Эйдетика - мощный элемент позитивного мышления
Статья для родителей, учителей, психологов. Практическое применение методов запоминания, положительно влияющее на становление мировоззрения и позитивное мышление ребенка и взрослого.
«Однажды маленький лягушонок упал в глубокую яму. Конечно, он тут же начал карабкаться наверх – ведь он был позитивный лягушонок. Его друзья стояли у края ямы. Сверху им было хорошо видно, как глубока яма, как гладки ее отвесные стены и как безнадежны усилия их друга. «Перестань! — кричали они ему, — не трать силы! У тебя все равно ничего не получится!». Но лягушонок продолжал карабкаться. Он падал, поднимался и начинал вновь. «Ты все равно погибнешь! – плакали друзья, — не надо так себя мучить!». Они махали ему, пытались докричаться, а он все не оставлял своих попыток. Наконец, он смог продвинуться чуть вверх, нащупал уступ, схватился за случайную травинку и – выпрыгнул! Он тут же бросился к изумленным наблюдателям. «Друзья! – закричал он, – спасибо вам! Я видел, как вы старались мне помочь! Я не мог услышать ваших советов – слова уносил ветер, но ваша поддержка спасла меня. Без нее, без вашей веры в меня, я никогда бы не смог спастись!»
Что помогло лягушонку выбраться из сложной ситуации? Вера в себя? Вера в поддержку своих друзей? Безусловно, выручила его способность мыслить позитивно….Ведь, лягушонку и в голову не пришло, что друзья могли пожелать ему плохого – ведь это был позитивный лягушонок…
А что же такое позитивное мышление?
Позитивное мышление – это наша жизненная позиция, высказывания и мышление, основанные на описании событий или процессов в позитивном ключе.
Залог современного успешного человека- это способность мыслить позитивно, выбирая и акцентируя свое внимание в любой ситуации только на позитивные моменты. Не страдать по поводу неудач и сделанных ошибок, а способность анализировать, исправлять и двигаться дальше!
Факт — событие нейтральное, а как мы будем к нему относится – это всего лишь наш выбор. Хотим, добавим факту позитива и будем радоваться и смеяться, а хотим так усугубим этот же факт, что рыдать и хандрить будем долго. Мне важно научить моих школьников не огорчаться и « не залипать» на ошибках, а находить быстрые способы решения проблемы или их исправления…
В любой религии, в фольклоре любого народа присутствует борьба сил добра и зла, положительных и отрицательных героев, позитивного и негативного восприятия действительности. Собственно говоря, таким образом, решался важнейший для человечества вопрос: как относиться к реальной жизни? Воспринимать ее, как высшее благо, как бесценный дар, относиться ко всему происходящему с благодарностью или не принимать ее, считать злом, наказанием, посланным человеку? Говорят, что рай и ад существуют на земле, и каждый из нас сам выбирает, в каком мире ему жить. Те, кто из всего, что происходит вокруг, выбирают только негативное – всю жизнь живут в аду, а те, которые выбирают позитивное – в раю.
Вся история развития цивилизации подсказывает нам, что в мире человеческих эмоций и оценок, в мире добра и зла, позитива и негатива выигрывает тот, кто выбирает для себя в качестве постоянного ориентира позитивный взгляд на все, что с ним происходит. Это позитивное отношение стало основой мышления людей, активно работающих над улучшением жизни, стремящихся к её познанию, к её развитию.
Мы работаем с детьми, формируем и тренируем их навыки быстрого, выразительного чтения, правильного арифметического счета, навыки грамотного письма, логическое мышление и многое другое, хотя я считаю акценты нужно расставлять и делать именно на формирование позитивного мышления, ведь это есть залог их успеха в жизни! Почему?
Позитивное мышление — это эффективный инструмент для достижения успеха в любом деле.
Впустив в свою жизнь позитивное мышление, легче будет добиваться результатов, потому что негативное мышление тормозит любой прогресс в делах.
Человек с позитивным подходом к жизни ориентирован на действия, на проявление активности, в отличие от пессимистов, которые не умеют, да и не хотят выкарабкаться из своих проблем , позитивное мышление придает веру в себя, в своих близких, друзей, а так же он есть мощный фактор оздоровления всего организма.
На протяжении многих столетий восточные мудрецы говорят, что позитивное мышление — путь к исцелению духовных, физических и эмоциональных недугов человека.
Как же привлечь позитивное мышление в свою жизнь, можно ли научиться мыслить позитивно? И как научить этому своих учеников?
Безусловно, только на своем опыте и на свое примере , на своих знаниях, которые я получала непосредственно, в процессе саморазвития, посещая различные тренинги.
