Практическая эйдетика
Где можно применять эйдетику в учебном процессе. Статья для учителей и воспитателей.
Когда — то , по странному стечению обстоятельств, я с ребенком попала на занятия, где хотела усовершенствовать его способности ….Но оказалось, что совершенствоваться нужно мне самой, так как ребенок легко и быстро воспроизвел 70 слов в той последовательности, которую давал преподаватель и не напрягаясь, легко, выполнял все задания учителя…
На протяжении 7 занятий, играя, мы открывали в себе такие способности, таланты и возможности, о которых даже и не подозревали…А так как я — учитель, то очень быстро смекнула, что некоторые приемы и элементы эйдетики можно очень успешно использовать в учебном процессе, сделав его более интересным, нестандартным, позитивным и эффективным..Под впечатлением от открывшихся перспектив, я прошла инструкторский курс, и вот уже 16 лет применяю методику быстрого запоминания на своих уроках и факультативных занятиях.
Приведу лишь некоторые примеры…
Учитель обычно задумывается над тем , как разнообразить работу на уроках украинского и русского языков над правописанием словарных слов, как ускорить запоминание непроверяемых букв?
Например : ОСИНА
Поиграем с этим словом. Нарисуем на доске ствол осины и на нем дупло, БОЛЬШОЕ И КРУГЛОЕ ..а оно похоже на букву О.
дети быстро включаются в игру, придумывая свои ассоциации.
ФУАД: В дупле живут ОСЫ.
САША: Ослик жевал листья Осины.
Следующее слово МЕТРО
КОЛЯ: В Метро спускаются козы и блеют «МЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ»
КЕЙТЛИН: В метро живут МЕТРЫ.
СОЛОМА.
САША: Солома поет СОЛО.
Самое главное в эйдетике- это представление и воображение…Все о чем говорим- представляем.
Результаты не заставили себя долго ждать: первый же словарный диктант показал 99% усвоение материала.
Ведь, в КОМНАТЕ Ната катает КОМ.
ЯГОДА гонется за ГОДОМ.
Иногда позволяем себе порисовать и в тетрадях:
ОГУРЕЦ ( рисуем огурец, он зелененький, продолговатый, обвели его красным цветом…Вот и буква О)
КОМАНДИР ( 0- это лицо командира, дорисуем пилотку, получилась буква А)
КОЛЛЕКТИВ (ЛЛ- люди. которые держатся за ладошки или КОЛ получили на ЛЕКЦИИ)
Используя это прием на каждом уроке по 5 минут, дети не только развивают фантазию и воображение ( а в эйдетике это главное), но и вырабатывают умение быстро соображать, проводить ассоциативные ряды, связывать необходимую информацию… Да и несколько минут доброго, здорового смеха дают ребенку возможность отдохнуть и с еще большим усердием продолжать «грызть гранит науки».
Часто на уроках русского языка для развития слуховой памяти, я использую такой прием: проговариваю 10-15 слов с орфограммами, дети внимательно слушают, представляют, оживляют каждое слово и мысленно соединив в одну цепочку, записывают в тетрадь в том же порядке, подчеркивая орфограммы.
Мои ученики легко воспроизводят и 30, и 50 слов, но время урока ограничено, потому беру в среднем 15- 20 слов, хотя начинали с 5-6.
После записи мы с интересом слушаем истории, которые сочиняли дети, представляя, оживляя, соединяя все слова цепочкой невероятных событий, что и позволяет запомнить их в соответствующем порядке. Это развивает не только память и фантазию, но и речь, умение быстро синтезировать и анализировать, четко формулировать свои мысли.
Зрительную память можно развивать используя аналогичную вышеописанной игру, только слова заменяю картинками , наклеенными на большой лист картона:
Пару минут -ученики рассматривают, соединяют, запоминают, коллаж с картинками убирается и дети по памяти записывают увиденные слова, подчеркивают орфограммы. Можно включить и взаимопроверку.
Аналогично над развитием зрительной памяти можно работать, если на большом листе разместить уже написанные слова. К примеру:
КРОВАТЬ САПОГИ УЧЕНИК БИБЛИОТЕКА КАПУСТА
БЕРЕЗА КАРАНДАШ ХЛЕБОРОБ МАШИНА ЯБЛОКО
ДЕВОЧКА СУББОТА ПШЕНИЦА СОБЫТИЕ КОРОВА
Дети читают слова, представляют их, соединяют последовательно цепочкой ярких смешных событий, записывают и проверяют записанное друг у друга.
Наша школа принимала участие в эксперименте «Ступеньки к информатике».Элементы эйдетики применимы и здесь .Так, на уроке по теме " УРОК-ИГРА" отрабатывались навыки и умения составлять алгоритмы на примере разных игр.
