолжается всю жизнь, мозг способен создавать новые нейроны до глубокой старости. А значит, умственные способности можно значительно улучшить, если постоянно тренировать свой мозг.

Эти упражнения может выполнять человек в любом возрасте, но особенно это важно для детей. Наш IQ зависит от умения логически мыслить. От того, владеет ли ребенок логическим мышлением,  зависит его способность быстро усваивать новый материал и повышать успеваемость в школе. Кроме того, мозг активнее всего «качается» до 15 лет.

Есть универсальный способ, чтобы проверить уровень своего логического мышления!

Каждый сейчас сможет узнать уровень своего интеллекта, для этого понадобится только листочек и ручка. Мы пройдем небольшой тест. Тест состоит из 5 вопросов, в каждом из которых есть варианты ответа. Вопросы покажутся вам несколько абсурдными, но их плюс в том, что они не требуют знаний или начитанности – проверяется только способность логически мыслить. Потому что если человек умеет это, все остальное – дело техники. У всех вопросов один и тот же принцип – исходя из условий задачи надо выстроить логическую цепочку и найти правильный ответ.

Прочитайте вопросы теста и отмечайте у себя те варианты ответа, которые считаете правильными. А в конце вы подсчитаете количество правильных ответов, и выясните, насколько у нас развита логика. За каждый правильный ответ дается один балл. Тест подходит как взрослым, так и детям. На прохождение теста дается не больше 5 минут.

А позже я покажу и расскажу о 3-х простых упражнениях, выполняя которые на протяжении двух недель, ваш ребенок станет самым умным в классе!

1. Некоторые улитки являются горами. Все горы любят кошек. Значит, все улитки любят кошек.

правильно

неправильно

2. Никто из людей не может стать президентом, если у него красный нос. У всех людей нос красный. Значит, никто из людей не может стать президентом.

правильно

неправильно

3. Только плохие люди обманывают или крадут. Катя — хорошая.

Катя не крадет

Катя обманывает и крадет

ни одно из вышеперечисленных

4. Цветы — это зеленые звери. Цветы пьют водку.

все зеленые звери пьют водку

некоторые зеленые звери пьют водку

ни одно из вышеперечисленных

5. Хорошие начальники падают с неба. Плохие начальники могут петь.

хорошие начальники, которые умеют летать — могут петь

некоторые плохие начальники не могут петь

ни одно из вышеперечисленных


Ответы теста:

1 — Неправильно

2 — Правильно

3 — Ни одно из вышеперечисленных

4 — Некоторые зеленые звери пьют водку

5 — Ни одно из вышеперечисленных

Отличным ваше логическое мышление можно считать, если вы набрали 5 баллов. 4 балла – это хороший результат, а 3 и ниже – означает, что вам надо подтянуть логику.

А сейчас проведем простой тест, чтобы определить уровень детского логического мышления.

Три задания, которые помогут выяснить почему же у ребенка не получается решать задачки. Этот тест направлен на выявление проблем с тремя основными составляющими логического мышления. С ними чаще всего возникают проблемы у детей, и это основа, на которой можно строить дальнейшее развитие методики.

Тест на определение уровня логического мышления

Задание 1 – Простые аналогии

Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии выбирает пару справа, вычленяя из предложенных нужное понятие.

Цель: исследование логичности и гибкости мышления, умения проводить аналогии, устанавливать связи.

  1. Бежать стоять Кричать а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня
  2. Паровоз вагоны Конь а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня 
  3. Нога сапог Глаза а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос
  4. Коровы стадо Деревья а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник 
  5. Малина ягода Математика а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) ме 
  6. Рожь поле Яблоня а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья 
  7. Театр зритель Библиотека а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож
  8. Пароход пристань Поезд а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы 
  9. Смородина ягода Кастрюля а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар
  10. Болезнь лечить Телевизор а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер 
  11. Дом этажи Лестница а) жители, б) ступеньки, в) каменный

Результаты: о высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном — 5, о низком — менее 5.

Задание 2 – Исключение лишнего

Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Цель: изучение способности к обобщению, классификации.