Так, я открыла для себя тренинги по ЭЙДЕТИКЕ и МНЕМОТЕХНИКЕ ( методы запоминания информации), которые развивают не только образное и ассоциативное мышление у школьников И взрослых , но и развивают способность фантазировать и представлять позитивно. Ведь наша память эффективнее удерживает и сохраняет ту информацию, которая яркая, необычная, нестандартная. Чем больше ребенок фантазирует, придумывает, тем больше он создает образов, в процессе чего память ребенка улучшается…Сейчас мои второклассники легко могут повторить 20 слов в том же порядке, в котором их услышат, создавая веселые последовательные цепочки .
К примеру игра « ТЕЛЕВИЗОР»:
КАРЛСОН СТУПЕНЬКИ
ДИВАН МОРЕ
АРБУЗ БЕГЕМОТ
РУЧЕЙ ЮБКА
САКВОЯЖ КОРСЕТ
АПЕЛЬСИНЫ ШАРИК
КУРИЦА ЗЕМЛЯ
ДЖИНСЫ МОРОЖЕНОЕ
ЛЯГУШКА КЛЮКВА
САПОГИ УШИ
Составляем цепочку образов: КАРЛСОН улегся диван, на диване лежит арбуз, из арбуза течет ручей сока, по ручью плывет саквояж , из саквояжа посыпались апельсины, апельсин схватила курица и т.д.
Нелепица? Но именно она поможет вспомнить все! Если человек способен образно мыслить, то любую информацию он воспроизведет легко. Почему читая увлекательный роман или детектив, мы легко перескажем прочитанное? Потому что , пока читали, автоматически включалась визуализация. У детей образная память более развита, чем у взрослых, потому они и запоминают все быстрее и проще. Взрослые часто жалуются на возрастные ухудшения памяти, но на самом- то деле — когда они последний раз фантазировали, придумывали, креативили? А когда играли и вовлекали в процесс запоминания свою память? Для этого теперь есть записные книжки, мобильные телефоны. Это замечательно. Но при этом память не получает должной нагрузки и тренировки , она не задействована, и отсюда, как правило жалобы на незапоминание…
Игра « ТЕЛЕВИЗОР» при этом очень хорошо развивает аудиальную память. Как показали мои исследования, дети в большинстве случаев, воспринимают информацию визуально, либо кинестетически, а для запоминания «на слух» требуется особая подача материала. Потому зачастую один и тот же материал приходится преподносить по-разному, рассчитывая и на аудиалов, и на визуалов, и на кинестетов, подбирая не только соответствующие слова, но и специальные игры.
После составления и воспроизведения цепочки слов ( и как показали исследования- если в эту игру играть постоянно и систематически, то через 2 недели навык воспроизведения и представления будет столь устойчивым, что количество слов не будет иметь значения, хоть 100, хоть 200, а соответственно, любую информацию, которую ребенок будет получать аудиально , то ли на уроках биологии, то ли на уроках чтения, литературы воспроизведет легко и непринужденно, сэкономив время на выполнении домашней зубрежки) мы расширяем наши привычные рамки воображения, придумывая парадоксальные ассоциации к этим словам, причем все создается на позитиве: каким это не бывает? Курица в памперсах, море — высохшее посередине, головастики гигантские и т. д.
Моим ученикам очень нравятся такие игры, они придумывают всякие смешные ассоциации, хохочут, чем улучшают не только свою память, а т.ж. настроение и свою работоспособность. И таких упражнений в эйдетике много… Они разнообразны, эффективны, я применяю их и на математике, и на чтении, и на уроках русского и украинского языков, раз в неделю веду кружок «Скорочтение и скоромышление».
Так на уроке русского языка я использую эйдетические приемы для запоминания правописания словарных слов (метод созвучий) :
КАРТИНА – тина кароль поет о картине, ( подбираем с детьми созвучные слова, такие, чтобы запоминаемая буква была хорошо и четко слышна)
СОНАТА – от сонаты клонит в сон,
ПИРАТ- пираты идут на пир,
МАГАЗИН — в магазине работает маг,
ОСИНА – в осине много ос,
ВИНЕГРЕТ – вино пьет негр и закусывает винегретом…
Дети любят, очень любят рисовать. Потому часто мы рисуем словарные слова, но так, чтобы в рисунке была хорошо прорисована запоминаемая буква.(графический прием)
К примеру:
ПАЛЬТО –рисую пальто и пуговицы на нем в виде буквы А
САПОГ — изображение сапога, подошва, подъем и каблук- контур буквы А
КОРЗИНА- рисунок корзинки, обвожу дно. Оно похоже на букву О
ЯГОДА – рисую на доске ягоду, цветным мелком обвожу ее. Это есть буква О.
Посмеявшись несколько минут, представив себе все эти веселые картинки , ребята, выполняя проверочный словарный диктант , все эти яркие связки припомнят и правильно напишут ту букву, правописание которой нужно было запомнить..