Приведу в пример фрагмент урока:
— Что такое алгоритм? Кто может быть исполнителем алгоритмов?
-Представьте себе, что на нашу школьную площадку приземлился космический корабль и из него вышел пришелец-робот, который понимает только четко сформулированные команды. Чтобы подружиться с ним, воспользуемся зашифрованным словом, записанным на доске:
ГИАР ( необычным размещением букв концентрируем внимание детей)
— Что такое игра? Давайте найдем ответ в словаре С.И.Ожегова
— Какие виды игр знаете?
— Без чего не существует ни одна игра? ( без правил)
— Составьте алгоритм любой игры, которой бы вы хотели научить нашего гостя.
Дети придумывают алгоритм к своим любимым играм «Жмурки», «Лото», «Прятки», «Салки»
— Какие навыки формирует игра? ( мышление, память, внимание, гибкость, выносливость, умение работать в команде)
— Мы поработаем над этими качествами, улучшим их, а поможет нам в этом ЭЙДЕТИКА.
ИГРА 1
" открытка + шум»
У КАЖДОГО УЧЕНИКА НА ПАРТЕ НАБОР ОТКРЫТОК ИЗ 10 ШТУК. на аудиокассете запись 10 шумов..
— Составьте алгоритм к этой игре.
1. Взять открытку в руки
2. Оживить картинку в своем представлении
3. Прослушать шум на кассете и ярко связать его с изображением на картинке
4. Отложить открытку в сторону
5. Взять следующую картинку
6. Повторить цикл с 2 по 5. пока не закончатся открытки
Работая по этому алгоритму , дети, играя, тренируют зрительную и слуховую память.
— А теперь, играем наоборот, прослушали шум и припомнили, свизуализировали соответствующую этому шуму картинку, расскажите своему соседу, что на ней изображено.
Взаимопроверка
— А ТЕПЕРЬ УЧИМСЯ РАБОТАТЬ КОМАНДОЙ
ИГРА 2 «КОЛЛАЖ»
Каждая команда получает коллаж с 11-ю фрагментами, расположенными вразброс. Дети за 40 сек. соединяют устно поочередно все картинки в одну цепочку. Составьте алгоритм.
1.Оживить в представлении фрагмент коллажа
2.Смешно и весело связать фрагмент со следующим фрагментом
3. Этот фрагмент так же ярко связать со следующим
4. Повторить цикл до конца
После игры- проверка : к доске выходит 1 представитель от команды и перечисляет, какие фрагменты коллажа он запомнил.
ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ, КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ, УМЕНИЯ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ, СПОСОБНОСТЬЮ ВООБРАЖАТЬ служит следующая игра.
ИГРА 3 " МУЛЬТИКИ"
— Составим алгоритм
1. Прослушать слово
2. Представить его ярко
3. Прослушать следующее слово
4. Представить его ярко
5. Связать эти 2 слова последовательно
6. Повторить цикл до конца
— Итак, я читаю слова, вы их представляете в своем воображении и соединяете невероятным событием в одну цепочку
БАНАН
ЕЛЬ
ЗМЕЯ
ОЧКИ
ПРОВОД
АНАНАС
СЛОН
НИТКА
ОБЛАКО
САЛФЕТКА
ТОННА
— К примеру, БАНАН вырос на ЕЛИ. под ЕЛЬЮ лежит ЗМЕЯ в ОЧКАХ. от ОЧКОВ идет ПРОВОД к АНАНАСУ. АНАНАС на голове СЛОНА..СЛОН за НИТКУ держит ОБЛАКО…теперь протрем ОБЛАКО САЛФЕТКОЙ. А САЛФЕТКИ тяжелые. весят 1 ТОННУ.
— ЗАПИШИТЕ ЭТИ СЛОВА В СТОЛБИК..
— Что нужно соблюдать , играя в любую игру?
— Если вы правильно записали слова, то ответ прочитаете по первым буквам вашего столбика.
— БЕЗОПАСНОСТЬ
ТАКИМ образом, играя в понятные и интересные эйдетические игры , ученики усвоили и осмыслили термин " АЛГОРИТМ" и легко будут и использовать его в практике ….
Благодаря быстрой смене разнообразных видов игр ( а их много -ведь они рассчитаны на развитие зрительной и слуховой, и тактильной, и фотографической ,и двигательной памяти), умелое, систематическое их использование и применение, придает гибкость и мобильность, позитивность мышлению ребенка.
Уроки с элементами эйдетики надолго останутся в памяти ученика, так как в процессе их применения в обучении привлекаются все анализаторы, которые способствуют легкому усвоению и крепкому запоминанию материала: воображение, фантазия, представление, ощущение….
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект Ранній розвиток, розвиток дітей Тренінги для тренерів