  1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
  2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
  3. Собака, лошадь, корова, лось.
  4. Стол, стул, пол, кровать.
  5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
  6. Очки, глаза, нос, уши.
  7. Трактор, комбайн, машина, сани.
  8. Лондон, Киев, Волга, Минск.
  9. Шум, свист, гром, град.
  10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
  11. Береза, сосна, дуб, роза.
  12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Результаты:

  1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
  2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» — это посуда, а остальное — еда).
  3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
  4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

Ключ к оценке результатов: Высокий уровень — 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший — 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний — 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий — 1-6 рядов с одним родовым понятием.

Задание 3 — изучение скорости мышления

В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.
Цель: изучение умения видеть картину в целом, тренировка скорости мышления.

Слова:

п-ра   д-р-во   п-и-а     п-сь-о
г-ра   з-м-к    р-ба      о-н-
п-ле   к-м-нь   ф-н-ш     з-о-ок
к-са   п-с-к    х-кк-й    к-ш-а
т-ло   с-ни     у-и-ель   ш-ш-а
р-ба   с-ол     к-р-ца    п-р-г
р-ка   ш-о-а    б-р-за    ш-п-а
п-ля   к-и-а    п-е-д     б-р-б-н
с-ло   с-л-це   с-ег      к-нь-и
м-ре   д-с-а    в-с-а     д-р-в-

Результаты:

25-30 слов — высокая скорость мышления; 20-24 слова — хорошая скорость мышления; 15-19 слов — средняя скорость мышления; 10-14 слов — ниже средней; до 10 слов — инертное мышление.

Проблема в решении задач , чаще всего заключается в том, что ребенок не умеет представлять себе задачу. В этом возрасте у них лучше всего развито зрительное восприятие. Поэтому все условия задачи нужно зарисовывать или чертить в виде таблицы. Сейчас я покажу вам методику, как решаются подобные задачи, которых очень много в школьных учебниках.

Задача. Три девочки – Валя, Наташа и Катя – пришли в театр в платьях разного цвета: одна в белом, другая в сером, третья в черном. В каком платье была каждая, если известно, что Валя – не в черном и не в сером, Катя – не в черном.

Чертим таблицу:


белоесероечерное

Валя+——

Наташа

Катя—

Размеща известные данные в таблицу, сразу становится очевидно, кто был в каком платье.

Размеща известные данные в таблицу, сразу становится очевидно, кто был в каком платье.

Следующие упражнения, это:
Анаграммы — слова, в котором слова переставлены в случайном порядке. Решение — определение первоначального слова. Помогают увидеть картину в целом.

ЧНЕТИЕ — чтение

АЛИГОК — логика

ШЛЫНМЕИЕ — мышление

АОГВОЛМОЛКО – головоломка

Для тренировки умения подбирать и выстраивать аналогии и уметь классифицировать информацию подойдут следующие игры:

Игра 1: Найти неизвестное число

КРОНА   КРАН
51639   ?

Решение: В слове КРОНА пять различных букв. Число, записанное под ним, состоит из пяти различных цифр. Поставим их в соответствие друг другу:

Букве К соответствует цифра 5,
Букве Р соответствует цифра 1,
Букве О соответствует цифра 3,
Букве Н соответствует цифра 7,
Букве А соответствует цифра 9.

Тогда слову КРАН соответствует число 5197.
ОТВЕТ: 5197.

Игра 2:


И третья категория – задачи, к которым я рекомендую переходить на 3-4 день после начала занятий, их цель – научить ребенка находить связь между предметами, познакомить его с существенными и несущественными признаками предметов.

Задание 1: даны два слова, мало связанные между собой. За 10 минут вы должны написать как можно больше общих признаков этих предметов.
БЛЮДО, ЛОДКА.
МЕЛ, МУКА

Задание 2: Что будет? – что будет, если мама опоздает на работу? (если не будет света, зимы)

Умение делать выводы из ситуации, развивает причинно-следственные связи.

Эти игры очень просты и в них можно играть всюду, и на ходу и в транспорте, и это не воспринимается как обучение, это просто общение с ребенком. Занимайтесь и играйте, легко и регулярно, относитесь к задачкам, как к игре – и через 2 недели , и вы увидите результат!

Решив три проблемы, вы повысите уровень интеллекта своего ребенка и его успеваемость.