Сейчас, время большого потока информации. Успеть прочитать материал, еще обработать его, сохранить в памяти, воспроизвести и применять его в жизни – может не каждый… Почему дети тратят много времени на выполнение домашних заданий, особенно устных? А может ли ребенок после 5-тичасовых пересказов текстов, зазубриваний , заучиваний стихотворений чувствовать себя успешным и успевающим? Кто из учителей учит своих учеников рационально использовать свободное время и продуктивно работать с материалом, чтобы с минимальными временными и энергетическими затратами запомнить изучаемый материал? Почему мы не учим детей выбирать из текста ключевую информацию и обрабатывать именно ее?
Из своего педагогического опыта и наработок, одним из самых эффективных приемов запоминания является метод пиктограмм.
Пиктограмма—это схематический значок, рисунок, который содержит в себе некую информацию. К примеру, дорожные знаки, знаки-инструкции, значки в телефоне и компьютере и т.д.
Начиная с 1 класса, я ввожу этот метод. Сначала я говорю слова, дети схематично их рисуют. Работаем , составляем и рисуем коллективно:.
радость
море
небо
Потом , аналогично мы рисуем пиктограммки на мои предложения. Всем классом обсуждаем каким будет изображение, при чем я сознательно делаю рисунки карикатурно, легко и весело…
Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки
Только брызги вверх летят.
Во 2 классе дети привыкают составлять пиктограммы самостоятельно. Мы постепенно готовимся к письменному пересказу: слушаем текст, на доске прорисовываем пиктограммы, по ним же проговариваем, повторяем весь текст и записываем в тетради.
В 3 классе каждый работает со своей шпаргалкой ( текст с пиктограммами каждый составляет самостоятельно) и записывает текст в тетрадь.
В 4 классе после составления шпаргалки и запоминания текста, все шпаргалки аннулируются. И дети пишут по памяти в тетрадь. Первоначально у ребят возникает легкая паника ( срабатывает момент недоверия к себе), но она очень быстро проходит, потому что образы, созданные в своих шпаргалках, на самом то деле остались у них в голове….
Позже, когда мои ученики ушли в среднюю школу, многие учителя , читающие в моих классах, спрашивали: что я делала со своими детьми? Почему они такие улыбающиеся? Почему они так отличаются от своих сверстников? Почему они такие успешные в учебе?и легко адаптировались к старшей школе? Почему они так подробно пишут и запоминают изложения? Почему им так нравится учится ? Почему им легко дается?
Да потому что я ориентировала их на позитивный настрой! Что они все могут! Они лучшие! Они моя гордость!
И так на всего учебного процесса: то ли тексты запоминать, то ли изложение написать, выучить таблицу умножения, составить опорный конспект, правильно сделать шпаргалку, запомнить имена и лица, легко запоминать правописание словарных слов или иностранных- в основе лежит одно- представление положительных образов, а за 4 года обучения – это входит в привычку- фантазировать легко и позитивно…Дети учатся легко и в удовольствие, на выполнение домашних задания тратится значительно меньше времени, они знают, что зубрежка- это неэффективно и не надолго, развивая свое творчество и креатив…
Иногда, на уроках я использую минутки для релаксации, которые позволяют не только отдохнуть, но еще и закрепить ранее полученный материал, либо вернуть себе положительные эмоции за счет позитивных воспоминаний. Много раз видела, как такая простая разминка «вспомнить хорошее» за 2-3 минуты наполняет класс улыбками и энергией. Проводится она просто: под приятную спокойную музыку предлагается вспомнить приятное мгновение (что-то, что вызвало у них радость, позитивные эмоции), которое было у них в последнее время и побыть в этом некоторое время, еще раз пережив эту ситуацию в воспоминаниях . Настроение значительно улучшится!
Но все это не будет иметь значения, если я сама не буду примером для своих учеников.
Очень важно , чтобы меня в этом направлении поддерживали родители учеников, не деспотично и авторитарно контролировали, а находили с ними общий язык сотрудничества, помогали расти им не закомплексованными людьми, а самодостаточными и успешными личностями. Потому мы проводим часто совместные внеклассные посиделки, а т. ж. родительские собрания, где я делюсь свои опытом и взглядами на процессы формирования и них и их детей позитивного мышления.
Различные инсценировки, театральные постановки экспромтом , работы в команде и мини группах, разрешение проблемных ситуаций — позволяют моим ученикам чувствовать себя раскрепощенно, открыто , в любой аудитории.. Они доброжелательны, честны, отзывчивы и открыты к любой критике, т.к. понимают, что в любом воспитательном процессе у учителя нет цели унизить и уничтожить ученика, а есть цель помочь найти правильный способ решения и выхода из любой ситуации.. Потому в моих классах, с моими учениками всегда очень приятный микроклимат : атмосфера сотрудничества и позитива!
И в заключение хотелось бы вспомнить фразы великих людей про Систему Позитивного мышления:
«Чудеса там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются». Дидро Д.
«Дайте миру лучшее, что у вас есть, и он ответит вам тем же». Мадлен Бриджес
«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение». Спиноза
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект Ранній розвиток, розвиток дітей