И первая из них – нежелание видеть задачу в целом, находить логические связи и размышлять, исходя из условия задачи. Ребенок стремится все быстренько подставить под формулу и покончить с этим. Для того, чтобы развить у ребенка умение мыслить логически, и сделать для него интересной и «живой» любую задачу, существует простая игра, в которую многие из вас наверняка играли. Такая игра усиливает ваши способности в сообразительности, улучшает мышление, тренирует концентрацию. И со временем вы будете решать логические задачи повышенной сложности, научитесь находить связь между событиями, и понимать, как из одной ситуации следует другая.

Вам потребуются палочки, либо карандаши, либо спички:

Переложи 2 спички так, чтобы собачка посмотрела в другую сторону?


Игра, которая научит нас мыслить логически, это «данетки».

Цель «данеток» — научить детей задавать логические вопросы, анализировать, научиться отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).

Суть этой замечательной игры заключается в том, что ведущий загадывает слово, а игроки должны разгадать его, задавая такие вопросы, на которые можно дать ответ «да» или «нет».

Примеры вопросов:

  • это одушевленный предмет? – нет
  • Он необходим для жизни? – нет
  • Мы используем его каждый день? – нет
  • Он полезен в хозяйстве? – нет
  • Это развлечение? – да
  • Это аттракцион? – нет
  • Он есть у людей дома? – да
  • В этой игре соревнуются? —да

Чем дальше идет игра, тем больше вопросов возникает у ребенка, тем больше он может проследить логические связи. В эту игру можно играть по дороге в школу, или тоже мотивировать ребенка – сказать, что хочешь ему что-то купить, только надо угадать, что. Если вы чувствуете, что с ремеслом детектива вы уже на «ты», можно усложнить задачу. Например, можно установить определенное количество вопросов, а за самые «меткие» давать очки. Таким образом, вы сможете соревноваться друг с другом, в игре появится небывалый азарт.

Еще один вариант такой игры, которые развивают логику. В этой задаче из 10 спичек сложена форма ключа. Передвиньте 4 спички так, чтобы получилось три квадрата.


Сначала ребенок может переставлять спички «вручную», но потом это можно делать в уме.

Еще одной проблемой многих детей, является то, что они моментально «хватаются» за подсказку мамы, например, мама хочет подсказать, и говорит «может быть, здесь надо прибавить?». Ребенок вместо того, чтобы продумать вариант, который предложила мама, и сказать, подходит он, или нет, сразу говорит «да, да!» и соглашается с предложенным вариантом.

Дети не хотят думать самостоятельно. Чтобы избавиться от этой привычки, я посоветовала бы игру под названием «Верю – не верю». Она развивает у ребенка критическое мышление – умение мыслить самостоятельно, не принимать любое утверждение, а поддавать его критике, самостоятельно формировать мнение, рассуждать.

Условия очень простые – вы говорите какую-то фразу, а ребенок должен определить, правда это или выдумка, и объяснить, почему он так считает. Например, я говорю: «Сок можно есть ложкой».

ДА, если это фруктовое мороженое.

Старайтесь предлагать такие фразы, на которые можно дать неоднозначные ответы. Пусть ребенок поразмышляет над каждой фразой и попробует объяснить, почему он так считает. Так ребенок учится докапываться до истины своим путем, опираясь на сравнения, рассуждения, собственные выводы. Именно такой подход дает бесценный индивидуальный опыт и развивает в ребенке наблюдательность, когда он слушает и видит, казалось бы, очевидные утверждения. Например: «все птицы летают» (не все, есть птицы, которые не летают: курица, индюк, страус, пингвин).

И еще одна игра, в которую можно играть «на ходу», и которая хорошо тренирует умение находить аналогии, . Вы просто даете ребенку слово – например, «вертолет», и просите найти к нему наибольшее количество аналогий по любым принципам – например, бабочка, потому что она летает, или трамвай, потому что в нем тоже можно перевозить людей.

Ответ. Задача решается достаточно просто. Четыре спички, образующие ту часть ручку ключа, нужно переместить на стержень ключа, так чтобы 3 квадрата были выложены в ряд.


Ну а теперь на посошок, задача повышенной сложности, которую все знают и помнят: как помочь крестьянину перевезти на другой берег на лодке козу, капусту и волка, если в лодке может поместиться только 2 предмета, и чтобы коза не съела капусту, а волк не съел козу…Справились?


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Ранній розвиток, розвиток дітей